Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:41, реферат
Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология − есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек − машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии". Но в психологии труда вообще предмет − это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, что предмет инженерной психологии − это система "человек как субъект − сложная техника" (главное в субъекте − это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).
Введение………………………………………………………………………...3
1.Оператор в системе "человек − машина" (СЧМ) и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором……………………………...4
1.1Психологические особенности системы "человек − компьютер"………6
2.Влияние информационных технологий на работу оператора……………...15
2.1Внедрение компьютерных технологий в организациях…………………...15
2.2Компьютер в деятельности психолога ………………………………….….17
2.3Компьютер как вариант "органопроекции" человеческого интеллекта и пути обогащения "компьютерной метафоры"……………………..…….…….20
Заключение………………………………………………………………………25
Литература ………………………………………………………………………28
4) Системный эргономический подход. Здесь предлагаются ясные идеи по структуре проектирования и даются специфические нормы и рекомендации, связанные с физическими параметрами интерфейса (т.е. системы) "человек − компьютер". Но данный подход не касается когнитивных аспектов мыслительной деятельности.
5) Как считает Р.А. Ру, более перспективен подход − "разработка действующих систем". Принципиальное отличие системы "человек − машина" (СЧМ) и системы "человек − компьютер" (ЧКС) в том, что возможности компьютера позволяют решать такие "когнитивные задачи", как интерпретация, анализ, решение подпроблем и др. Главное при этом − оптимальное распределение функций между человеком−оператором и компьютером (с учетом их возможностей). Цель разработки − "получение целостной оптимально действующей системы, даже если это предполагает не самое удачное выполнение компьютером отдельных подзадач", − отмечает Р.А. Ру.
Выделяются основные критерии разработки "действующих систем" (эргономические критерии): 1) функциональный критерий − эффективность, результативность, скорость, качество, надежность (в различных условиях); 2) ограничительные критерии − безопасность, сохранение здоровья, удобство эксплуатации (отсутствие скуки, бессмысленности, стресса, социальной изоляции); сохранение квалификации работника (достаточный уровень творчества) и др.
Важную роль в деятельностном
подходе при разработке систем "человек
− компьютер" играет выделение основных
принципов теории действия − по Хаккеру:
1. Поведение работника − это комплекс
отдельных действий. Это упорядоченная
система сенсорных, когнитивных и двигательных
процессов, направленных на достижение
определенной цели. Сама программа действий
имеет определенную иерархию. Действия
− это самые маленькие "единицы"
деятельности, направленные на независимые
и осознанные цели.
2. Действия, ведущие к одной и той же цели,
могут иметь разный состав и структуру.
Важны индивидуальные различия в действиях.
Важны и динамические отличия в структуре
поведения одного и того же человека.
3. Структура действий является окончательным
продуктом процессов регуляции. Выделяются:
подготовительные шаги программы действий
и шаги по реализации программы. Нередко
шаги, связанные с реализацией, одновременно
являются и шагами по подготовке новых
действий (например, если задача сложная,
то в ходе ее реализации обнаруживаются
новые проблемы и т.п.).
4. Регулятивные процессы,
рассматриваемые с
5. Во время
выполнения одного и того же процесса
все три уровня регуляции могут чередоваться.
Обычно управление идет на сенсомоторном
уровне, но если квалификации недостаточно,
то происходит переход на более высокий
уровень. В экстремальных ситуациях −
управление на интеллектуальном уровне
(хотя иногда важны и отработанные, тренированные
для этих случаев автоматизированные
навыки).
6. Наблюдается общая тенденция к повышению
эффективности деятельности (человек
самообучается в процессе своего труда,
а также − за счет оптимизации самого
труда: сокращение лишних операций и т.п.).
7. Регуляция действий зависит от функционального
состояния человека, т.е. важна оптимальная
нагрузка на работника. При чрезмерной
нагрузке − перенапряжение. При недостаточной
нагрузке − атрофия интеллектуальных
способностей, даже если работник компенсирует
монотонный труд воображением и игрой,
производительность падает.
8. Для выполнения действий у человека
есть несколько психофизиологических
механизмов, каждый из которых имеет свои
возможности и ограничения (по вниманию,
мышлению, памяти).
9. Каждый человек располагает широким
спектром поведенческих реакций и знаний.
Все это ведет к значительным индивидуальным
различиям, т.е. к индивидуальному стилю
выполнения одинаковых заданий.
10. Включенность и выполнение определенных
видов деятельности имеет ряд последствий
для работающей личности. В плане вознаграждения
(оправданные или неоправданные надежды,
а может, и реализованные/нереализованные
смыслы). В плане повышения своего опыта
и квалификации. Но есть и явно негативные
последствия (стресс, дефицит времени…,
и самое страшное − профессиональные
деструкции).
