Влияние денежной политики на макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Конечные цели ДКП: обеспечение стабильности цен. Полная занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей- глобальная задача. Текущая ДКП ориентируется на более конкретные цели, отражающие её специфику. В связи с этим выделяют промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в денежной системе на достаточно продолжительных временных интервалах(год и более). К ним относятся: денежная масса, процентная ставка , обменный курс. И наконец каждодневные последовательные действия Центрального банка направлены на достижение называемых тактических целей. Последние определяют характер ДКП

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Раздел 1. Общая характеристика денежно-кредитной политики (ДКП) 4
1.1 Сущность, виды и цели ДКП 4
1.2 Методы и инструменты ДКП государства 5
1.3 Основные концепции денежно-кредитного регулирования. 9
Раздел 2. Влияние ДКП на макроэкономическое равновесие 16
2.1 Политика дорогих и дешевых денег 16
2.2 Операции на открытом рынке с ГЦБ 19
2.3 Изменение норм обязательных резервов 21
2.4 Дисконтная политика 21
Раздел 3. ДКП и ее влияние на экономику Украины 27
3.1Факторы влияния на ДКП в Украине 27
3.2 Особенности украинской банковской системы 27
3.3 Методы и инструменты ДКП Украины 29
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Механизм монетарной политики согласно с кейнсианской концепцией таков: смена монетарной политики  смена резервов коммерческих банков   смена денежного предложения  смена процентной ставки  смена инвестиций   мультипликативная смена номинального ВВП [Рис.2.].

 

 

Рис.2. Монетарная политика «дорогих» и «дешевых» денег согласно кейнсианской концепции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Во время применения денежно- кредитных средств  влияния на экономику, следует обратить внимание на такие моменты:

1) использование денежно- кредитных инструментов оказывает на экономику опосредованное и общее влияние;

2)  для денежно- кредитных инструментов характерным есть временный разрыв между их использованием и достижением эффекта (так изменение денежной массы вызывает изменение в динамике цен и реального ВВП приблизительно через 3-12 месяцев), поэтому необходимо учитывать эффект «опоздания» между использованием регуляторных мер и реакцией на них денежно- кредитной системы как отдельной сферы так  и национальной системы в целом;

3) непозволительным является применение резких перемен параметров денежно- кредитных агрегатов  в ходе регуляторных мер, что обусловлено инерционностью экономики в целом и кредитно- денежной сферы отдельно, поскольку это может привести к дестабилизации денежного оборота и ухудшения условий функционирования экономики в целом;

4) наиболее действенным использование денежно- кредитных инструментов происходит при условии черезвычайно оживленно, «перегорелой» экономики;

5) учитывая курс на интеграцию национальной экономики в мировую экономическую систему, необходимо обязательно соглашать денежно- кредитную и валютную политику [13. с.458].

2.2.Операции на открытом рынке с ГЦБ.

Этот метод КДП основан на том, что ЦБ выступает покупателем и продавцом ГЦБ. Он покупает их у правительства, но в развитых странах , в основном у КБ и населения на открытом рынке; там же ЦБ продает их КБ и населению. Когда ЦБ прибегает к продажам. А когда и покупкам ГЦБ?

А. ЦБ покупает на открытом рынке размещенные ГЦБ, если в экономике наблюдается спад. Когда ЦБ покупает их у КБ, то они передают ему часть своих портфелей этих бумаг, а ЦБ оплачивает их увеличением резервов КБ на сумму их курсовой стоимости. Тем самым он расширяет кредитные ресурсы КБ и возможности представления им ссуд. Если ЦБ  покупает ГЦБ  не  у КБ, а у физических и у юридических лиц, то они передают соответствующий пакет данных  бумаг и в уплату получают чек, который предоставляют в свой КБ на инкассо, а последний предъявляет его к оплате  ЦБ. В результате резервы этого КБ возрастают [5, с.295].

В обоих случаях денежное предложение в экономике увеличивается. Разница состоит в том, что при покупке ГЦБ у населения возрастают не только резервы КБ, чьими клиентами являются соответствующие физические и юридические лица, но и вклады данных лиц в этих КБ, т.е. избыточные резервы последних расширяются в меньшей степени из-за того , что существуют резервные нормы, по которым они образуют свои обязательные резервы. Прирост денежного предложения адекватен избыточным резервам КБ(в данном случае- привлеченным средствам), помноженным на денежный мультипликатор. К тому же вкладчики могут изъять часть сумм, полученных после продажи принадлежавших им ГЦБ.

Б. ЦБ продает на открытом рынке ГЦБ, если существует инфляция спроса или угроза ее раскручивания. Когда ЦБ реализует их КБ, то в уплату курсовой стоимости проданных пакетов списывает с текущих счетов данных банков у себя соответствующие суммы резервов, уменьшая тем самым их кредитные ресурсы. Если ЦБ продает ГЦБ физическим и юридическим лицам, то они оплачивают их , выписывая чеки на свой КБ, которые учитываются в ЦБ. Соответственно сокращая как кредитные ресурсы данных КБ, так и вклады в них этих клиентов. В обоих случаях уменьшение резервов КБ снижает денежное предложение с учетом величины сокращения избыточных резервов. Помноженных на денежный мультипликатор [5, с.296].

