Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:31, курсовая работа
Исходя из всего выше сказанного, целью данной курсовой работы является комплексное исследование платежного баланса Российской Федерации и определение влияния на него макроэкономической политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, сущность и макроэкономическое значение платежного баланса;
рассмотреть основные виды и структуру платежного баланса;
изучить основные факторы, влияющие на состояние платежного баланса;
провести статистический анализ показателей платежного баланса России;
рассмотреть возможные прогнозные тенденции изменения исследуемых показателей.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Платежный баланс – отражение мирохозяйственных связей страны……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие, сущность и макроэкономическое значение платежного баланса……………………………………………………………………………..6
1.2. Особенности составления и структура платежного баланса……...10
2. Статистический анализ показателей платежного баланса Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1. Основные тенденции в динамике показателей платежного баланса……………………………………………………………………………20
2.2. Прогнозные тенденции изменения показателей платежного баланса……………………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………
Оценки актива или дефицита платежного баланса не могут быть однозначными. Их желательность или нежелательность зависят от вызвавших их причин и устойчивости.
Дефицит (или положительное сальдо) платежного баланса может быть реакцией на возрастание (или сокращение) иностранного спроса на валюту данной страны для использования ее в качестве резервных активов. Общим правилом является следующее: в условиях нормально растущей экономики и расширения внешнеэкономических отношений страна, чья валюта используется в качестве средства международных расчетов, должна иметь дефицит баланса текущих операций. Так как большая часть мировых денег имеет форму банковских депозитов или казначейских векселей в ключевой валюте, растущий спрос на мировые деньги со стороны всех других стран порождает дефицит международных расчетов ключевой валюты. В этом случае дефицит платежного баланса может быть вполне нормальным явлением, а не признаком слабости национальной валюты, как во всех других случаях.12
Страна ключевой валюты действует, по существу, как обычный банк, который всегда имеет больше денежных обязательств, чем резервных активов. Такой дефицит платежного баланса нередко называют «дефицитом без слез», так как страна ключевой валюты может позволить себе в течение известного времени не проводить макроэкономической корректировки.
Если же страна не является мировым финансовым центром, то, поскольку официальные резервы любой страны ограничены, устойчивые и длительные дефициты платежных балансов со временем приводят к их истощению. В этом случае проводится корректировка платежного баланса, связанная со сложной макроэкономической перестройкой: страна может сократить свои расходы за границей или увеличить доходы от своего экспорта путем использования различных внешнеторговых ограничений или корректировки обменного курса валюты.
В ходе таких корректировок возможно снижение уровня жизни населения в результате повышения общего уровня цен, обесценивания национальной валюты (и сбережений в этой валюте), сокращения занятости в отдельных отраслях экономики и т.д. Поэтому корректирующие меры макроэкономической политики являются малопопулярными и нередко откладываются.
Кризис платежного баланса (длительно существующий накопленный дефицит платежного баланса) нередко возникает в результате того, что страна длительное время откладывала урегулирование дефицита по текущим операциям и истощила свои официальные валютные резервы.13
Возможности кредитования за рубежом исчерпаны, так как нарушен график обслуживания внешнего долга и страна не в состоянии его погасить. Макроэкономическая корректировка является единственным способом преодоления кризиса платежного баланса и кризиса внешней задолженности.
Фактором усугубления кризиса платежного баланса является недоверие экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка. Ожидания обесценивания национальной валюты стимулируют спекулятивный спрос на иностранную валюту. Эта ситуация характерна для многих переходных экономик, в том числе и для России.
Любая информация об ухудшении состояния государственного бюджета, о снижении цен на нефть или на другие экспортные ресурсы снижает доверие к политике правительства и повышает спрос на иностранную валюту (в обмен на национальную). Это значительно затрудняет действия Центрального Банка по защите национальной валюты от обесценивания, так как его официальных валютных резервов может оказаться недостаточно для одновременного финансирования дефицита платежного баланса и удовлетворения растущего спекулятивного спроса на иностранную валюту.
Поэтому правительства нередко прибегают к ограничениям таких спекулятивных операций. В этом случае возникает «черный рынок» валюты, а проблема недоверия к политике государства не снимается.
Корректировка обменного курса валюты является, по существу, единственным способом выхода из этой ситуации. Однако установление более реалистичного валютного курса на практике достаточно трудно осуществить, так как это зависит от ожиданий экономических агентов и их оценок политики правительства.
Поскольку обратное воздействие макроэкономической политики на экономические ожидания является трудно прогнозируемым, критерий реалистичности валютного курса оказывается весьма расплывчатым.
В
краткосрочной перспективе
Величина национальных сбережений определяется мерами бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая фискальная политика в стране сопровождается снижением объема национальных сбережений. Это приводит к положительному сальдо финансового счета и дефициту счета текущих операций.
Таким образом, сдерживающая фискальная политика в стране увеличивает объем национальных сбережений, что сопровождается дефицитом финансового счета и активным сальдо счета текущих операций.
Повышение мировых процентных ставок приводит к дефициту финансового счета и положительному сальдо счета текущих операций в небольшой открытой экономике. Снижение мировых ставок процента приводит к противоположным результатам.
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАТЕЖНОГО
БАЛАНСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2.1.
Основные тенденции
в динамике показателей
платежного баланса
За 2007 – 2009 гг. платежный баланс Российской Федерации формировался в условиях меняющейся под воздействием мирового финансового кризиса внешнеэкономической конъюнктуры. Профицит счета текущих операций, несмотря на его стремительное сокращение, достиг максимума. Изменилось направление движения внешних финансовых потоков: чистый вывоз капитала частным сектором превысил его приток. В результате наблюдалось сокращение международных резервов Российской Федерации (приложение 1).
