Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение различных видов и форм собственности и трансформации отношений собственности в РФ.
Задачи курсовой работы: рассмотреть такие вопросы как понятие собственности, определены типы и формы собственности, дать характеристики приватизации и отразить проблемы приватизации в России, а также проанализировать процесс трансформации собственности в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ
ТИПЫ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

В результате денежного  этапа приватизации в России удалось  провести массовое распределение собственности в пользу действительно эффективных собственников — среднего класса. Реальным резервом формирования среднего класса в ближайшем будущем являются представители и малого бизнеса. Малый бизнес нуждается в активной поддержке со стороны органов государственной власти. Отсюда — система управления малым бизнесом должна быть активной. Необходимо, чтобы предпринимательская инициатива исходила не только от субъектов малого предпринимательства, но и от управленческих органов. Проведение такой политики и представляет собой действенную поддержку образования среднего класса.  

Именно собственность  является наиболее глубокой основой  общественных отношений. От изменений  в системе собственности зависят  в конечном счете все прогрессивные  изменения в области производства, распределения, обмена и потребления. Структура собственности, ее соответствие специфике конкретных отраслей национальной экономики во многом предопределяют эффективность ее функционирования.  
 

4. ТРАНСФОРМАЦИЯ  СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ  

Взаимосвязь собственности и хозяйствования как частей "пучка прав собственности" – показывает, что ответственное хозяйствование возможно только тогда, когда тот, кто хозяйствует, может присваивать остаточный доход, становиться его собственником рядом с собственниками тех ресурсов, которые привлекались изначально. Поэтому появление частной собственности рядом с государственной, а отчасти и вместо нее, – неизбежное явление при переходе "от плана к рынку". Экономическая теория не дает каких-либо рекомендаций о темпах и масштабах приватизации реального капитала и природных ресурсов. Мировой опыт на этот счет очень разнообразен. С точки зрения экономической теории, важно даже не столько обеспечение справедливости или эффективности при первичной приватизации – ни того, ни другого все равно обеспечить невозможно – сколько удешевление и упрощение дальнейшего движения хозяйственных прав в сторону тех, кто сможет использовать их с максимальным эффектом в ходе вторичной приватизации, то есть перераспределения на рыночных основах прав, полученных агентами в ходе первичной приватизации.  

Конечная цель приватизации – появление так  называемых "стратегических инвесторов", то есть собственников факторов производства, прежде всего финансовых, в интересы которых входит долгосрочное успешное функционирование предприятий, в которые они вкладывают свои ресурсы. Государство не может быть стратегическим инвестором для каждого предприятия. Не всегда может выступать в этой роли и коллектив, например, работники атомной электростанции при всем желании не могут иметь достаточно собственных средств, чтобы вкладывать их в развитие производства электроэнергии, строительство новых энергоблоков. Особенно остро стоит проблема поиска стратегического инвестора для предприятий, которые применяют устаревшие технологии.  Важнейшую роль в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в результате приватизации государственной собственности является важнейшей особенностью развития общественного сектора в переходной экономике.  Широкое толкование понятия приватизация включает в себя общее сокращение сферы государственного вмешательства, в том числе финансового.  

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.  

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (табл. 2 и 3). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.  

Акционерно-ваучерная  компания в России привела к торжеству  номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю “внутризаводских” акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие “внешние” пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых “правил политической игры”.  

Таблица 1. Число  предприятий и хозяйственных  организаций в России по формам собственности (на 1 января)   

 

1995  

1998  

2000  

2004  

Всего, тыс.  

1946  

2727  

3106  

4150  

в т. ч. по формам собственности, %   

  

  

  

 

– государственная  и муниципальная  

25,5  

11,9  

11,2  

19,8  

– частная  

62,5  

73,9  

74,4  

78,0  

– прочие  

12,0  

14,2  

14,4  

12,2  

Из таблицы 1. видно, что доля государственных и муниципальных предприятий сократилось с 1995 г. по 2004 г. всего на 5,7%. Если ещё учесть, что значительная часть из них обанкротилась из-за низкой рентабельности производства и неквалифицированным управлением, то можно сделать вывод, что приватизация государственной и муниципальной собственности происходит крайне медленно и неэффективно. В то же время доля частных предприятий увеличилась на 15,5%, однако в основном этот рост состоял не за счёт приватизации государственных предприятий, а за счёт созданных новых компаний, что произошло в результате либерализации экономической политики государства.  