 

2.3.Изменение норм обязательных резервов.

Этот метод двояко влияет на денежные ресурсы:

во-первых, он изменяет избыточные резервы КБ, так как меняет долю обязательных резервов в их общей величине;

во-вторых, он модифицирует денежный мультипликатор.

Вместе с тем ЦБ сравнительно редко использует этот метод, который обладает мощным потенциалом и применяется в крайних случаях в качестве административной меры, когда другие методы не дают ожидаемых результатов. Почему и в каких условиях ЦБ повышают или понижают норму обязательных резервов?

А. ЦБ прибегают к увеличению нормы обязательных резервов, если наблюдается значительная инфляция спроса и существует потребность уменьшить денежное предложение, чтобы ограничить совокупный спрос. Ведь ее увеличение расширяет обязательные резервы КБ, в следствии чего они либо теряют часть своих избыточных резервов,  сокращая свои возможности кредитования, либо для пополнения обязательных резервов  идут на ужесточение сроков своих ссуд и взимание выплат по ним, соответственно снижая денежную массу.

Б. ЦБ уменьшает норму обязательных резервов в условиях заметного экономического спада, чтобы расширить денежное предложение, а посредствам этого- совокупный спрос для содействия выходу из состояния перепроизводства. Ведь понижение резервной нормы прямо переводит обязательные резервы в избыточные и, следовательно. Увеличивает способность КБ предоставлять ссуды. Кроме того денежное предложение возрастает в таком случае за счет роста денежного мультипликатора [5, с.297].

2.4.Дисконтная политика.

Этот метод связан с одной из традиционных функций ЦБ, состоящей в том, что ЦБ для КБ выступает в качестве заимодавца в крайнем случае, т.е. предоставляет ссуды тем из КБ, которые имеют стабильное финансовое положение , но неожиданно столкнулись с потребностью срочного получения дополнительных средств. Когда КБ берет кредит, он переводит ЦБ выписанное на себя долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением(обычно ГЦБ, находящимися у КБ). Предоставляя ссуды, ЦБ увеличивает резервы КБ.  И если под эти кредиты ЦБ не требуются обязательные резервы, то вся сумма займа представляет собой избыточные(рабочие) резервы КБ. Т.е. его кредитные ресурсы, непосредственно пополняющие денежное предложение. При этом ЦБ взимает с КБ проценты по ставке, которую принято называть учётной, или ставкой рефинансирования. С точки зрения КБ, который имеет полномочия изменять учетную ставку. В каких случаях и для чего ЦБ изменяет ставку рефинансирования?

А. ЦБ понижает ставку. Если наблюдается спад. Он действует так потому, что стремится удешевить свои ссуды КБ для облегчения условий заимствования дополнительных избыточных резервов и соответственно увеличения денежного предложения, а значит, совокупного спроса, стимулирующего хозяйственную активность. Кроме того, удешевление ссуд ЦБ иногда вызывает снижение ставок процента по кредитам, выдаваемым КБ своим клиентам, что расширяет деловые операции за счет заемных средств [5, с.297].

Б. ЦБ повышает учетную ставку, если наблюдается инфляция спроса или существует угроза ее раскручивания. ЦЮ идет на это, рассчитывая, что удорожание его ссуд охладит стремление КБ прибегать к займам для расширения своих рабочих резервов. Если такая мера срабатывает, то происходит ограничение денежного предложения и совокупного спроса, в результате чего инфляционная волна может быть снижена.

С середины 90-х годов в СНГ(в частности, в Украине) установлены завышенные ставки рефинансирования, что свидетельствует неадекватной КДП в отношении этого метода, ибо оно применяется на фоне очевидного платежного кризиса, который сопровождался не инфляцией спроса, а инфляцией издержек. Причем завышенная учетная ставка вела к повышению процентных ставок по займам КБ и их клиентам.

В следствии этого, во- первых, уменьшился кредит в условиях спада, что усугубило его, а во- вторых, поддерживались инфляция издержек, одним из факторов которой выступают высокие процентные ставки, т.е. дороговизна заемных средств. Правда, НБУ в 1996-1997 гг.начала снижать учётную ставку , доведя ее к августу 1997 г. До 16%. Однако в связи с финансовым кризисом  на Дальнем Востоке и начавшейся утечкой капиталов из Украины с осени того же года НБУ вновь стал ее повышать, установив летом 1998 г. На уровне 82%. Впрочем, уже после финансового краха августа- сентября 1998г. НБУ начал понижать ставку рефинансирования , хотя и не на столько, что бы серьезно удешевить кредитные ресурсы и заметно оживить производство. В декабре 1998г.- до 68%, в марте 2001г.- до 25%,в сентябре 2001г.- до 15%, а в начале 2002г.- до 13,5%. На начало 2003г. НБУ планировал эту ставку на уровне 8%.

