Влияние инфляции на заработную плату

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:39, реферат

Описание работы

Цель работы: определить влияние инфляции на заработную плату.
Задачи исследования:
- определить понятие зарплаты в разных экономических теориях;
- выявить зависимость и механизм влияния инфляции на заработную плату;
- проследить какие механизмы и какую политику проводит государство по снижению зависимости инфляции на заработную плату

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие заработной платы в разных экономических теориях………4
Инфляция и заработная плата…………………………………………..6
Механизм воздействия инфляции на заработную плату……………..10
Политика регулирования доходов в условиях инфляции……………12
Меры по смягчению инфляции…………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

реферат по зарплате.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

     Третья  типовая ситуация с контролем  роста цен и заработной платой возникает в условиях гиперинфляции. Здесь одних мер по корректировке  роста заработной платы и цен  недостаточно. Как показывает практика зарубежных стран, здесь требуется  разработка комплексных программ по борьбе с гиперинфляцией, в которых  бы предусматривалось принятие мер  по различным направлениям экономической  политики на макроуровне, дополненных  мерами социально-экономического характера.[3,4,7]

     Один  из показательных примеров активной борьбы с гиперинфляцией дает Мексика. Программы борьбы с инфляцией, принятые в этой стране, сочетали методы регулирования, как на макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятий. Последнее  касалось, прежде всего, решений, в отношении  роста заработной платы. Когда Мексика  после нескольких лет относительного процветания (1978-1981 гг.) оказалась перед  угрозой гиперинфляции, была принята  программа (в соответствии с рекомендациями МВФ), предусматривающая проведение налоговой реформы, в т.ч. повышение  налогов на потребительские товары. Правительство ввело для большей  части внешнеторговых сделок контролируемый курс песо. Была проведена национализация банков для предотвращения утечки капиталов  за границу. Для сокращения потребительского спроса и стабилизации денежного  обращения правительство установило контроль за ростом заработной платы. Было принято согласованное решение  между представителями правительства, предпринимателями и руководством Конфедерации трудящихся Мексики о  регулярном пересмотре минимума заработной платы (2 раза в год), что осуществлялось в течение пяти последующих лет. В итоге в результате принятых мер, инфляция снизилась до 59,2%.

     Однако  достигнутые результаты в борьбе с инфляцией оказались непрочными. Зависимость мексиканской экономики  от колебаний цен на мировом рынке  в сочетании с ростом спроса на внутреннем рынке обусловила снижение положительного сальдо бюджета. Инфляция возросла. Чтобы не допустить снижения деловой активности, с инфляцией  стали бороться поэтапно. Вначале  повышались цены на продукцию и услуги госсектора соответственно издержкам  производства. Затем стал постепенно замедляться ритм плановой девальвации  падения курса песо. Одновременно постепенно снижались импортные  пошлины, особенно в отношении тех  товаров, цены, на мексиканские аналоги  которых становились монопольно высокими. Между представителями  правительства, предпринимателями  и профсоюзами был подписан пакт экономической солидарности (ПЭС), в  котором устанавливались пределы  роста инфляции на ближайшие месяцы. Стороны обязались совместно  контролировать рост цен и зарплаты, прежде всего путем взаимного  самоограничения. 75 видов основных продовольственных продуктов, товаров  первой необходимости и услуг (в  т.ч. электроэнергия и бензин) включались в состав "семейной корзины". Цены на компоненты "семейной корзины" могли повышаться только с согласия участников ПЭС. Вместе с тем был  сломан старый механизм регулирования  минимальной заработной платы, заключавшей  в себе элементы ее индексации соответственно росту цен.

     Важную  роль в снижении цен в частном  секторе сыграла внешнеторговая политика. При установлении в стране монопольно высоких цен на какой-либо мексиканский продукт власти оперативно реагировали уменьшением импортных  пошлин на соответствующий иностранный  продукт, и, как правило, это приводило  к снижению соответствующих цен  на внутреннем рынке. Своевременная  либерализация внешней торговли оказала большое позитивное воздействие  на замедление роста внутренних цен  в процессе борьбы с инерционной  инфляцией. Важное значение имел и гибкий валютный курс, и пактовая форма  установления пределов роста цен  на ряд ключевых продуктов в каждый данный период.

