Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:41, реферат
Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология − есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек − машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии". Но в психологии труда вообще предмет − это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, что предмет инженерной психологии − это система "человек как субъект − сложная техника" (главное в субъекте − это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).
Введение………………………………………………………………………...3
1.Оператор в системе "человек − машина" (СЧМ) и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором……………………………...4
1.1Психологические особенности системы "человек − компьютер"………6
2.Влияние информационных технологий на работу оператора……………...15
2.1Внедрение компьютерных технологий в организациях…………………...15
2.2Компьютер в деятельности психолога ………………………………….….17
2.3Компьютер как вариант "органопроекции" человеческого интеллекта и пути обогащения "компьютерной метафоры"……………………..…….…….20
Заключение………………………………………………………………………25
Литература ………………………………………………………………………28
Рассмотрение вопроса о том, каково соотношение функций в решении сложных производственных задач между человеком и компьютером, заставляет прежде всего обратиться к проблеме самих интеллектуальных функций и к проблеме интеллекта в более широком плане. Рассматривая эволюцию самого понятия "интеллект", Е.Б. Моргунов отмечает, что со времен Платона и Аристотеля "ранг интеллекта как бы все время понижался". Интеллект начали рассматривать как "способность человека к познанию", "функции интеллекта операционализировались", "делались попытки низвести интеллект к способности приспособления, к решению лишь практических задач". "В психологии делались попытки измерений интеллекта как некоей технической функции, и ученые, осознающие ограниченность этих процедур, не без ехидства определяли интеллект как то, что измеряется с помощью тестов на интеллект".
Наиболее сложной оказалась проблема рассмотрения интеллекта как творческого акта. Е.Б. Моргунов пишет в связи с этим: "Сложилась ситуация, при которой мы многое знаем о разновидностях интеллекта, умеем отличить одну от другой и даже определять, более того, формировать некоторые из них, но не умеем определить интеллект как таковой". При этом сам процесс творческого размышления предлагается рассматривать как "особый "функциональный орган" индивидуальности" .
Поскольку сама работа человека за компьютером формируется и под воздействием характеристик программного обеспечения, "…вполне логичной была бы задача рассмотрения того, какие изменения в процессе мышления происходят под влиянием компьютера, и в особенности, компьютера, оснащенного искусственным интеллектом" . При этом, по мнению Е.Б. Моргунова и В.П. Зинченко, "многообещающей представляется логика размышлений, предложенная выдающимся российским философом П.А. Флоренским и обозначенная им еще в 1919 году в работе "Органопроекция".
Сам термин "органопроекция" (согласно Флоренскому П.А.) − это не только модель конкретного органа, но и устройство для реализации определенной функции. Как считают В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов, "органопроекция "размазывается" между человеком и объектом его деятельности, она − проекция не только первообраза, но и объекта, не только органопроекция, но и ОБЪЕКТО−ПРОЕКЦИЯ", при этом "разные органопроекции, а также разные технические реализации одной и той же органопроекции в большей или меньшей степени тяготеют к одному из выделенных полюсов, т.е. к первообразу или к объекту, они всегда продукт некоторого компромисса" .
В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают
также, что "органопроекция и объектопроекция
сходятся, сливаются в системах искусственного
интеллекта" т.к. в них не только моделируются
функции человека, но и создается новый
объект, приобретающий определенную независимость
от пользователя (за счет гибкости и возможности
самонастраиваться). И хотя искусственный
интеллект не укладывается уже в рамки
традиционно понимаемого "средства
труда" (технического орудия), это еще
и не субъект труда. Более корректно говорить
здесь об "органопроекции" интеллекта.
"Система приобретает определенную
независимость от пользователя в решении
задач, − пишет Е.Б. Моргунов. − Наиболее
распространенная разновидность систем
искусственного интеллекта − экспертная
− функционирует в строго ограниченной
предметной области. Вобрав в себя совокупность
приемов работы специалиста высокого
уровня, экспертная система начинает давать
решения, уровень которых близок к уровню
решений и рекомендаций специалиста. Если
помощью экспертной системы пользуется
студент или менее квалифицированный
специалист, в его глазах она может приобретать
индивидуально−психологические черты.
Может возникнуть ЭФФЕКТ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ
компьютера, сопровождаемый речевым обращением
к нему, эмоциональными оценками и реакциями
на те или иные особенности функционирования
системы. Каждый пользователь, имеющий
опыт работы с доинтеллектуальными системами,
в состоянии припомнить ряд примеров на
этот счет".
Однако проблема, обозначенная В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым, представляется еще более интересной (и одновременно, запутанной). Поставим перед собой вопрос: только ли средства определяют деятельность человека и потенциально претендуют на то, чтобы всецело завладеть человеком (когда само средство превращается в "инициатора" активности и размышлений человека, точнее, когда сам человек из субъекта труда превращается в ведомый компьютером "объект". Но в качестве таких инициаторов могут выступать и цели труда (когда человеком "овладевает" какая−то идея), и условия труда (например, когда заработок явно доминирует над иными смыслами труда) и т.п.
Зададимся другим
интересным вопросом: где кончается человек (и соответственно,
где начинаются уже средства его деятельности,
его труда)? Ответ на данный вопрос очень
непрост. Эта проблема связана, с одной
стороны, с проблемой границы телесности.
