Виды предпринимательства.Участники предпринемательской деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступают основные направления и тенденции формирования российского предпринимательства, его формы и типы, особенности функционирования и взаимодействия с государством в условиях рыночной экономики.

Цель работы - проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики предпринимательства , особенности формирования этих феноменов и роль государства в этом процессе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить особенности формирования и эволюции российского предпринимательства, а также современную роль государства как в управлении рыночной экономикой, так и в самом предпринимательстве;

- выявить условия и факторы, определяющие конкретные направления, тенденции и специфические особенности реализации основных типов и форм предпринимательства в России;

Содержание

Введение.........................................................................................................3-4

Глава I Содержание и современные формы предпринимательства

1.1 История возникновения и сущность предпринимательства..........5-13

1.2 Экономические,социальные и правовые условия предпринимательской деятельности.............................................................................................14-17

1.3 Виды и формы предпринимательства..............................................18-28

Глава II Особенности предпринимательства на современном этапе

2.1История развития препринимательства вРоссии..............................29-36

2.2 Основные проблемы развития предпринимательства в России на современном этапе....................................................................................37-43

2.3 Повышение уровня самоорганизации и культуры предпринимательства...............................................................................44-50

Заключение.....................................................................................................51-52

Список использованной литературы............................................................53-55

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Рынок выдает те товары, полагает А. Смит, которые желает получить общество, и в том количестве, которое последнему требуется. Таким  образом, А. Смит показал, что рыночная система — могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимым, а также что эта система саморегулируется. Следует однако отметить, что, поскольку рынок саморегулируется, А. Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По его мнению, рыночная система, предоставленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.

Д. Рикардо видел  в капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а  предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе

как о капиталисте-эксплуататоре.

Лишь на рубеже XIX—XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907—1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор — организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

Американский  экономист Дж.Б. Кларк (1847—1938) несколько  видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага —  средства производства и земля; 3) деятельность предпринемателя;4)труд рабочего.При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж.Б. Кларк:

Свободная конкуренция стремится  дать труду то, что  создается трудом, капиталистам — то, что создается  капиталом, а предпринимателям — то, что создается функцией координирования4.

Известный американский экономист австрийского происхождения  Йозеф Шумпетер (1883—1950) в книге  «Теория экономического развития»5, которая вышла в 1911г., трактует понятие «предприниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста:

Предпринимателями мы называем хозяйственных  субъектов, функцией которых является как раз осуществление  новых комбинаций и которые выступают  как его активный элемент.

По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Фридрих фон Хайек (1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности 6.Последний тезис представляется очень важным.

Вплотную к  понятию «предприниматель» примыкает  понятие «предпринимательство». Под  предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями  или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» (в средние века — антрепренер) и «предпринимательство»: 1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель — это человек,действующий в условиях риска. 1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. 1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. 1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель — это новатор, который разрабатывает новые технологии.

А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя7:

«Предпринимательство (фр. enterprise) - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами». Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство»8.

Предприниматель в своей деятельности призван  обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в  целях получения прибыли.

Предпринимательство... является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из удачных. В ней  подчеркнуто, что предпринимательство —это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определенной деятельностью. Эта формулировка отличается и от той, что дана в Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения

предпринимательства — указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Экономические, социальные  и правовые условия  предпринимательской  деятельности

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. Экономические условия — это: предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую  обстановку существенно влияют наличие  и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к кото-рым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить и и кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это — банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, некомплектуюшими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональ-ные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специаллстов-служащих; прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи

информации.

Вплотную к  экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей  приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От предпринимательской  деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует  в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.

Важную роль в формировании предпринимательства  играют подготовка, переподготовка и  повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.

Любая предпринимательская  деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому  большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих

наиболее благоприятные  условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура  открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Обосновывая необходимость  государственного регулирования предпринимательской  деятельности, Ф. Котлер указывает три  основные причины, в силу которых  появились соответствующие законодательные акты:

необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее».

Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления «недобросовестной конкуренции»;

необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики.

Отсюда направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут  начать выпускать плохие товары, лгать  в рекламе, вводить

в заблуждение  посредством упаковки и уровня цен;

необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей.

Как осторожно  замечает Ф. Котлер, ведь предпринимательская  деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни10. В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестких формах. В предпринимательской сфере России система законов только складывается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Виды и формы  предпринимательства

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по: виду деятельности; формам собственности; количеству собственников; организационно-правовым и организационно-экономическим формам; степени использования наемного труда и т.п. Рассмотрим некоторые из них.

По виду или  назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную  и др. Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности  имущество предприятия может  быть: частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности  общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или в собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская  деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность  принадлежит одному физическому  лицу. Комективному предпринимательству  соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

Информация о работе Виды предпринимательства.Участники предпринемательской деятельности в России