Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:41, реферат
Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология − есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек − машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии". Но в психологии труда вообще предмет − это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, что предмет инженерной психологии − это система "человек как субъект − сложная техника" (главное в субъекте − это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).
Введение………………………………………………………………………...3
1.Оператор в системе "человек − машина" (СЧМ) и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором……………………………...4
1.1Психологические особенности системы "человек − компьютер"………6
2.Влияние информационных технологий на работу оператора……………...15
2.1Внедрение компьютерных технологий в организациях…………………...15
2.2Компьютер в деятельности психолога ………………………………….….17
2.3Компьютер как вариант "органопроекции" человеческого интеллекта и пути обогащения "компьютерной метафоры"……………………..…….…….20
Заключение………………………………………………………………………25
Литература ………………………………………………………………………28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Оператор в системе "человек − машина" (СЧМ) и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором……………………………...4
1.1Психологические особенности системы "человек − компьютер"………6
2.Влияние информационных технологий на работу оператора……………...15
2.1Внедрение компьютерных технологий в организациях…………………...15
2.2Компьютер
в деятельности психолога ……………
2.3Компьютер
как вариант "органопроекции"
человеческого интеллекта и
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Традиционно предмет
инженерной психологии определяется следующим
образом: "Инженерная психология −
есть научная дисциплина, изучающая объективные
закономерности процессов информационного
взаимодействия человека и техники с целью
использования их в практике проектирования,
создания и эксплуатации систем "человек
− машина" (СЧМ). Процессы информационного
взаимодействия человека и техники являются
предметом инженерной психологии".
Но в психологии труда вообще предмет
− это субъект труда. И тогда можно было
бы сказать, что предмет инженерной психологии
− это система "человек как субъект
− сложная техника" (главное в субъекте
− это его спонтанность, т.е. готовность
к неординарным действиям в сложных ситуациях
и способность к рефлексии своего труда,
своей спонтанности).
В инженерной психологии главный субъект
труда − это "оператор" − человек,
взаимодействующий со сложной техникой
через информационные процессы.
Изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств).Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психологи опираются не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени.
Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В.П. Зинченко и В.М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание) .Сами операторы подразделяются на следующие основные группы:
Выделяют следующие особенности труда операторов
в современных условиях:
1) С развитием техники увеличивается число
объектов (параметров), которыми надо управлять.
2) Развиваются
системы дистанционного
3) Увеличиваются скорость и сложность
производственных процессов − повышенные
требования к точности действий операторов,
к быстроте реакций и т.п.
4) Постоянно
изменяются условия труда (
5) Повышается
степень автоматизации
Можно выделить
следующие основные проблемы взаимодействия
человека с компьютерными системами:
1. Гигиенические, медицинские проблемы,
связанные с вредным воздействием компьютера
на организм и нервную систему человека.
С одной стороны, постоянно раздаются
грозные предупреждения о недопустимости
длительной работы с компьютером и т.п.
С другой стороны, разработчики компьютерных
систем постоянно совершенствуют средства
защиты организма пользователей.
2. Высокая цена сбоев
и ошибок при эксплуатации
ЭВМ. Эта проблема
3. Быстрая смена
поколений ЭВМ, вызывающая
4. Сложности ремонта и
обслуживания компьютерной
5. Тотальное
проникновение ЭВМ в частную
жизнь человека. Любой уважающий себя "пользователь"
рано или поздно подключается к глобальным
компьютерным сетям. И тогда все, что делается
на компьютере, может стать известно заинтересованным
людям. Заметим, что само понятие "сеть"
нередко ассоциируется с понятием "паутина".
Что позволяет более спокойно и даже оптимистично
смотреть на данную проблему, так это то,
что большинство "пользователей"
просто никому не нужны (на каждого "пользователя"
не напасешься сотрудников органов безопасности).
Но как только человек начинает занимать
видное место в обществе, на него легко
можно собрать довольно "солидное"
досье. Такие досье не снились даже писателям−фантастам,
предупреждавшим еще совсем недавно об
опасностях компьютеризации. Таким образом,
проблема все−таки остается…
6. Компьютеризация человеческого мышления,
ограниченность компьютера ведет и к ограниченности
человека−пользователя (формирование
"технократического мышления" и "искусственной
интеллигенции" − по В.П. Зинченко, Е.Б.
Моргунову).
