Влияние политических факторов на макроэкономическое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение политико-деловых целей, идей представителей теории общественного выбора, а также определение сущность экономической политики государства в целом и Республики Беларусь в частности.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1) влияние политического процесса на экономическую сферу общества;
2) анализ экономической политики государства в целом;
3) анализ экономической политики в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВА
СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

тема 36 исправление.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

 Стратегическая сверхзадача  для Беларуси на текущем этапе - строительство экономики, основанной на знании, - базируется на максимальной реализации существующих серьезных предпосылок для научно-технического прогресса. Акцент делается на человеческое развитие, путем  выявления и увеличения возможностей, стимулирование применения результатов научной мысли, а в конечном итоге - ускоренного научно-технического  прогресса.

 Для перевода экономики на качественно новый уровень, то есть увеличения во вновь созданном продукте удельного веса наукоемких товаров, технологий и услуг, политика экономического развития осуществляется в следующих стратегических направлениях:

1. Формирование конкурентных преимуществ.

Процесс формирования конкурентных преимуществ в республике протекает с восприятием того основного стратегического принципа, согласно которому конкурентноспособность приобретается со временем, а не наследуется. Конкурентоспособность экономики зависит от возможности модернизации и внедрения инноваций в реальный сектор.

 Политика повышения  конкурентоспособности в Беларуси сконцентрирована на отдельных сферах и областях экономики.  Главная задача – обеспечение превалирования таких отраслей, где производственными факторами являются высококвалифицированные кадры и мощная научно-техническая база, и которым свойственно  привлечение крупных инвестиций и постоянная модернизация. Именно в этом контексте и осуществляется политика увеличения потенциала наукоемких производств, создающих высокую добавленную стоимость, путем их технологического перевооружения.

2. Развитие инновационных процессов.

 В современных условиях  глобализации, когда беспрецедентно  возросшие потоки капитала в большей части  направлены в сферу высоких технологий, а импорт инноваций стал основным фактором рыночной экономики, политика инновационного развития направлена на превращение Беларуси в привлекательную для этих потоков зон с тему, чтобы в кратчайшие сроки превратить страну если не в создающую высокие технологии, то хотя бы в страну, обслуживающую их. Для перехода от такой вторичной роли к первичной (от обслуживающей в создающую), осуществляется политика поддержки формирования новой научно-исследовательской структуры, способной интегрироваться в современные системы.

 В Беларуси инновационное развитие экономики стартовало формированием национальной инновационной системы. Основная цель этого этапа - создание инфраструктурных и институциональных основ. На следующем этапе политика будет направлена на стимулирование организации таких производств, которые могут освоить новейшие инновации и производить соответствующую международным стандартам наукоемкую продукцию и выйти на внешние рынки.

3. Последовательное улучшение предпринимательской среды.

Основным залогом последовательного  повышения степени привлекательности и улучшения предпринимательской среды является наличие соответствующего устойчивого и благоприятного правового поля, при котором хозяйственник, действуя в условиях лишь предпринимательских рисков, направит свои усилия на совершенствование управленческих навыков. Удачное завершение осуществленных и еще продолжающихся с этой целью институциональных реформ (в стандартизации, финансовой, страховой и других сферах) гарантирует привлечение в экономику долгосрочных и широкомасштабных инвестиций.

 При этом ожидается,  что в результате проводимой  политики непрерывно растущие потоки инвестиций (в том числе обусловленные проникновением транснациональных корпораций) дадут возможность сформировать крупные финансово-промышленные центры, благодаря  кластерообразующим свойствам которых создадутся условия для последующего развития предпринимательства (в том числе малого и среднего).

 С целью сохранения жизнедеятельности и динамичного развития малого и среднего предпринимательства акцент делается на обеспечение последовательности четкой государственной политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что проявляется в осуществлении мероприятий по формированию инфраструктур и расширению их финасовых, профессиональных, технологических и маркетинговых  возможностей.

4. Стимулирование экспорта.

 Для обеспечения  опережающих темпов роста экспорта, не удовлетворяясь лишь созданием видимости устранения препятствий, в республике принята и реализуется политика прямого стимулирования экспорта. Кроме последовательного упрощения администрирования, не учитывая объективные ограничения, предпринимаются определенные мероприятия по стимулированию экспорта.

 Последовательно улучшается  сформировавшееся довольно либеральное  поле, способствующее увеличению  объемов экспорта и обеспечению  его опережающего роста по сравнению с импортом, с особым акцентом на стимулирование экспорта продукции наукоемких и высокотехнологичных производств. Дальнейшее развитие этой политики в Беларуси будет протекать путем обеспечения альтернативного решения транспортной проблемы, формирования жизнедеятельной системы субсидирования и/или льготного кредитования экспортеров, полноценного внедрения систем страхования  рисков, маркетинга и управления качеством, привлечения транснациональных корпораций.