     Однако, давая на определенных этапах положительные  результаты в плане сдерживания  инфляции, проводимые правительством в рамках "силовой политики" мероприятия лишь отдаляли последующий  инфляционный взрыв. За неминуемым размораживанием  цен следовал их скачок вверх и  стремительное раскручивание инфляционной спирали, приводящее к падению реальной заработной платы и в целом  уровня жизни основной массы населения. Отсутствие немедленных положительных  результатов для основных масс населения  от реформ, рассчитанных на долгосрочную перспективу, при концентрации правительством своих усилий исключительно в  сфере финансов, объективно способствовало нарастанию социальной напряженности  в обществе.

     Под давлением левых партий и профсоюзов правительство зачастую было вынуждено  прибегать к корректировке "на ходу" тех или иных аспектов своих  программ, что в конечном итоге  приводило к выхолащиванию их изначального смысла и закладывало  основы будущих неудач. Чтобы исправить  это положение, в стране была разработана  специальная программа по социальным вопросам, рассчитанная на долгосрочную перспективу. Она включает 4 подпрограммы. Первая - "Программа гарантии прожиточного минимума" - призвана систематизировать  помощь государства наименее обеспеченным слоям населения. В ней, например, предусматривается, что лицам 25 лет  и старше, получающим менее одной  минимальной заработной платы, выплачивается  компенсация в размере 30% от разницы  между средней и минимальной  заработной платой. Во-вторых, предусмотрена  переориентация политики национального  банка социально-экономического развития, занимавшегося ранее финансированием  крупных проектов, на поддержку малых  предприятий. В-третьих, изыскиваются средства на развитие муниципалитетов, стимулирование в них кооперативного движения. В-четвертых, программа строительства муниципального жилья, для чего предусматривается централизованная финансовая поддержка.[4] 

    5.Меры по  смягчению инфляции: индексация  доходов

     Борьба  с инфляцией не исключает мер  по смягчению последствий инфляции для жизненного уровня населения. Умение жить в условиях инфляции означает, что все экономические институты  должны быть полностью адаптированы к условиям инфляции.

     Одним из действенных инструментов в этом отношении является индексация доходов  населения: заработной платы, пенсий, социальных пособий. В странах рыночной экономики  в 70-х гг. был взят курс на адаптацию  экономики к условиям инфляции. Однако даже широкое распространение индексации не помогло решить проблему радикально. Дело в том, что индексация весьма сложна для осуществления, поскольку  между изменением цен и моментом, когда выплаты смогут быть скорректированы, существует временной лаг. Кроме  того, такой вариант приспособления к инфляции может привести к ситуации, когда инфляция выйдет из-под контроля, и страна может оказаться в  состоянии чрезвычайно высокого уровня инфляции. Подобное происходило  в таких странах, как Бразилия, Израиль, где в середине 80-х гг. рост инфляции сопровождался большими масштабами индексации, что приводило  к раскручиванию инфляционной спирали.

     Еще один фактор индексации заработной платы  побудил ряд стран отказаться от автоматического повышения заработной платы в связи с ростом цен. Как показала практика стран рыночной экономики, индексация заработной платы  приводит к сближению уровней  заработной платы низко- и высококвалифицированных  работников, тем самым отрицательно воздействуя на материальные стимулы  на производстве. Этим можно объяснить, почему большинство стран в условиях умеренной инфляции прибегает к  периодическим пересмотрам уровней  заработной платы один, реже два  раза в год.

     Как показывает опыт зарубежных стран, рост заработной платы в условиях нормального  функционирования рыночной экономики  не может быть устойчивой причиной инфляции. В условиях инфляции спроса ее poct является следствием роста цен  и расширения в последующем производства. В условиях инфляции издержек заработная плата как наиболее 1 гибкий элемент  издержек производства может послужить  причиной инфляции лишь на короткий период времени.

     Тем не менее, определение источника  инфляции - важный этап раз-1 работки  любой программы борьбы с ней.

     В России с начала проведения радикальных  экономических реформ 'основной целью  государственной политики является экономическая стабилизация, а средством  ее достижения - ограничительная фискальная политика. В результате около 40% населения  страны живет ниже прожиточного уровня. В 1995 году продолжалось падение его  уровня жизни. Реальная заработная плата  снизилась на 29%.Для России в настоящий  момент наиболее характерна "инфляция предложения", вызванная огромным ростом цен на энергоносители, транспорт, сырье и лишь в ограниченной мере сверхвысокими доходами небольшой  части населения.[7]

     "Затухающий  контур" инфляции является результатом  того, что ограничение спроса  происходит одновременно со спадом  в реальном секторе экономики.  В результате, по мнению экспертов  Центробанка Российской Федерации,  на каждом этапе достигается  определенная сбалансированность  спроса и предложения. Однако  каждый раз - на более низком  по сравнению с предшествующим  периодом уровне.

