Влияние политических факторов на макроэкономическое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение политико-деловых целей, идей представителей теории общественного выбора, а также определение сущность экономической политики государства в целом и Республики Беларусь в частности.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1) влияние политического процесса на экономическую сферу общества;
2) анализ экономической политики государства в целом;
3) анализ экономической политики в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВА
СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

тема 36 исправление.doc

— 288.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«Полоцкий государственный университет»

Финансово- экономический  факультет

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

 

 

Тема:  Влияние политических факторов на макроэкономическое развитие


 


Исполнитель: студент (факультет, курс, группа)

 

(фамилия, имя, отчество)


 

 

Руководитель проекта


(ученое звание, ученая степень, должность)

 


(фамилия, имя,  отчество)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

4

     

1.

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВА

 
     

2.

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 
     
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
     
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
     

 

 

Замечания

1. Оформление  работы не соответствует методическим указаниям, должно быть 2 главы, первая глава теоретическая, вторая глава по республике беларусь

2. В работе  следует рассмотреть политико  деловые цели, идеи представителей теории общественного выбора, рассмотреть сущность экономической политики государства в целом и республики беларусь в частности

3. во введении  нужно указать цель, задачи и  актуальность



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Под термином политической экономии имеется ввиду  исследование  политических факторов, влияющих на экономическую политику государства.  Другими  словами, политическая  экономия  исследует  факторы,  которые  влияют  на    действия государства  в области  производства,  распределения,  обмена,  потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Не секрет, что в  обеспечении нормального функционирования любой  современной экономической системы важная роль принадлежит  государству.  Государство  на протяжении всей истории цивилизации рассматривалось как  неотъемлемая  часть экономики. Оно во все времена и во всех странах оказывало  ключевое  влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на  развитие  общества  в целом. Государство представляет  собой  стержень  существующей  общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование  всех  других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и  организует формы  общественной  жизни,  образуя  основу   институциональной   иерархии.

Государственное вмешательство  в экономику  является  объективно  необходимым для любого правительства.

Все формы вмешательства  государства  в  экономику  образуют  целостную систему.   Каждая   модель    государственного    регулирования    экономики представляет собой определенное сочетание элементов  и  реализуется  в  виде комплекса  мер  экономической  политики  и  соответствующих  государственных институтов,  разрабатывающих  и  реализующих  эти  меры.  Между   различными направлениями экономической политики с необходимостью должна  осуществляться координация.

Как было сказано ранее, экономическая политика государства  во  многом зависит от ряда факторов, которые оказывают  на  нее  существенное  влияние. Следовательно,  чтобы  осуществлять   эффективную   экономическую   политику необходимо все время учитывать эти факторы.

Итак, в данной работе мы  попытаемся  рассмотреть  более  подробно  вопросы, касающиеся  влияния политических факторов на макроэкономическое развитие.

Актуальность данной темы бесспорна, ибо каждое правительство  всегда проводит некоторую политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Глубина преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом сообществе делают жизненно необходимым для каждой страны изучение и восприятие международного опыта организации фискальной политики. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма данной политики.

Таким образом, целью  данной курсовой работы является рассмотрение политико-деловых целей, идей представителей теории общественного выбора, а также определение сущность экономической политики государства в целом и Республики Беларусь в частности.

В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:

1) влияние политического процесса на экономическую сферу общества;

2) анализ экономической политики государства в целом;

3) анализ экономической политики в РБ.

Таким образом, предметом  исследования в данной работе является политические факторы, а объектом исследования является политика Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА НА 

ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВА

 

Политическая и экономическая  сферы общества неразрывно связаны  и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.

Тезис о том, что экономика  влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.

В настоящее время Беларусь переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного периода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов?

Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европейской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом факторе, то есть - в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса.

Значительно меньше внимания уделяется теоретическому осмыслению властью процессов реформирования, предпочтениям, которые отдаются экономическим или политическим интересам, нарушающим условия их взаимодействия.

Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования.

Можно выделить важнейшие  направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу  общества:

- организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

- установившаяся система  местной власти, позволяющая сочетать  и учитывать региональные и общероссийские интересы;

- система отношений  с мировым сообществом, позволяющая  соотносить интересы страны с  глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне [6, с. 231-245].

В рамках этих важнейших  направлений пересекаются экономические  интересы различных групп, вызывая  острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную  собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими  владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает — важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований.

Центральная проблема в  формировании соответствующих условий  — процесс создания правового  государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики — это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти.

Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов — процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических связей усиливает центробежные тенденции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта их решения — важнейшая задача политической власти.

Реальными инструментами  процесса оптимизации этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

Столь же не прост процесс  выработки концепции оптимального соотношения интересов страны и интересов мирового сообщества.

На решение этих задач  влияют две тенденции, реализация которых  связана с внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с экономически развитыми странами, позволяющих использовать с большей выгодой преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубежному капиталу.

Эти две тенденции  неразрывно связаны, так как рыночные отношения не позволяют отдать предпочтение бескорыстию и благотворительности. Эти тенденции влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят от направленности внешнеполитического курса.

Часто итог того или иного  типа экономического сотрудничества проявляется не сразу. Выводы и оценки внешнеполитического курса носят порой прогностический характер. Следует трезво оценивать устремления различных групп мировых экономических сил, стремящихся реализовать как одну, так и другую тенденцию.

С решимостью построить  суверенное, демократическое, социальное и правовое государство, Беларусь в экономике приняла к руководству политику перехода на рыночные отношения, с целью реализации которой было положено начало процессу экономических реформ, основанных на либеральных ценностях,. В результате последовательного и неуклонного осуществления политики либерализации экономики, повышения инвестиционной и деловой  активности, обеспечения режима свободной торговли и полноценной интеграции страны в мировую экономику повысилась степень прогнозируемости экономики Беларуси и снизился уровень рисков, что явным образом отразилось на ее престиже в качестве делового партнера.

Главной целью экономической  политики Республики Беларусь являлось эффективное распределение ресурсов в ракурсе продолжительности жизни одного поколения, между тем как прогресс современной цивилизации обусловлен обеспечением устойчивого развития, при котором наиболее гарантированы возможности удовлетворения потребностей настоящего и будущего поколений. В этом смысле экономическая политика в настоящее время, параллельно с количественным ростом, направлена на обеспечение качественного экономического разития. То есть, приоритетом является обеспечение эволюции экономики на основе более интенсивного использования умственных и созидательных возможностей человеческих ресурсов, с ослаблением при этом стратегической роли природных ресурсов.

Информация о работе Влияние политических факторов на макроэкономическое развитие