5. Региональное развитие.

 Для вывода республики  на траекторию устойчивого экономического  развития необходимо, чтобы экономика  была сбалансирована и в географическом разрезе. Принятая политика обуславливает регулирование проблемы повышением качества предпринимательской среды в регионах и их равномерным социально-культурным развитием. Для осуществления этого требуют первоочередного решения задачи совершенствования системы управления и улучшения функционирования инфраструктур.

 Исходя из первоочередности  решения проблем и приоритетов  территориальной политики, преодоление возникших диспропорций в уровнях экономического развития регионов Беларуси осуществляется и в дальнейшем будет развертываться путем формирования и развития в регионах кластеров, повышения эффективности сельского хозяйства, создания несельскохозяйственных рабочих мест, повышения уровня занятости населения и т. д.

Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики [6, с. 231-245].

Из изложенного вытекает, что правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой.

Теория общественного  выбора, как самостоятельное направление  экономической науки сформировалась только в 50-60-х гг. ХХ века. Непосредственный импульс теории общественного выбора дали дискуссии 30-40-х гг. по проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон). Широкий резонанс в 60-е гг. вызвала книга К. Эрроу "Социальный выбор и индивидуальные ценности" (1951), в которой проводилась аналогия между государством и личностью. В противоположность этому подходу, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок в книге "Исчисление согласия" (1962) проводили аналогию между государством и рынком. Отношения граждан с государством рассматривались при этом согласно принципу "услуга за услугу" (quid pro quo) . Именно эти идеи, получившие дальнейшее развитие в работе Дж. Бьюкенена "Границы свободы" (1975), легли в основу теории общественного выбора. Важную роль в ее разработке сыграли также Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.

Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.

Впервые идеи, лежащие в основе теории общественного выбора, были сформулированы в конце 19-го века представителями итальянской школы государственных финансов: М. Панталеони, У. Маццола, А. Де Вити де Марко и др. Эти исследователи являлись пионерами использования предельного анализа и теории цены для изучения бюджетного процесса, а также для моделирования спроса и предложения на рынке общественных благ. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах представителей шведской школы в экономической науке – К. Викселля и Э. Линдаля, уделявших первостепенное внимание политическим процессам, обеспечивающим определение государственной бюджетной политики.

Разработанные подходы  долгое время оставались практически  неизвестными для исследователей. Вместе с тем в 1940-50-х годах представления о рациональном характере поведения индивидов в политической сфере стали активно проникать в научные дискуссии, благодаря опубликованным в этот период работам Й. Шумпетера, К. Эрроу, Д. Блэка, Э. Даунса. Объединение двух указанных направлений стало основой разработки комплекса идей, известных ныне как теория общественного выбора. Ключевую роль в этом сыграли представители так называемой Вирджинской школы в экономической теории. Признанным лидером этой школы является Дж. Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией .

В своей Нобелевской  лекции Дж. Бьюкенен сформулировал  три основные предпосылки, на которые опирается теория общественного выбора: методологический индивидуализм, концепция "экономического человека" и анализ политики как процесса обмена.

В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед  выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.

Основная предпосылка  теории общественного выбора состоит  в том, что люди действуют в  политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой  грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей кроме заботы об общественных интересах.

Теория общественного  выбора (public choice theory) - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

"Рациональные политики" поддерживают, прежде всего, те  программы, которые способствуют  росту их престижа и повышают  шансы одержать победу на очередных  выборах. Таким образом, теория  общественного выбора пытается  последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятельности, включая государственную службу.

Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция "экономического человека" (homo economicus). Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение его функции полезности. Такое поведение рационально.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное  значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего, выгоды и издержки, связанные с принятием решений), стремясь к выполнению условия:

МВ>МС,

где MB - marginal benefit - предельные выгоды,

МС - marginal cost - предельные издержки.

Трактовка политики как  процесса обмена восходит к диссертации  шведского экономиста Кнута Викселля "Новый принцип справедливого налогообложения" (1896). Основное различие между экономическим и политическим рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ и Бьюкенена. "Политика - пишет он, - есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому"1.

Сторонники теории общественного  выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа интересующей нас теории являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.

Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии.

Логическим завершением  теории общественного выбора является, поэтому постановка вопроса о "провалах" государства (правительства). Указанные провалы – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Информация о работе Влияние политических факторов на макроэкономическое развитие