Кстати, учетная ставка ФРС после начавшейся процессии в США в 2001г. и паники, возникшей в результате событий 11 сентября 2001г., была снижена дважды за 4 недели на 0,5 процентных пункта с 3,5 до 2,5%, т.е. до самого низкого уровня за последние 40 лет. В Великобритании было сделано то же самое ,в следствии чего дешевизна кредитов в фунтах упала до уровня 1964г. Евробанк так же снизил ставку рефинансирования , а в Японии ее к тому времени уже некуда было понижать. Таким образом если в 2000г. ФРС повышал учетную ставку , боясь с «перегревом» экономики после самого продолжительного подъема 90-х годов, то в 2001г. Начал снижать ее, дабы предотвратить возникшее в конце 2000г. Охлаждение конъюнктуры и не допустить ее перехода в рецессию, которую резко обострил такой экзогенный  для хозяйства фактор, каким оказалась атака на Всемирный торговый центр и Пентагон.

Как видим, в части применения основных методов КДП в Украине проводятся меры, прямо противоположные тем, которые должны осуществляться в условиях сложившегося во второй половине 90-х годов кризиса перепроизводства. Таким образом, в Украине   реализовалась политика «дорогих денег»:

1)     продавались ГЦБ (ОВГЗ) в огромных размерах;

2)     Завышалась норма обязательных резервов;

3)     повышалась ставка рефинансирования.

Такая политика уместна только при инфляции спроса, которой в Украине с середины 90-х годов нет, о чем свидетельствует тотальный платежный кризис, вызванный во многом неадекватной обстоятельствам спада политикой «дорогих денег». Она «заманила» национальную экономику Украины сразу в две ловушки:

      ликвидную, выраженную в стремлении населения держать у себя наличные деньги(в национальной и иностранной валюте) в ввиду их скудной массы(на фоне недоверия как к государству, так и к кредитно- финансовым учреждениям);

      инвестиционную, проявившуюся в невозможности предприятий проводить сколько-нибудь масштабные капиталовложения из-за отсутствия заметных собственных средств и немыслимой(по сравнению с нормой прибыли большинства фирм) дороговизной кредита( на фоне утечки капитала за рубеж) [5, с.298].

Среди трех основных методов кредитно-денежной политики в экономике решающее значение отводят операциям с ГЦБ на открытом рынке. Их преимущество по сравнению с изменением нормы обязательных резервов состоит в большей гибкости, тем более, что резервные нормы меняются редко, а операции на открытом рынке проводятся постоянно. Изменению учетной ставки придают меньшее значение по сравнению с операциями на открытом рынке ввиду следующих причин:

a)     размер резервов КБ, полученных путем займов в ЦБ;

b)    стремление КБ получить ссуды ;

c)     операции на открытом рынке определяются инициативой ЦБ, в то время как обращение КБ к ссудам ЦБ инициирует КБ;

d)      учетная ставка не влияет на поведение КБ, если их резервы достаточны для проводимых ими сделок;

e)     Часто изменение учетной ставки не непосредственными целями КДП, а стремление ЦБ привести ее в соответствии с другими макроэкономическими показателями(например, влиянием на чистый экспорт и движение капитала).

Тем не менее изменение учетной ставки имеет важное информационное значение, показывающее те цели КДП, которые преследуют в данный момент ЦБ. Три основных инструмента КДП, периодически можно дополнять некоторыми менее важными способами селективного регулирования.

 

Во-первых, чтобы сдержать размах спекуляций на фондовой бирже, которые могут провоцировать банкротство, ЦБ вправе устанавливать маржу (минимальную величину первоначального взноса),которую должен сделать покупатель котирующихся там ценных бумаг за счет незаемных средств. Поднимая маржу, ЦБ уменьшает возможности биржевых спекулянтов, а понижая ее- увеличивает их за счет заемных средств.

Во-вторых, в США Конгресс может наделить ФРС полномочиями накладывать определенные ограничения на потребительский кредит, например путем установления требования к кредиторам вносить известные средства  в ФРБ, соответствующие доли их ресурсов, направленных на предоставление потребительского кредита. Вводя такие ограничения, ФРС сдерживает потребительский кредит и основанный на нем спрос; снимая ограничения, ФРС раскрепощает потребительский кредит и основанный на нем спрос.

В-третьих, в ряде стран ЦБ вправе определять прямые ограничения на прирост годовых размеров ссуд по каждому КБ. Если существует угроза развертывания инфляции спроса на основе кредитной экспансии, то ЦБ может вводить лимиты по годовому объему ссуд.

В-четвертых, ЦБ может прибегнуть к увещаниям(убеждениям, политическим заявлениям и общественным призывам), чтобы КБ не допускали либо излишнего расширения кредита в условиях инфляции  спроса, либо, наоборот, его свертывания при спаде. Ведь КБ на фазе инфляционного бума могут в погоне за прибылью от активных операций подорвать свою ликвидность и усилить инфляцию, а на фазе перепроизводства, наоборот, из-за боязни боязни ухудшения ликвидности своих активов значительно сократить ссуды и усугубить депрессию. Меду прочим, к бодобным увещаниям прибегли руководители соответствующих ведомств, в том числе ЦБ, когда пытались преодолеть пессимизм и панические настроения после 11 сентября 2001 г.

Информация о работе Влияние денежной политики на макроэкономическое равновесие