Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:37, курсовая работа
Предметом исследования выступают основные направления и тенденции формирования российского предпринимательства, его формы и типы, особенности функционирования и взаимодействия с государством в условиях рыночной экономики.
Цель работы - проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики предпринимательства , особенности формирования этих феноменов и роль государства в этом процессе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выделить особенности формирования и эволюции российского предпринимательства, а также современную роль государства как в управлении рыночной экономикой, так и в самом предпринимательстве;
- выявить условия и факторы, определяющие конкретные направления, тенденции и специфические особенности реализации основных типов и форм предпринимательства в России;
Введение.........................................................................................................3-4
Глава I Содержание и современные формы предпринимательства
1.1 История возникновения и сущность предпринимательства..........5-13
1.2 Экономические,социальные и правовые условия предпринимательской деятельности.............................................................................................14-17
1.3 Виды и формы предпринимательства..............................................18-28
Глава II Особенности предпринимательства на современном этапе
2.1История развития препринимательства вРоссии..............................29-36
2.2 Основные проблемы развития предпринимательства в России на современном этапе....................................................................................37-43
2.3 Повышение уровня самоорганизации и культуры предпринимательства...............................................................................44-50
Заключение.....................................................................................................51-52
Список использованной литературы............................................................53-55
Рынок выдает те товары, полагает А. Смит, которые желает получить общество, и в том количестве, которое последнему требуется. Таким образом, А. Смит показал, что рыночная система — могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимым, а также что эта система саморегулируется. Следует однако отметить, что, поскольку рынок саморегулируется, А. Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По его мнению, рыночная система, предоставленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.
Д. Рикардо видел
в капитализме абсолютный, вечный,
естественный способ производства, а
предпринимательскую
как о капиталисте-эксплуататоре.
Лишь на рубеже XIX—XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907—1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор — организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.
Американский экономист Дж.Б. Кларк (1847—1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага — средства производства и земля; 3) деятельность предпринемателя;4)труд рабочего.При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж.Б. Кларк:
Свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам — то, что создается капиталом, а предпринимателям — то, что создается функцией координирования4.
Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883—1950) в книге «Теория экономического развития»5, которая вышла в 1911г., трактует понятие «предприниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста:
Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент.
По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Фридрих фон Хайек (1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности 6.Последний тезис представляется очень важным.
Вплотную к
понятию «предприниматель»
Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» (в средние века — антрепренер) и «предпринимательство»: 1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель — это человек,действующий в условиях риска. 1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. 1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. 1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель — это новатор, который разрабатывает новые технологии.
А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя7:
«Предпринимательство (фр. enterprise) - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами». Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство»8.
Предприниматель
в своей деятельности призван
обеспечить необходимую комбинацию
или необходимое сочетание
Предпринимательство... является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
Такая формулировка
предпринимательства
предпринимательства
— указание о необходимости сочетания
личной выгоды с общественной пользой.9
1.2. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности
Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. Экономические условия — это: предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к кото-рым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить и и кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это — банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, некомплектуюшими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональ-ные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специаллстов-служащих; прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи
информации.
Вплотную к
экономическим примыкают
От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.
Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих
наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
Обосновывая необходимость
государственного регулирования
• необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее».
Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления «недобросовестной конкуренции»;
• необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики.
Отсюда направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить
в заблуждение посредством упаковки и уровня цен;
• необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей.
Как осторожно
замечает Ф. Котлер, ведь предпринимательская
деятельность не всегда обеспечивает
нам лучшее качество жизни10. В условиях перехода
к рыночным отношениям в России «разнузданность
предпринимателей» проявляется нередко
в очень жестких формах. В предпринимательской
сфере России система законов только складывается.
1.3. Виды и формы предпринимательства
Все многообразие
предпринимательской
По виду или
назначению предпринимательскую
По формам собственности имущество предприятия может быть: частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или в собственности общественных объединений (организаций).
По количеству
собственников
Информация о работе Виды предпринимательства.Участники предпринемательской деятельности в России