Влияние налогообложения на равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование понятия рыночного равновесия и влияние налогообложения на рыночное равновесие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить общие понятия рыночного равновесия и его концепции;
Исследовать теорий, описывающих влияние налогообложения на рыночное равновесие;
Проанализировать влияние налогообложения на конкурентную отрасль в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее рыночное равновесие…………………………………………...5
1.1 Концепция рыночного равновесия………………………………..9
1.2 Рыночное равновесие……………………………………………..11
Глава 2. Развитие теорий описывающих влияние налогообложения на рыночное равновесие……………………………………………………………14
Глава 3. Налоги и рыночное равновесие……………………………….............20
3.1 Влияние налогообложения на конкурентную отрасль в краткосрочном периоде…………………………………………………………21
3.2 Влияние налогообложения на конкурентную отрасль в долгосрочном периоде………………………………………………………..…24
3.3 Налог и равновесная цена………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………..………..30
Список использованной литературы…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 496.50 Кб (Скачать)

Рис. 2. Излишек потребителя  и производителя

 

Поэтому потребитель выигрывает, покупая  товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕР(рис. 2).

Знание предельных издержек (МС) позволяет  определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 2). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Глава 2. Развитие теорий описывающих влияние налогообложения  на рыночное равновесие.

 

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

  • налоги;
  • дотации;
  • фиксированные цены.

          Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов  на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно  возьмем два варианта:

  • налог уплачивают продавцы;
  • налог уплачивают покупатели.

          Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1 (рис. 3).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения  вверх на величину Т, ибо для получения  той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо  за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.

Рис. 1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами.

        

 Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 4 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями.

       

  Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 3, а). Из рис. 3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.

          Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

          Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рис. 3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

        

 Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 4).

Рис. 4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

         

Допустим, что введена дотация  из госбюджета производителям данного  блага размером 5 руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

          Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

          Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

          Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

          Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

  • а) установление верхнего ("потолка") предела цен;
  • б) установление нижнего ("пола") предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

          Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".

          Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

          Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q'q единиц блага, во втором - Q"s.

Рис. 5. Фиксированная цена

 

 

 

 

Глава 3. Налоги и рыночное равновесие.

 

В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение.

Налог выступает  одним из экономических рычагов регулирования рынка.

Смещая точку равновесной цены, налог не нарушает законов спроса и предложения.

Налоги также искажают общее  равновесие так, как способствуют отклонению цен от равновесных. Это влияет, с  одной стороны, на производителей (снижая стимулы производства), а с другой стороны на выбор потребителей. Последние, стремясь уменьшить налоговое бремя, выбирают товары-заменители. Растущий эффект взаимозаменяемости приводит к искажениям совокупного спроса и в конечном счете к потерям эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Влияние налогообложения  на конкурентную отрасль в  краткосрочном периоде.

Налог на один из факторов производства фирмы (в форме платы  за промышленные отходы) создает для фирмы стимул изменить способ использования факторов в процессе производства. Выясним, какой может оказаться реакция фирмы на налогообложение своего объема выпуска. Для упрощения анализа предположим, что фирма использует производственную технологию с фиксированным соотношением факторов. Если фирма загрязняет окружающую среду, налог на выпуск, возможно, побудит ее снизить объем производства, а следовательно, и отходов; но он мог бы налагаться непосредственно на рост дохода.

Рис. 1. Кривые краткосрочных издержек

             

Во-первых, предположим, что налогом на объем выпуска облагается только эта фирма; таким образом, он не влияет на рыночную цену товара. Мы увидим, что налог на выпуск побуждает фирму снизить объем производства. Рис. 1 показывает кривые краткосрочных издержек для фирмы, получающей положительную экономическую прибыль при производстве объема выпуска ql и продаже продукции по рыночной цене P1. Поскольку налог применяется в отношении каждой единицы выпуска, он поднимает кривую предельных издержек фирмы МС1 в положение МС2 = МС1 + t, где t - это налог на единицу производимого товара. Налог также поднимает кривую средних переменных издержек на величину t.

Налог на производство приводит к одному из двух результатов. Если фирма все еще получает положительную или нулевую экономическую прибыль после взимания налога, она будет максимизировать свою прибыль за счет выбора нового уровня выпуска, при котором предельные издержки и налог в сумме составят цену ее товара. Объем производства фирмы упадет с q1 до q2, и неявный эффект налога проявится в сдвиге кривой предложения вверх (на величину налога). Если фирма не может больше получать экономическую прибыль после введения налога, она покинет рынок.

Рис. 2. Рост цены товара

 

 

Теперь предположим, что  все фирмы в отрасли облагаются налогом; тем самым увеличиваются их предельные издержки. Так как каждая фирма уменьшает свое производство при текущей рыночной цене, совокупная величина предложения отрасли также упадет, вызвав рост цены товара, как показано на рис. 2. Смещение вверх кривой предложения из S1 к S2 = S1 + t заставит рыночную цену товара возрасти с Р1 до P2 (на величину меньшую, чем величина налога). Это увеличение цены устранит часть эффектов, которые мы описали ранее. Фирмы будут сокращать свое производство в меньшей степени, чем стали бы при неизменной цене.

Наконец, налоги на объем производства могут также побудить некоторые фирмы, издержки которых немного выше, чем у остальных, уйти из отрасли. В процессе этого кривые долгосрочных средних издержек для каждой фирмы благодаря налогу сместятся вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2  Влияние налогообложения  на конкурентную отрасль в  долгосрочном периоде.

 

В долгосрочном периоде эластичность предложения капитала очень высока, и обычно ее можно считать близкой  к бесконечности. В пользу этого  говорят два аргумента. Во-первых, современная развитая рыночная экономика обычно является открытой и капитал способен, реагируя на налоги, свободно перемещаться через границы. Если в одной из стран устанавливается сверхвысокое налогообложение прибыли, это дает импульс бегству капиталов, которое продолжается до тех пор, пока реальная норма отдачи инвестиций не становится близкой к «доналоговой». Во-вторых, снижение доходности инвестиций, в конечном счете, не благоприятствует сбережениям. Поэтому налогообложение прибыли оборачивается в долгосрочном периоде соответствующим уменьшением предложения капитала, а это в свою очередь ведет к относительному повышению нормы прибыли.

Высокая эластичность предложения  дает, как известно, возможность  успешно перемещать налоговое бремя, и в долгосрочном периоде  корпорации (точнее говоря, получатели дивидендов) способны покидать сферу действия рассматриваемого налога. Их место в этой сфере занимают работники и потребители.

В корпоративном секторе, как правило, сосредоточены капиталоемкие производства, в некорпоративном капиталоемкость в среднем ниже, а трудоемкость выше. Ведь преимущество корпораций состоит как раз в способности привлекать дополнительный капитал. Поэтому изменение структуры спроса в пользу продукции второго из названных секторов влечет при прочих равных условиях, относительное снижение спроса на капитал и относительное повышение спроса на труд. Следовательно, налог на прибыль корпораций дает импульс замещению капитала трудом не только внутри корпоративного сектора, но и в масштабах всей экономики.

Информация о работе Влияние налогообложения на равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде