Виды предпринимательства.Участники предпринемательской деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступают основные направления и тенденции формирования российского предпринимательства, его формы и типы, особенности функционирования и взаимодействия с государством в условиях рыночной экономики.

Цель работы - проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики предпринимательства , особенности формирования этих феноменов и роль государства в этом процессе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить особенности формирования и эволюции российского предпринимательства, а также современную роль государства как в управлении рыночной экономикой, так и в самом предпринимательстве;

- выявить условия и факторы, определяющие конкретные направления, тенденции и специфические особенности реализации основных типов и форм предпринимательства в России;

Содержание

Введение.........................................................................................................3-4

Глава I Содержание и современные формы предпринимательства

1.1 История возникновения и сущность предпринимательства..........5-13

1.2 Экономические,социальные и правовые условия предпринимательской деятельности.............................................................................................14-17

1.3 Виды и формы предпринимательства..............................................18-28

Глава II Особенности предпринимательства на современном этапе

2.1История развития препринимательства вРоссии..............................29-36

2.2 Основные проблемы развития предпринимательства в России на современном этапе....................................................................................37-43

2.3 Повышение уровня самоорганизации и культуры предпринимательства...............................................................................44-50

Заключение.....................................................................................................51-52

Список использованной литературы............................................................53-55

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

- отсутствие  действенных финансово-кредитных  механизмов и материально-ресурсного  обеспечения развития малого  предпринимательства;

пробелы в действующем  законодательстве, особенно налоговом; нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;сложность  доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.; неурегулирован ность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;

нестабильность  экономической ситуации в стране; недобросовестность крупного бизнеса;доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);правовая неграмотность самих предпринимателей;отсутствие явного развития производства;высокая планка единого социального налога (26%);недостаточность кадрового потенциала; длительное оформление документации, особенно на землю.

Это, прежде всего, - проблемы широкого «теневого» сектора  предпринимательской деятельности, сложность и запутанность

регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком  высоких налоговых ставок, сложность  и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

На развитие предпринимательства значительное влияние оказывают политические механизмы.

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая  осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое  развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями  специальные службы по оказанию различных  консультационных услуг малым компаниям.

Особая система  государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Десятилетний  опыт развития предпринимательства  в России позволяет утверждать, что  для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку МП, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки МП (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);

финансово-имущественная  поддержка, необходимая для обеспечения  МП производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу МПучет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации МСП.государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора МП к их реализации (реструктуризация промышленности;

государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграция населения).

Общественная  поддержка предпринимательства.

Предпринимательство - новая форма и новый элемент  гражданского общества, которые способны оказать свое влияние на укрепление гражданских позиций в нашем обществе. В этом смысле важным является общественная поддержка предпринимательства. Думается, что необходимо активизировать деятельность региональных фондов занятости, как одного из институтов государственной поддержки предпринимательства. Фонды занятости непосредственно заинтересованы в поддержке предпринимательства, так как, инвестируя средства в прирост рабочих мест, по мере расширения занятости в виде обратного эффекта произойдет увеличение потока денежных средств, поступающих в распоряжение данного фонда.

Одним из приоритетов  большинства региональных программ поддержки предпринимательства  стало обеспечение занятости  населения, создание новых рабочих  мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую  деятельность молодежи. В ряде субъектов Федерации действуют государственные и общественные структуры, помогающие различным социальным группам молодых людей адаптироваться к рыночной

экономике.

Так же, прямое влияние  на процесс формирования предпринимательства  оказывает характер проведения либерализации экономики. Постепенные реформы создают более благоприятные условия для адаптации хозяйствующих субъектов к новым рыночным условиям, оставляя некоторый резерв времени для последовательного обучения адекватным реакциям на рыночные стимулы и критерии, для приобретения необходимых для этого знаний и для выработки соответствующих навыков и стереотипов

предпринимательского  поведения. В свою очередь, одномоментные "шоковые" реформы подводят к  отказу от старых, сделавшихся непригодными традиций хозяйственной деятельности, и побуждают овладевать искусством предпринимательства как можно быстрее, ставя субъектов, добровольно или поневоле превращающихся в предпринимателей, перед проблемой экономического выживания . 
В случае быстрой либерализации возникает риск разрыва между требованиями, которые определяются вводимыми рыночными отношениями, и ограниченными возможностями людей немедленно выработать новые, отвечающие этим условиям способы предпринимательского поведения - такое запаздывание опять-таки может обернуться падением эффективности, а то и полным разлаживанием экономического механизма.Проблемы были характерны для всех стран с переходной экономикой, но в наиболее развитых страны Восточной Европы, обладавших существенными предпосылками развития предпринимательства, этот разрыв был не столь существенным. Быстрая либерализация в этих странах также создала преимущества в формировании предпринимательского слоя для финансово-торгового сектора, но, во-первых, этот сектор там формировался не на пустом месте и, во-вторых, определенные предпринимательские элементы уже существовали и в производственном секторе.

Свою роль в  закреплении сложившегося положения  сыграл и способ приватизации государственных  предприятий. Стремление провести как  можно быстрее широкомасштабную приватизацию государственного сектора привело к тому, что приватизация в России приобрела следующие характерные черты.  
•шаблонные организационно-правовые формы, придаваемые приватизированным предприятиям  
• отвлечение от проблем функционирования приватизируемых предприятий,

отсутствие их поддержки:  
• заниженная оценка фондов приватизированных предприятий, продажа значительной части государственного капитала по льготным ценам или передача его в собственность бесплатно  
•не сформировавшийся реальный платежеспособный спрос на приватизируемое имущество  
Когда в процессе обсуждения планов приватизации говорилось о том, что бесплатная раздача собственности не способствует формированию ответственных собственников, то в этом была большая доля правды. Но ни бесплатно полученная собственность, ни собственность, приобретенная по "смешным ценам", ни даже сполна оплаченная собственность еще не делают ее владельца предпринимателем.

1991г. в России  было приватизировано свыше трети  предприятий, находящихся на самостоятельном балансе и имеющих права юридического лица. В сфере малой приватизации - свыше половины объектов.

Однако это  же переломило экономическую ситуацию к лучшему - страна продолжает пребывать  в глубоком экономическом кризисе.

Таким образом, можно сделать вывод, что приватизация государственной

собственности, во-первых, не привела к улучшению  состояния дел в промышленности и особенно в сельском хозяйстве (более 5-ти лет продолжается спад производства); во-вторых, не смогла создать существенных альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан; в-третьих, вызвала падение и без того не высокой мотивизации труда у подавляющего большинства граждан (за исключением занятых в узкой сфере собственно коммерческой, преимущество посреднической деятельности), ибо большинство работников так и осталось отчуждено от собственности; в-четвертых,приватизация резко усилила социальную дифференциацию населения, усилила угрозу массовой безработицы; способствовала люмпенизации широких масс населения, его обнищанию (в

1995г. в РФ 1/3 населения находится на уровне ниже прожиточного минимума).

Некоторые специалисты  утверждают, что для создания рыночной системы в России не было необходимости  в скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и свободу предпринимательства, т.е. свободу создания новых частных предприятий. Этого было вполне достаточно для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства - никак не менее полноценных, чем наспех приватизируемые государственные предприятия. Однако ни приватизация, ни коммерциализация не в состоянии обеспечить эффективную стратегию рыночного поведения в условиях одномоментной либерализации цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3Повышение  уровня самоорганизации  и культуры предпринимательства.

Предпринимательская культура включает в себя нематериальные составляющие предпринимательской  деятельности, она определяется характером и динамикой общественной жизни  и, в то же время сама определяет ее. Нельзя работать в той или  иной сфере хозяйства, не осознавать своей деятельности, не относясь к ней как к желанной или тягостной. Представления о высокой духовной, моральной ценности той или иной деятельности, наделение ее смыслом побуждает активнее ею заниматься, и наоборот.13

Сложность и  неоднозначность современного этапа  российской действительности для предпринимателей и их культуры заключается в определенной двойственности, когда люди, родившиеся и воспитанные в идеологическом пространстве общества «развитого социализма», реализуют свои творческие потенции совершенно в других условиях.

Каждое структурное  образование, действующее в условиях становления предпринимательства  в рамках неустойчивого развития общества, обладает определенной культурой. Культуру этих образований (будь то производственная, торговая или посредническая структура) нельзя понимать как единый блок. В реальности практически в каждой организации существует целый набор «правил игры», норм, принципов, предположений, мнений о самих себе и других, о более или менее скрытых распорядках и тщательно культивируемых ритуалах, согласно которым отдельные профессиональные группы определяют свое поведение. Ядром в этих группах являются отдельные личности, выражающие сходные интересы.

Масштабы распространения предпринимательской культуры в малом и среднем бизнесе довольно обширны. Косвенно об этом можно судить по

масштабам развития малых предприятий в различных  демократических странах. Только в  современной Европе малые предприятия  составляют около

50% от общего  количества предприятий, в которых  занято около 2/3 населения. В  США же эта цифра достигает  90% и выше. Ежегодно в этих странах  рождается около миллиона новых  малых предприятий. Это актуализирует  проблему предпринимательской культуры, делает ее значимой для больших и малых социальных групп, для отдельных личностей и трудовых коллективов.

Предпринимательская культура неотделима от таких явлений, как направленность энергии и  уровень развития творческих сил  и способностей человека, выраженный в организационно-хозяйственном творчестве. Использование категории «предпринимательская культура» способствует более глубокому и всестороннему анализу предпринимательской деятельности, помогает уяснить, как, каким образом, с помощью каких методов и способов реализуется хозяйственно-организационное творчество.

Информация о работе Виды предпринимательства.Участники предпринемательской деятельности в России