Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа
Целью работы является исследование понятия рыночного равновесия и влияние налогообложения на рыночное равновесие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить общие понятия рыночного равновесия и его концепции;
Исследовать теорий, описывающих влияние налогообложения на рыночное равновесие;
Проанализировать влияние налогообложения на конкурентную отрасль в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее рыночное равновесие…………………………………………...5
1.1 Концепция рыночного равновесия………………………………..9
1.2 Рыночное равновесие……………………………………………..11
Глава 2. Развитие теорий описывающих влияние налогообложения на рыночное равновесие……………………………………………………………14
Глава 3. Налоги и рыночное равновесие……………………………….............20
3.1 Влияние налогообложения на конкурентную отрасль в краткосрочном периоде…………………………………………………………21
3.2 Влияние налогообложения на конкурентную отрасль в долгосрочном периоде………………………………………………………..…24
3.3 Налог и равновесная цена………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………..………..30
Список использованной литературы…………………………………………..32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Астраханский Инженерно-
(ГАОУ АО ВПО «АИСИ»)
Кафедра «Экономика строительства»
Курсовая работа
По предмету: «Макроэкономика»
На тему: «Влияние налогообложения на равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде»
Проверила:
к.э. н. доц. Калимуллина И. В.
Выполнила:
Студентка гр. ЭБ-11-11
Маркова М.
Астрахань 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общее рыночное равновесие…………………………………………...5
1.1 Концепция рыночного равновесия
1.2 Рыночное равновесие……………………………
Глава 2. Развитие теорий описывающих
влияние налогообложения на рыночное
равновесие……………………………………………………
Глава 3. Налоги и рыночное равновесие………………………………........
3.1 Влияние налогообложения на
конкурентную отрасль в
3.2 Влияние
налогообложения на конкурентную отрасль
в долгосрочном периоде………………………………………………………..
3.3 Налог и равновесная цена………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..32
Введение
Для существования государства нужны соответствующие финансовые ресурсы, которые аккумулируются в бюджетных и внебюджетных централизованных фондах. В рыночных условиях хозяйства налоговая форма такой централизации становится ведущей. Экономические отношения, связанные с налогами, в той или другой мере касаются всего населения страны, поэтому теоретические и практические аспекты построения налоговой системы интересуют не только специалистов, но и граждан страны.
Система налогообложения начала формироваться с 1991 года. Несмотря на неизменность основных принципов построения этой системы, заложенные в Законе «О системе налогообложения», некоторые ее элементы постоянно изменяются: вносятся дополнения, уточнения, поправки.
С переходом к рыночным методам проведения экономики меняются подходы и принципы на счет совершения налогов и налоговых платежей. Важное значение при этом должно предоставляться подготовке специалистов по налогообложению и налоговому регулированию, которые имеют глубокие теоретические знания и практические навыки, могут обобщать приобретенный отечественный и зарубежный опыт и творчески подойти к решению сложных задач в сфере управления налогообложения.
Рыночная экономика
– это бесконечное
Тема данной курсовой работы "Влияние налогообложения на равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде" является важной и актуальной для современного общества, поскольку любая экономическая система в любой стране имеет систему налогообложения. На состояние рынка имеет прямое влияние проводимая государством налоговая политика. Влияние налогов на рыночное равновесие сводится к действию следующего механизма. Налоги регулируют доходы социальных слоев населения. Дополнительные поступления влияют на покупательную способность сектора негосударственной экономики. При этом повышение налогов приводит к понижению доходов предприятий и домашних хозяйств и их возможностей потребления и сбережений. Снижение ставок налогов положительно влияет на доход домашних хозяйств и предприятий, что приводит к стимулированию спроса.
Налоги представляют собой издержки, которые приводят к увеличению цен на товары, они перекладываются на производителей, а затем и на потребителей. Не важно, платит налог продавец или покупатель, в любом случае это влияет на состояние кривых спроса и предложения. Если платит покупатель, падает спрос; если продавец - снижается предложение.
В данной работе мы постараемся наиболее широко осветить процесс влияния налогообложения на рыночное равновесие.
Целью работы является исследование понятия рыночного равновесия и влияние налогообложения на рыночное равновесие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является рыночное равновесие.
Предметом исследования является процесс воздействия налоговой политики на конкурентную отрасль.
Глава 1. Общее рыночное равновесие.
В условиях свободной конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректируют цену до того момента, когда величина спроса и величина предложения совпадают. Ситуация, при которой количество товара, предлагаемого к продаже QS, равно количеству товара QD, которое покупатели намерены приобрести, называется рыночным равновесием по данному товару.
Равновесное количество продукции QE устанавливается при равновесной цене PE. Равновесная цена – это такое значение цены, при котором величина спроса равна величине предложения (QD = QS). Равновесное количество товара QE – то, которое продается при равновесной цене. Точка, где пересекаются графики спроса и предложения – это состояние равновесия по данному товару.
Положение, при
котором цена оказывается выше равновесного
значение, называют избыточным. Оно
характеризуется
При цене PE QS=QD, достигается состояние равновесия. Это положение, при котором количество товара, предлагаемого к продаже, равно количеству товара, которое покупатели намерены приобрести.
