Влияние денежной политики на макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Конечные цели ДКП: обеспечение стабильности цен. Полная занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей- глобальная задача. Текущая ДКП ориентируется на более конкретные цели, отражающие её специфику. В связи с этим выделяют промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в денежной системе на достаточно продолжительных временных интервалах(год и более). К ним относятся: денежная масса, процентная ставка , обменный курс. И наконец каждодневные последовательные действия Центрального банка направлены на достижение называемых тактических целей. Последние определяют характер ДКП

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Раздел 1. Общая характеристика денежно-кредитной политики (ДКП) 4
1.1 Сущность, виды и цели ДКП 4
1.2 Методы и инструменты ДКП государства 5
1.3 Основные концепции денежно-кредитного регулирования. 9
Раздел 2. Влияние ДКП на макроэкономическое равновесие 16
2.1 Политика дорогих и дешевых денег 16
2.2 Операции на открытом рынке с ГЦБ 19
2.3 Изменение норм обязательных резервов 21
2.4 Дисконтная политика 21
Раздел 3. ДКП и ее влияние на экономику Украины 27
3.1Факторы влияния на ДКП в Украине 27
3.2 Особенности украинской банковской системы 27
3.3 Методы и инструменты ДКП Украины 29
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

В целом использование всех инструментов КДП требует творческого подхода при глубоком анализе конкретной рыночной конъюнктуры в каждый определенный момент. Именно творческий подход позволяет проводникам монетарной политики преодолевать трудности ,возникающие на пути ее реализации [5, с.299].

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ДКП И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ.

3.1.Факторы влияния на ДКП в Украине.

В переходной экономике Украины существуют две группы специфических факторов, которые влияют на ДКП. Это, во-первых, переход от командно- административной системы к рыночной, а во- вторых, специфические условия социально-экономического и политического состояния, за счет которых осуществляется переход.

Нахождение экономики Украины на переходном этапе означает, что в ней недостаточно устойчивой экономической системы с присущими ей механизмами саморегулирования и саморазвития , экономика переменчива и неустойчива, а поведение экономических агентов обусловливает неизвестные тяжелопредсказуемые ситуации. Еще не сложились долгосрочные ориентиры деятельности, не сформировались крепкие экономические связи. При таких условия государство не в состояние использовать стандартные механизмы и инструменты макроэкономического регулирования, которые используются в развитых системах. На непредсказуемую ситуацию субъекты реагируют неспрогнозировано, поэтому необходимы нетрадиционные и нестандартные методы и средства денежно- кредитного регулирования.

Также специфика переходной экономики Украины состоит в том, что происходило резкое падение экономических показателей, разорвались экономические связи, создался высокий уровень безработицы. Все это воссоздалось в дисбалансе совокупного спроса и совокупного предложения . инфляции и высокого дефицита государственного бюджета. Из- за всего этого формирование рыночного механизма приходиться связывать с мерами по стабилизации экономики [3, с.164].

3.2 .Особенности украинской банковской системы.

Банковская система удивительно большую роль играет в реализации ДКП. Именно через банковский сектор передаются импульсы денежно- кредитного регулирования [3, с.166].

Формирование банковской системы Украины имеет список специфических особенностей, что и повлияло на цели, средства и результаты ДКП. Еще на окончании перестройки (1989 – 1991 гг.) государственные банки постепенно начали становиться коммерческими. Вместе с этим создавались банки для обслуживания денежного оборота основных сфер,  а со временем – и отдельных финансово – промышленных групп и предприятий – гигантов.

Коммерческие банки Украины с самого начала своего создания небыли сориентированы на обслуживание реального производственного сектора, а служили инструментом для быстрого обогащения и нагромождения капитала и стремились получить прибыль от спекуляций на финансовых ранках. Либерализацию внешнеэкономической деятельности и валютных операций , высокие процентные ставки  не было как следует включено в деятельность НБУ. Деньги стали перетекать из производственной сферы в сферу денежных спекуляций, и поэтому, не обращая внимания на масштабные денежные эмиссии, реальный сектор экономики все время чувствовал недостаток  денег. В то же время банки получали огромные доходы от инфляционного переразделения, потому что большое количество банковских организаций ставила целью получение сверхдоходов от рискованных операций на валютном и межбанковским рынках. При этом очень часто использовались деньги с текущих счетов клиентов, что привело к своевременным разногласиям между клиентами и замедляло денежно – товарные операции.