Таблица 2. Структура  приватизированного в России 1993–2002 государственного и муниципального имущества по формам собственности  и способам приватизации   

 

1993  

1996  

1999  

2002  

Число приватизированных  предприятий, всего  

42 924  

4 997  

1 536  

2 557  

Из них, в %   

  

  

  

 

– государственная  собственность  

16,45  

18,57  

6,77  

3,36  

– собственность  субъектов РФ  

22,18  

14,31  

19,40  

8,84  

– муниципальная  собственность  

61,37  

67,12  

73,83  

87,78  

Структура приватизированного имущества по способам приватизации, в %:  

– акционирование;  

31,10  

22,50  

12,00  

3,40  

– продажа на аукционе и коммерческом конкурсе;  

38,00  

42,10  

74,60  

61,40  

– выкуп арендованного  имущества;  

29,50  

32,10  

8,30  

32,90  

– прочие  

1,40  

3,30  

5,10  

2,30  

Данные таблицы 2 показывают, что в основном, приватизировалась  муниципальная собственность, доля которой с 1993 г. по 2002 г. увеличилась на 26,41%. Приватизация же государственной собственности и собственности субъектов Федерации наоборот снизилась на 13,09% и 13,34% соответственно.  

Приватизация  государственной и муниципальной  собственности происходила в  виде акционирования предприятий и продажи их на аукционе и коммерческом конкурсе. Однако в 2002 году акционирование государственных предприятий уже практически не проводилось, в то же время становятся популярными такие формы приватизации как продажа предприятий на аукционе или выкуп арендованного имущества.  
 

Таким образом, результаты приватизации в России не следует переоценивать. Доступ к  собственности остался тесно  связанным с близостью к властным структурам, не сложился механизм действенной  защиты прав собственности. Свершившиеся преобразования собственнических отношений пока не пользуются у граждан России одобрением.  

С другой стороны, после относительно быстрого (за три-четыре года) проведения приватизации реставрация  командной экономики стала в  России невозможной – это нарушало бы интересы новой элиты, сделавшей себе состояние на разделе государственной собственности.  

В таблице 3 представлен  рейтинг 23 крупнейших бизнес-групп (или  лидеров альянсов, или флагманских  предприятий). Этот рейтинг основан  исключительно на данных по предприятиям, охваченным исследованием, однако число крупнейших бизнес-групп, не вошедших в список в связи с тем, что их крупные интересы связаны с отраслями, не включенными в исследование, должно быть небольшим.  

Таблица 3. Крупнейшие бизнес-группы на конец переходного периода  

Ранг по занятости  

Занятость  

Объем продаж, тыс. руб.  

Руководство бизнес-группы  

Ведущая компания бизнес-группы  

Ранг по объему продаж  

1  

160 517  

62 487 413  

Дерипаска  

Базэл  

9  

2  

150 901  

183 600 000  

Абрамович  

Сибнефть/ Millhouse  

2  

3  

117 802  

93 366 909  

Каданников  

АвтоВАЗ  

7  

4  

111257  

71041 612  

Мордашов  

Северсталь  

8  

5  

108 201  

129 900 000  

Потанин, Прохоров  

Интеррос  

4  

6  

96 531  

384 100 000  

Алекперов, Ма-ганов, Кукура  

Лукойл  

1  

7  

89 974  

50 642 482  

Абрамов  

Евраз  

12  

8  

74 442  

38 618 830  

Попов, Мельниченко, Пумпянский  

МДМ  

15  

9  

65 022  

29 705 884  

Махмудов, Казицин  

УГМК  

17  

Информация о работе Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России