При цене P2 выше равновесной
QS>QD, возникает избыток (затоваривание
равно QS2 – QD2). При цене P1 ниже равновесной
QS<QD, формируется дефицит (равен QD1
– QS1).
а) увеличение спроса
Увеличение спроса увеличивает равновесную цену и равновесное количество продукта. Существует прямая зависимость между изменениями спроса и изменения равновесной цены и равновесного количества продукта.
б) увеличение предложения
Увеличение предложения снижает равновесную цену и увеличивает равновесное количество продукта. Существует прямая зависимость между изменением предложения и изменением равновесного количества продукта, и обратная зависимость изменения предложения и изменения равновесной цены.
в) одновременное увеличение спроса и предложения
Одновременное увеличение спроса и предложения приводит к росту равновесного количества товара и незначительно влияет или не влияет на изменение равновесной цены.
На конкурентном рынке при возникновении дефицита цены начинают расти. Рост цен стимулирует продавцов к расширению производства товаров. Постепенно спрос насыщается, и рынок достигает равновесного состояния. При возникновении затоваривания наблюдается снижение цен. Это ведет к свертыванию производства. В результате рынок снова приходит в состояние равновесия.
Допущения проведенного
анализа:
1) на рынке равновесия по данному товару
на практике может не быть).
Например, цена спроса меньше цены предложения при любом (положительном) количестве продукта.
Производство товара технологически возможно, но экономически нецелесообразно. Недоучет этого обстоятельства объясняет неудачу некоторых деловых проектов, в которых неверно оценен спрос.
2) равновесие может существовать не при единственном сочетании значений цены и количества продукта.
а) рынок рабочей силы:
При очень высокой заработной плате рабочие предпочитают свободное время
увеличению заработка
и сокращают величину предложения
труда.
б) рынок престижных товаров:
так же существуют две точки равновесия
в) Равновесие существует при любой
цене в диапазоне P1…P2, изменение цены
не влияет на величину спроса и предложения
(абсолютная неэластичность спроса и предложения
на отрезке MN)
г) В интервале Q1 – Q2 устанавливается равновесная цена PE. Кривые спроса и предложения совершенно эластичны и совпадают – при одной и той же цене может быть продано разное количество товара.
Одной из характеристик состояния равновесия является его устойчивость, которая зависит от того, какие силы возникают при отклонении от состояния равновесия. Рыночное равновесие по товару устойчиво, если при отклонении от него возникают силы, которые его восстанавливают, отклонения цен спроса от цен предложения погашаются, обе цены стремятся к равновесной цене PE путем приближения величины предложения к величине спроса.
Равновесие неустойчиво, если при отклонении от состояния равновесия возникают силы, которые увеличивают это отклонение.
1.1 Концепция рыночного равновесия.
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков — Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме ценности. В зависимости от способа ответа на этот вопрос ученые-экономисты разделились на две большие группы. Представители первой группы утверждают, что ценность блага определяется, прежде всего, количеством и качеством живого и овеществленного труда (средств производства), затраченного на его создание. Данное направление получило название трудовой, или классической теории ценности (стоимости), к нему можно отнести таких известных ученых, как У. Петти, А. Смит, д. Риккардо, К. Маркс и другие. Другое направление, которое можно условно назвать концепцией полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. БемБаверк), утверждает, что в основе ценности блага лежат не затраты производителя, а его реальная потребительская полезность, способность удовлетворять потребности человека.
И та и другая теория имеют свои сильные и слабые стороны, каждая по-своему права и в известном смысле логически неуязвима, хотя и небесспорна. По-видимому, для точного решения поставленного вопроса экономической науке требовался некий компромисс, а точнее — синтез этих двух направлений который позволил бы соединить в себе положительные элементы обеих теорий и объяснить происхождение ценности именно как результат взаимодействия двух равноправных рыночных агентов — производителя и потребителя. Над этим синтезом работали многие ученые-экономисты, особенно во второй половине ХIХ века, среди которых особенное место принадлежит английскому ученому А. Маршаллу. А. Маршалл предложил идею рыночного равновесия, основной смысл которой заключается в следующем. Предполагается, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равноправных агентов — покупатели, представляющие рыночный спрос и продавцы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором подавляющее большинство агентов не заинтересовано в изменении рыночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т. е. не имеет серьезных стимулов к изменениям. Это, возможно, прежде всего при равенстве объектов спроса и предложения, а само «уравновешивание происходит при посредстве действия механизма цен.
А. Маршалл показал это графически и аналитически, доказав при этом существование и устойчивость равновесия. Данная модель в своей концептуальной основе не претерпела серьезных изменений и до сих пор считается базовой для объяснения сущности и особенностей функционирования рыночных систем.
1.2 Рыночное равновесие.
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 1).
Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.
Рис. 1. Рыночное равновесие
Но состояние равновесия на рынке
неустойчиво, т.к. изменения рыночного
спроса и рыночного предложения
вызывают изменение рыночного равновесия
Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS).
Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.
Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S®S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 1,а).
Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).
Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.
С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.
Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. 2).