Значит, банковская система переходной экономики Украины сразу же проигнорировала реализацию наиболее важных функций, присущих банковской системе развитых стран: надежное обслуживание товарного производства; аккумуляция сбережений и превращение их в капитал; контроль над денежным оборотом. Она работала как антипод нормальной банковской системы: обескровливало производственный сектор, перетягивала деньги в сферу финансовых спекуляций, останавливала движение денежных потоков внутри себя. Все это и обусловило отказ от монетаристской политики и переход  к усилению государственного регулирования и особенно к стимулированию   роботы реального сектора экономики [3, с.167].

3.3.Методы и инструменты ДКП Украины.

Национальный банк Украины, как и все центральные банки рыночных стран, имеет в своем распоряжении как прямые, так и опосредованные методы. Кстати, развитые страны в рамках общей либерализации экономики в 70 – 80-х годах ХХ ст. перешли значительно к опосредованным методам.

Страны с переходной экономикой на первых  этапах могут пользоваться по большей части методами прямого административного влияния: фиксированными процентными ставками, целостным кредитованием, ограничениями объема данного кредита. Эффективность этих методов достигается при условии  внимательного контроля за исполнением установленных нормативов [3, с.167].

НБУ в свое время выделил несколько банков для кредитования приоритетных сфер народного хозяйства по процентным ставкам, значительно ниже рыночных. Но без налаженного контроля эти кредиты были направлены в основном на поддержку убыточных и малорентабельных предприятий. Часто нарушались принципы кредитования, классическим примером чего, является банкротство АБ «Украина».

Со временем НБУ начинает пользоваться в основном непрямыми методами денежно- кредитного регулирования, и прежде всего применять норму обязательных резервов. Но в развитых рыночных странах центральные банки редко пренебрегают изменением норм  обязательных резервов, что бы не нарушить установленного  конкурентного равновесия. Но, в отличии от них, в Украине изменение нормы резервов коммерческих банков становится оперативным инструментом. А частое изменение этого показателя делает экономическую ситуацию непредвиденной.

Учетная ставка НБУ. Или ставка рефинансирования, тоже является инструментом опосредованного регулирования. Однако, она в основном имела виртуальный характер, поскольку не отвечала реальному сектору экономики. Учетная ставка НБУ, скорее всего, исполняла роль маяка, который показывал путь ДКП и имело непосредственно психологическое значение. Между учетной ставкой НБУ и рыночными ставками коммерческих банков – слабая зависимость. Даже рыночные ставки коммерческого кредита 2002- го года в 2 – 3 раза превышали учетную ставку НБУ (25 – 30 % против 8%).

Операции на открытом рынке НБУ осуществлял, во-первых, для покрытия дефицита государственного бюджета, поэтому ценные бумаги были краткосрочными и высокодоходными. Неинфляционное покрытие бюджетного дефицита таким способом вызывает так называемый «эффект вытеснения», когда частные инвестиции вытесняют государственные, которые менее эффективны, чем частные.

Итак, приходим к огорчительному выводу, что инструменты ДКП в переходной экономике Украины ограничены и неразвиты, банковская система – деформирована, а цели – непродуманные [3, с.168].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я определила и раскрыла поставленные перед собой цели. Я рассмотрела денежно-кредитную систему в целом, её объекты, цели, инструменты, раскрыла ее влияние на макроэкономическое равновесие и на экономику в целом. Показала и объяснила все эти процессы на примере Украины.

Подводя итоги, нужно отметить, что ДКП срабатывает через сложную цепь причинно – наследственных связей, которую называют передаваемым механизмом денежной политики. Так же важно то, что проведение монетарной политики усложняется тем, что центральный банк не может одновременно стабилизировать и процентные ставки, и предложение денег. Следование заданию касательно процентных ставок приводит к колебанию предложения денег, а стабилизация предложения денег означает колебание процентных ставок.

Денежная политика НБУ способствовала достижению финансовой стабилизации, которая стала ощутима с 1996 г. Сейчас НБУ придерживался стимулирования ДКП, что способствовало замедлению темпа сокращения реального ВВП и возобновлению роста отечественной экономики. Эффективность и влияние ДКП на объем национального производства и занятость в переходной экономике зависит не только от характера и  методов  ее осуществления, а и от согласия с другими видами макроэкономической политики.

Наиболее важным и главным выводом моей работы является то, что главным плюсом ДКП является ее гибкость. Эффективность ДКП большей степенью зависит от уровня независимости центрального банка: чем выше ступень независимости центрального банка, то ниже темпы инфляции в стране.

Влияние ДКП будет ослабевать, если кривая  спроса горизонтальна, а кривая спроса на инвестиции горизонтальна; кривая спроса на инвестиции может перемещаться, что сводит на нет меры ДКП.

 



Информация о работе Влияние денежной политики на макроэкономическое равновесие