Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение политико-деловых целей, идей представителей теории общественного выбора, а также определение сущность экономической политики государства в целом и Республики Беларусь в частности.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1) влияние политического процесса на экономическую сферу общества;
2) анализ экономической политики государства в целом;
3) анализ экономической политики в РБ.
ВВЕДЕНИЕ
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВА
СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Стратегическая сверхзадача для Беларуси на текущем этапе - строительство экономики, основанной на знании, - базируется на максимальной реализации существующих серьезных предпосылок для научно-технического прогресса. Акцент делается на человеческое развитие, путем выявления и увеличения возможностей, стимулирование применения результатов научной мысли, а в конечном итоге - ускоренного научно-технического прогресса.
Для перевода экономики на качественно новый уровень, то есть увеличения во вновь созданном продукте удельного веса наукоемких товаров, технологий и услуг, политика экономического развития осуществляется в следующих стратегических направлениях:
1. Формирование конкурентных преимуществ.
Процесс формирования конкурентных преимуществ в республике протекает с восприятием того основного стратегического принципа, согласно которому конкурентноспособность приобретается со временем, а не наследуется. Конкурентоспособность экономики зависит от возможности модернизации и внедрения инноваций в реальный сектор.
Политика повышения
конкурентоспособности в Белару
2. Развитие инновационных процессов.
В современных условиях глобализации, когда беспрецедентно возросшие потоки капитала в большей части направлены в сферу высоких технологий, а импорт инноваций стал основным фактором рыночной экономики, политика инновационного развития направлена на превращение Беларуси в привлекательную для этих потоков зон с тему, чтобы в кратчайшие сроки превратить страну если не в создающую высокие технологии, то хотя бы в страну, обслуживающую их. Для перехода от такой вторичной роли к первичной (от обслуживающей в создающую), осуществляется политика поддержки формирования новой научно-исследовательской структуры, способной интегрироваться в современные системы.
В Беларуси инновационное развитие экономики стартовало формированием национальной инновационной системы. Основная цель этого этапа - создание инфраструктурных и институциональных основ. На следующем этапе политика будет направлена на стимулирование организации таких производств, которые могут освоить новейшие инновации и производить соответствующую международным стандартам наукоемкую продукцию и выйти на внешние рынки.
3. Последовательное улучшение предпринимательской среды.
Основным залогом
При этом ожидается, что в результате проводимой политики непрерывно растущие потоки инвестиций (в том числе обусловленные проникновением транснациональных корпораций) дадут возможность сформировать крупные финансово-промышленные центры, благодаря кластерообразующим свойствам которых создадутся условия для последующего развития предпринимательства (в том числе малого и среднего).
С целью сохранения жизнедеятельности и динамичного развития малого и среднего предпринимательства акцент делается на обеспечение последовательности четкой государственной политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что проявляется в осуществлении мероприятий по формированию инфраструктур и расширению их финасовых, профессиональных, технологических и маркетинговых возможностей.
4. Стимулирование экспорта.
Для обеспечения
опережающих темпов роста
Последовательно улучшается
сформировавшееся довольно
5. Региональное развитие.
Для вывода республики
на траекторию устойчивого
Исходя из первоочередности решения проблем и приоритетов территориальной политики, преодоление возникших диспропорций в уровнях экономического развития регионов Беларуси осуществляется и в дальнейшем будет развертываться путем формирования и развития в регионах кластеров, повышения эффективности сельского хозяйства, создания несельскохозяйственных рабочих мест, повышения уровня занятости населения и т. д.
Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики [6, с. 231-245].
Из изложенного вытекает, что правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой.
Теория общественного
выбора, как самостоятельное
Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.
Впервые идеи, лежащие в основе теории общественного выбора, были сформулированы в конце 19-го века представителями итальянской школы государственных финансов: М. Панталеони, У. Маццола, А. Де Вити де Марко и др. Эти исследователи являлись пионерами использования предельного анализа и теории цены для изучения бюджетного процесса, а также для моделирования спроса и предложения на рынке общественных благ. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах представителей шведской школы в экономической науке – К. Викселля и Э. Линдаля, уделявших первостепенное внимание политическим процессам, обеспечивающим определение государственной бюджетной политики.
Разработанные подходы долгое время оставались практически неизвестными для исследователей. Вместе с тем в 1940-50-х годах представления о рациональном характере поведения индивидов в политической сфере стали активно проникать в научные дискуссии, благодаря опубликованным в этот период работам Й. Шумпетера, К. Эрроу, Д. Блэка, Э. Даунса. Объединение двух указанных направлений стало основой разработки комплекса идей, известных ныне как теория общественного выбора. Ключевую роль в этом сыграли представители так называемой Вирджинской школы в экономической теории. Признанным лидером этой школы является Дж. Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией .
В своей Нобелевской лекции Дж. Бьюкенен сформулировал три основные предпосылки, на которые опирается теория общественного выбора: методологический индивидуализм, концепция "экономического человека" и анализ политики как процесса обмена.
В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.
Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей кроме заботы об общественных интересах.
Теория общественного выбора (public choice theory) - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
"Рациональные политики"
поддерживают, прежде всего, те
программы, которые
Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция "экономического человека" (homo economicus). Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение его функции полезности. Такое поведение рационально.
Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего, выгоды и издержки, связанные с принятием решений), стремясь к выполнению условия:
МВ>МС,
где MB - marginal benefit - предельные выгоды,
МС - marginal cost - предельные издержки.
Трактовка политики как процесса обмена восходит к диссертации шведского экономиста Кнута Викселля "Новый принцип справедливого налогообложения" (1896). Основное различие между экономическим и политическим рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ и Бьюкенена. "Политика - пишет он, - есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому"1.
Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа интересующей нас теории являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.
Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии.
Логическим завершением теории общественного выбора является, поэтому постановка вопроса о "провалах" государства (правительства). Указанные провалы – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
Информация о работе Влияние политических факторов на макроэкономическое развитие