Положительное сальдо счета текущих операций достигло 102,3 млрд. долларов США, увеличившись на 32,9% (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение основных компонентов счета текущих операций платежного баланса РФ за 2007 – 2009гг.
Источник: Официальный сайт Росстата // Режим доступа: http://www.rosstat.ru.
Внешнеторговый оборот возрос до рекордной величины: 763,5 млрд. долларов (табл. 4).
Таблица 4
Изменение экспорта и импорта товаров в среднем за 2007 – 2009 гг., млрд. долл. США
Показатель | Всего | В том числе за счет изменения: | |
физических объемов | цен | ||
Экспорт товаров | 117,2 | -10,0 | 127,2 |
Импорт товаров | 68,4 | 24,7 | 43,7 |
Внешнеторговый оборот | 185,6 | 14,7 | 170,9 |
Сальдо торгового баланса | 48,8 | -34,6 | 83,4 |
Источник:
Россия в цифрах: статистический сборник
// Режим доступа: http://gks.ru.
Экспорт товаров вырос на 33,1%. Его прирост обусловливался динамичным наращиванием вывоза товаров в 2008 году.
В географическом распределении российского экспорта незначительно увеличились доли Европейского союза (ЕС) - до 56,7%, и стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - до 12,9%. Удельный вес стран Содружества Независимых Государств (СНГ) оставался приблизительно на уровне 14,9%. В страновом разрезе ведущими партнерами были Нидерланды (12,2%), Италия (9,0%) и Германия (7,1%).15
Импорт товаров вырос на 30,6% за счет ценового фактора и вследствие наращивания физических объемов. В условиях сжатия внутреннего спроса, наблюдавшегося в конце 2008 года, увеличение импорта существенно замедлилось: составили лишь 5,3%.
Активное расширение торговых связей со странами АТЭС выразилось в увеличении их удельного веса в географической структуре импорта до 33,3%. Доля стран ЕС не изменилась и составила 43,7%. Удельный вес стран СНГ уменьшился на 1,2 п.п. - до 13,7%. Крупнейшими странами-партнерами были Китай (13,0%), Германия (12,8%) и Япония (7,0%).16
Дефицит баланса услуг составил 25,0 млрд. долларов, что на 27,5% было выше аналогичного показателя в среднем за 2004 – 2006гг. Импорт превышал экспорт по большинству категорий услуг.
Отрицательное сальдо баланса оплаты труда возросло в 1,9 раза - до 14,2 млрд. долларов, при этом заработная плата, выплаченная иностранным работникам, достигла 18,0 млрд. долларов, а соответствующие доходы резидентов - 3,8 млрд. долларов. На динамику показателя повлияло активное привлечение иностранных работников в экономику страны (многократно превышавшее количество резидентов, выехавших за границу для временного трудоустройства), а также существенный рост их номинальной заработной платы.
Дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился до 35,1 млрд. долларов, доходы, начисленные к выплате, составили 88,7 млрд. долларов, к получению - 53,6 млрд. долларов.
Сальдо инвестиционных доходов органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования, как и ранее, было положительным и увеличилось до 17,4 млрд. долларов. Основным источником доходов оставалось размещение резервных активов за рубежом.17
Расходы частного сектора по обслуживанию обязательств в размере 86,6 млрд. долларов в 2,5 раза превышали соответствующие доходы от размещения зарубежных активов.
Расходы банков, связанные с обслуживанием иностранных обязательств (14,4 млрд. долларов), были существенно выше доходов от инвестиций за рубеж (7,5 млрд. долларов). Наиболее серьезный разрыв между расходами и поступлениями сектора сформировался за счет кредитных операций: доходы к выплате достигли 9,4 млрд. долларов, к получению - 5,5 млрд. долларов. Сальдо начисленных к выплате и к получению доходов по прямым инвестициям составило 3,7 млрд. долларов.
Отрицательное сальдо баланса текущих трансфертов уменьшилось с 3,5 млрд. до 3,1 млрд. долларов США. Полученные трансферты оценивались в 11,0 млрд. долларов. Их основными источниками были налоги, выплаченные нерезидентами. Выплаты (14,1 млрд. долларов) главным образом связаны с денежными переводами населения за рубеж.
Сальдо счета операций с капиталом сложилось положительным в размере 0,5 млрд. долларов. В связи с частичным прощением государственного внешнего долга его дефицит составил 10,2 млрд. долларов.
Объем полученных капитальных трансфертов был больше выплаченных на 0,7 млрд. долларов, в том числе органами государственного управления - на 0,2 млрд., прочими секторами - на 0,5 млрд. долларов. Величина последнего показателя определялась превышением стоимости имущества и финансовых активов, ввезенных иммигрантами (1,4 млрд. долларов), прежде всего из стран СНГ, над вывезенными за рубеж активами (0,9 млрд. долларов).
Стоимость приобретенных за рубежом непроизведенных нефинансовых активов (в форме патентов и торговых марок) составила 0,2 млрд. долларов США.
Сальдо финансового счета (без учета резервных активов) сложилось отрицательным - 139,3 млрд. долларов (в сопоставимом периоде положительный баланс составлял 95,9 млрд. долларов).18
Иностранные обязательства резидентов увеличивались медленнее: на 95,2 млрд. долларов США. Темпы роста показателя снизились в результате частичного погашения задолженности частным сектором (табл. 5).
Внешние
обязательства федеральных