Р.А. Ру выделяет основные показатели, которые важно учитывать при проектировании "действенных систем" :
Р.А.Ру выделяет также основные требования к пользователям компьютерных систем:
Готовность той или иной организации определяется двумя основными факторами: 1) объективно−технологическим, т.е. сама структура работы соответствует одной из моделей компьютеризации; 2) готовность персонала к работе по новым компьютерным технологиям (не только в плане компетентности, но и в плане мотивационной и смысловой готовности).
Е.Б. Моргунов выделяет четыре основных этапа развития и внедрения технических систем в организации:
"Для компьютеров
основным признаком четвертого
этапа развития является
Для характеристики
специфики разработки компьютерных
средств коллективного
1. Члены любой группы сильно различаются
по различным характеристикам (по профессиональной
компетентности, опыту, темпераменту,
статусу в группе и т.п.), что сильно осложняет
не только взаимодействие между ними,
но и разработку каких−то универсальных
средств для разных групп.
2. Каждый член
группы подвержен частым
3. Постоянно меняются режимы взаимодействия
между членами группы.
4. Особую реальность представляют процессы
групповой динамики (сплоченность, борьба
за лидерство и т.п.).
5. Существуют и специфические групповые
характеристики, которые также осложняют
выработку универсальных групповых систем
взаимодействия на основе новых компьютерных
технологий.
Как отмечает далее Е.Б. Моргунов, само развитие групповых компьютерных технологий предполагает все больший учет "индивидуальных стилей деятельности" (а может, − и индивидуальных стилей деятельности самих групп, − добавили бы мы). Если рассматривать развитие компьютерных технологий в организации как постепенный переход от наличной модели функционирования к более совершенной модели ("модели потребного будущего"), то сама "компьютеризация выступает в этом случае как один из элементов более фундаментального процесса, имя которому − ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ", − пишет Е.Б. Моргунов.
Разработка и использование компьютерных средств для психолога предполагает: 1) описание необходимых и достаточных функций деятельности психолога; 2) определение группы режимов, в которых возможно использование компьютеров психологами; 3) описание дерева целей, которые необходимо достичь психологу при работе в упомянутых режимах; 4) определение требований к конкретным программным средствам, позволяющим достигать указанные цели.
Е.Б. Моргунов выделяет следующие основные режимы использования компьютера психологом:
1. Работа с
компьютерными вариантами
2. Работа с данными: представление
данных, их статистическая обработка,
запись и хранение в памяти компьютера
и т.п.
3. Работа с текстами, предполагающая следующие
подрежимы: поиск и чтение текстов, ввод
текста, редактирование текста, поиск
ошибок, распечатка текстов и т.п.
Как отмечает Е.Б. Моргунов, "второй и третий режимы работы не являются прерогативой психологов", т.к. реализуются и "другими специалистами", поэтому "трудно говорить о специальных психологических программных средствах для этих режимов" .
4. Работа психолога с людьми
− подрежимы: работа с испытуемыми и клиентами,
работа с коллегами и руководителями.
"Для каждого из этих подрежимов необходимы
специальные программные средства",
− пишет Е.Б. Моргунов.
Если обратиться к самой истории использования
психологами компьютерных средств и выделить
стадии внедрения компьютера в психологические
исследования и психологическую практику,
то сами эти стадии различаются, во−первых,
хронологически, а во−вторых, степенью
проникновения компьютеров в структуру
деятельности психолога. На этой основе
Е.Б. Моргунов выделяет следующие стадии
внедрения компьютеров в деятельность
психолога:
1. Компьютеры
используются в качестве
2. Попытки использовать
компьютер в режиме реального
времени в качестве средства управления инженерно−психологическим
экспериментом. Например, работа Дж. Сперлинга
по изучению кратковременной памяти в
начале 60−х гг. (в СССР подобные работы
были выполнены в середине 60−х гг.).
3. Использование компьютеров в качестве
средства объединения отдельных методик
в пакеты прикладных психологических
программ. Например, в СССР первые такие
попытки использования компьютерных программ
(не как отдельных методик, а как групп
методик) были сделаны в 1977−1978 гг. на факультете
психологии МГУ.
4. Более отчетливое разделение программного
и информационного обеспечения компьютерной
методики. Были созданы так называемые
"конструкторы" тестов−опросников
и тестов−заданий, доводить которые до
готового образца были в состоянии "непрограммирующие
психологи". Первые эксперименты в этой
области были проведены еще в 1979−1980 гг.
"Традиционным стало разделение функций,
при котором программное обеспечение
разрабатывалось программистом, а информационное
(вид стимульного материала, его объем,
параметры времени предъявления) вводилось
психологом. Психологу сразу стало легче
общаться с компьютером. Соответственно
увеличились темпы распространения последних",
− пишет Е.Б. Моргунов.
5. Использование
декларативных заданий для
Информация о работе Влияние информационных технологий на работу оператора