Рассматривая последнюю проблему, связанную с компьютеризацией человеческого мышления, В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов отмечают: "Наука сблизилась с техникой и отдалилась от человека. Это относится даже к естествознанию, даже к психологии, в которой возобладали технократические ориентации. Техника пытается включить в себя науку о человеке, рассматривая его как винтик, как звено, как агента, как компонент технической или социотехнической системы, а не как субъекта деятельности".
При этом само "технократическое мышление" определяется как "мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление − это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.
Технократическое мышление это скорее прообраз искусственного интеллекта. Хотя последнего еще нет, технократическое мышление уже реальность, и есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее. Особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления. (Заметим, что уже появился термин "искусственная интеллигенция. К сожалению, не только термин...).
Рассматривая проблемы взаимодействия человека с компьютером, различные авторы в конце 70−х − начале 80−х гг. нередко выстраивали достаточно пессимистические прогнозы. Но нередко последующий опыт эксплуатации компьютерных систем во многом эти прогнозы опровергал. В частности, Ф. Блэкслер обозначает следующие типичные опасения относительно эксплуатации компьютеров: рост безработицы (машины вытесняют человека); страх перед усилением централизации во многих организациях; снижение требований к квалифицированной работе; рост сопротивления новым технология. В конце 70−х − начале 80−х гг. эти прогнозы считались правдоподобными. Но "к счастью, все рассмотренные прогнозы в основном не оправдались (хотя некоторые тенденции по росту безработицы, снижению требований к квалификации и др. имели место)", − пишет Ф. Блэкслер.
Рассуждая о перспективных задачах развития информационных технологий, Ф. Блэкслер ставит в чем−то риторический вопрос: какова роль психолога при внедрении новых информационных технологий (ИТ)? Если раньше акцент делался на адаптацию машин к пользователю, то в настоящее время выдвигаются новые задачи: более широкое раскрытие потенциала новых информационных технологий в выборе направлений развития организации; разработка критериев действия систем, где в центре − человек и его потребности: разработка технологий, позволяющих преодолевать "консерватизм" в организации труда.
При этом обозначились и новые сложности при разработке и внедрении ИТ (на основе переоценки дел в области ИТ): короткий жизненный цикл ИТ−систем и ограничения, свойственные современным видеотерминалам (даже несмотря на "гибкость" ИТ); поскольку власть и контроль внутри каждой организации распределены неравномерно, то у разных групп − разные возможности использовать новые ИТ в своих корыстных целях (например, многие пользователи хуже ориентируются в области компьютерных технологий, чем проектировщики, а цели у них разные, таким образом возможен обман − типа "недоделанная система"…); необходимо смещение акцентов от чисто психологических и антропологических подходов к социокультурным, т.е. расширение контекста внедрения и использования новых технологий.
Основные задачи при разработке и эксплуатации компьютерных систем на 90−е гг. сводились к следующим:
По мнению ряда авторов, перспективным представляется деятельностный подход к разработке систем "человек − компьютер". В частности, Р.А. Ру отмечает, что "и человек, и компьютер могут рассматриваться как некоторые преобразователи "действий", связанных с восприятием, сознанием и движением. Следовательно, при проектировании систем "человек − компьютер" необходимо выделить форму взаимодействия между двумя работающими подсистемами".
При этом сравниваются деятельностный
и другие (традиционные) подходы в проектировании
систем "человек − компьютер":
1) Инженерный подход (восходит к Ф. Тейлору − 1911 г.). Суть подхода сводится
к детальному анализу поведения работника
и объединение его элементарных действий
в "однородную группу структурированных
по определенному признаку задач". Но,
к сожалению, все это трудно применить
к умственным действиям.
2) Социотехнический подход.
Суть данного подхода − в максимальном
разделении труда в организации и определение
функций и структурных особенностей его
основных составляющих. Но это сложно
при разработке простых, конкретных заданий,
т.е. сложно в плане постановки таких заданий.
3) Поведенческий подход. Суть подхода
− в персонализированной всесторонней
оценке труда, что может использоваться
и при получении исходных данных для пересмотра
задач, т.е. для разработки новых заданий.
Ограниченность подхода связана с отсутствием
перечня необходимых признаков задач,
и с тем, что акцент делается больше на
мотивационную составляющую, чем на исполнительскую.
Информация о работе Влияние информационных технологий на работу оператора