Напомним, что еще К. Маркс говорил об орудии
как о "продолжении руки человека":
"...предмет, которым человек овладевает
непосредственно... − есть не предмет труда,
а средство труда. Так, данное самой природой
становится органом его деятельности,
органом, который он присоединяет к органам
своего тела, удлиняя таким образом, вопреки
библии, естественные размеры последнего...".
С другой стороны, не менее интересен и
иной вопрос: где кончается сама субъектность,
не является ли сам человек лишь "органопроекцией"
своего предприятия или проводником воли
своего начальника?.. − Кроме того, можно
спросить: не является ли сам человек (оператор)
"органопроекцией" компьютерных
сетей, куда также включены другие операторы−пользователи?
Современная компьютерная техника не может сравниваться с человеком по крайней мере по следующим позициям:
Можно выделить следующие основные направления, пути обогащения "компьютерной метафоры":
1. Разработка искусственного интеллекта на логико−математических основаниях (правда, необходимо помнить, что у человека процессы мышления иные, чем у машины).
2. В когнитивной
психологии нет характеристики
источников самодвижения
3. Как отмечал Дж. Джонс, "для изобретения
чего−то необходимо изменить не только
чье−то (или свое) окружение, но и самого
себя". Следовательно, нужны другие
разработчики компьютеров − другие "обогатители
компьютерной метафоры".
4. В.П. Зинченко
видит также перспективу при
решении активности и сознания
субъекта труда в разработке
идеи "живого движения" (как
единицы анализа психики) . Интересно,
что еще известный
До настоящего времени еще нет достаточно полной ясности в вопросе о том, какой вид общения может быть назван диалогом и как выявить его наиболее существенные параметры. Правда, следует сказать, что наблюдавшиеся в течение значительного времени недостаток систематизированных представлений о человеко−машинном диалоге, расплывчатость и неопределенность основных понятий, явившиеся следствием недооценки человеческого фактора, постепенно преодолеваются. Это создает предпосылки для эффективного использования психологических знаний и методов при разработке диалога человека с ЭВМ.
Понятие диалога человека с ЭВМ можно ограничить таким взаимодействием, которое носит характер перемежающегося обмена запросно−ответными репликами с интервалами между ними, не превышающими субъективно ожидаемого, при непременном условии неполноты имеющейся в распоряжении каждого партнера информации. Для совершенствования процесса общения нужно понимать, почему люди общаются так, а не иначе, т. е., для того чтобы выявить специфику общения человека с ЭВМ, необходимо сравнить это общение с коммуникацией между людьми при решении конкретных задач.
К настоящему времени выполнены некоторые инженерно−психологические исследования способов организации процедуры общения в процессе диалога. Отправным моментом этих исследований как раз и послужило положение, что значительный прогресс в организации общения человека с ЭВМ может быть достигнут в результате понимания процесса общения человека с человеком, в частности факторов, влияющих на естественную коммуникацию, например, устройств связи человека с ЭВМ. Именно отсутствием информации по этим вопросам можно объяснить тот факт, что на передний план при организации такого взаимодействия до последнего времени выдвигали технические и экономические критерии и оставляли в тени инженерно−психологические критерии. Результаты проведенных исследований со всей очевидностью продемонстрировали громадную важность инженерно−психологического анализа даже отдельных аспектов проблемы общения человека с ЭВМ.
Необходимым условием при организации эффективного диалога выступает постулат о знании пользователем “языка общения” с машиной. Поэтому эффективность будущих систем “человек – ЭВМ” будет существенно зависеть от того, насколько согласованно будут развиваться входные языки программирования (общения) и внутренние языки вычислительной машины. Таким образом, обеспечение языковой совместимости пользователя и машины становится важным аспектом проектирования систем “человек – ЭВМ”. Поэтому в последние годы деятельность многих ученых направлена на создание таких языков, которые требовали бы возможно меньших усилий для их усвоения разными категориями пользователей.Поиски в этом направлении связаны с разработкой такого входного языка программирования, который был бы в достаточной степени близок к логико−математическому диалекту естественного языка, обеспечивал бы широкие возможности для творческой деятельности пользователя, включал бы в себя программные средства диалога и в то же время не создавал бы чрезмерных сложностей в интерпретации языка. При этом следует исходить из положения, что, по−видимому, не может существовать один−единственный язык, полезный любому пользователю в системе “человек – ЭВМ”. Операционный уровень инженерно−психологического проектирования – это уровень, предусматривающий оптимизацию основных перцептивных и моторных компонентов деятельности оператора в рамках общей структуры деятельности, сформированной на проблемно−функциональном и процедурном уровнях проектирования. В основном это относится к визуальному восприятию информации оператором и к различным манипуляциям, осуществляемым оператором над информацией с помощью средств взаимодействия, таких как клавиатура, трекболл и др. Иными словами, на данном уровне должны определяться инженерно−психологические требования к терминальному (оконечному) оборудованию системы. Из всей проблематики психологического изучения диалоговых систем наибольшее число экспериментальных результатов относится именно к этому кругу вопросов.Укажем еще на два важных аспекта создания эффективных систем “человек – ЭВМ”. Первый связан с использованием для общения человека с ЭВМ одного из естественных способов коммуникации людей: непосредственного речевого общения. В рамках этого аспекта можно выделить такие вопросы, как синтез речи, автоматическое распознавание речи, понимание “машинной” речи, практическое осуществление речевой коммуникации и т. п.
Информация о работе Влияние информационных технологий на работу оператора