     В этих условиях объявленное или необъявленное  замораживание заработной платы, все  большее отставание минимальной  заработной платы от прожиточного минимума, невыплаты заработной платы, падение  покупательной способности заработной платы, грозит замедленностью процессов  выхода страны из глубокого экономического кризиса. По мнению экспертов Минтруда РФ, превышение допустимого уровня жесткости в отношении доходов  населения привело к сужению  емкости внутреннего рынка, что  стало одной из основных причин уменьшения товарооборота, падения объемов  производства в отраслях, выпускающих  товары для населения.

     Может ли быть в этих условиях эффективной  политика регулирования инфляции с  помощью "замораживания" цен и  заработной платы? Как показывает опыт зарубежных стран, такая политика имеет  краткосрочный эффект для стабилизации экономики, и то при условии согласия на это социальных партнеров. В долговременной же перспективе она не приносит результатов  в экономическом плане, а в  социальном ведет к дальнейшему  нарастанию напряженности в обществе.

     Замораживание заработной платы воспринимается населением только в условиях чрезвычайной ситуации, например, во время войны или гиперинфляции. Однако в случае гиперинфляции замораживание  заработной платы и цен в странах  рыночной экономики является частью комплексных антиинфляционных программ, понятых и принятых обществом, при  этом тяготы выхода из тяжелого экономического положения разделяются (в разной степени) всеми слоями населения, а  не только его слабозащищенной частью.

     Здесь следует иметь ввиду еще одно обстоятельство. Как свидетельствует  опыт зарубежных стран, попытки государства  смягчить неравенство с помощью  противоинфляяионных компенсаций  чреваты появлением новой несправедливости. Поскольку такие выплаты носят  обычно избирательный характер и предназначаются большей частью беднякам, многодетным семьям, пенсионерам и т.п., наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества при всем том, что средний класс является самой массовой и экономически активной частью современного общества. Любая избирательность в распределении противоинфляционной компенсации обязательно приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, подрывает мотивацию к труду и инвестированию, повышает социальную напряженность.

     В настоящее время в российской Федерации нет оснований для  оптимистического прогноза в отношении  роли материальных стимулов в деле повышения эффективности производства.

     Однако  исходить из того, что заработная плата  не может быть серьезным источником инфляции и значительное повышение  номинальной заработной платы в  Российской Федерации не повлечет серьезных  экономических последствий, было бы заблуждением. Здесь следует иметь  ввиду, что на стимулирование инфляции большое воздействие оказывают  инфляционные ожидания. Заявления официальных  органов о повышении заработной платы подстегивает товародержателей к соответствующему повышению цен. От того, что явится опережающим  моментом - номинальная заработная плата или рост цен, будет зависеть динамика реальной заработной платы  и, соответственно, покупательная способность  населения. Однако делать прогнозы в  этом отношении в современных  условиях для России весьма проблематично.

     Возникает вопрос, как проводить адаптивную антиинфляционную политику в отношении  заработной платы? Следует ли использовать метод индексации заработной платы  или проводить единовременные меры по повышению минимальной заработной платы и, соответственно, вслед за этим по повышению всех остальных  ставок и окладов?

     Выше  уже говорилось о недостатках  в использовании метода индексации заработной платы в связи с  ростом цен: сложность расчетов, отрицательное  влияние на дифференциацию заработной платы квалифицированных и неквалифицированных  работников и т.д. В странах рыночной экономики это привело к отказу от общенациональных систем индексации заработной платы и перемещения  использования такого регулирования  на уровень коллективных договоров, приблизив тем самым решение  проблем повышения заработной платы  в связи с ростом цен к конкретным условиям производственной деятельности предприятий и к показателям  уровня жизни отдельных регионов. Вместе с тем западные страны не отказались от практики установления на общенациональном уровне законодательно или путем заключения соглашений на трехсторонней основе минимальной  заработной платы.

     В России, с ее дифференциацией в  доходах населения по отраслям, регионам и профессионально - квалификационным группам работников, нерациональной структурой оплаты труда, вопросы повышения заработной платы в связи с инфляцией должны решаться вкупе с другими вопросами оптимизации структуры заработной платы, имея в виду повышение ее стимулирующей роли, а не только ее воспроизводственную функцию.

Информация о работе Влияние инфляции на заработную плату