Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:16, реферат
Целью курсовой работы является изучение различных видов и форм собственности и трансформации отношений собственности в РФ.
Задачи курсовой работы: рассмотреть такие вопросы как понятие собственности, определены типы и формы собственности, дать характеристики приватизации и отразить проблемы приватизации в России, а также проанализировать процесс трансформации собственности в современной России.
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ
ТИПЫ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5) государство
устанавливает принципы
Вместе с тем
государственные предприятия
Поскольку государственная
собственность является всенародным
достоянием, то каждый собственник
должен охранять ее, заботиться о ее
развитии. Но некоторые собственники
относятся к государственному имуществу
как к казенному. Могут порассуждать так:
государство богатое, не обедняет. Такое
отношение приводит к расхищению и потерям
государственной собственности, к проявлению
бесхозности и в конце концов снижает
жизненный уровень.
Муниципальный
вид общенародной собственности
в настоящее время в России
только формируется.
Муниципальная
собственность формируется
Субъектами муниципальной
собственности являются органы местного
самоуправления. Ее объектами являются
школы, больницы, жилищно-коммунальное
хозяйство, вузы, техникумы, училища. Уровень
обобществления муниципальной собственности
— региональный.
Второй формой
общественной собственности в России
является кооперативная собственность.
Различают следующие виды кооперативной
собственности в России:
1) кооперативно-колхозная;
2) кооперативная
собственность в сфере
3) кооперативная
собственность в сфере
Кооперативная
и государственная формы
обе они имеют
общественный характер, т. е. являются
однотипными.
обе формы исключают эксплуатацию человека человеком;
3) производство
на кооперативных и государственных
предприятиях ведется или в интересах
членов кооператива или в интересах государства;
4) на кооперативных
и государственных
В то же время
две формы собственности имеют отличительные
особенности:
1) государственная
собственность имеет более
2) кооперативы
ведут свое производство, основываясь
на собственных средствах
3) существуют
различия в распределении по труду.
Размер оплаты труда кооперативов обеспечивается
доходами кооператива. А величина заработной
платы рабочих государственных предприятий
обеспечивается государственным достоянием;
4) есть отличия
в управлении. В кооперативах
высшим органом управления является
общее собрание, которое избирает правление
и председателя. Государственным предприятием
управляет директор.
Разновидностью
собственности в России является
собственность общественных организаций.
К ней относится имущество
профсоюзов, творческих, спортивных организаций.
Есть и другие субъекты собственности
общественных организаций. К объектам
собственности общественных организаций
относятся административные здания, сооружения,
производственные предприятия (типографии,
мастерские и др.), средства транспорта,
санатории, дома отдыха, туристические
базы, культурно-просветительные и другие
учреждения.
Разновидностью
собственности в России является
личная собственность. Различают два
вида личной собственности:
1) на нерешающие
средства производства;
2) на домашнее
имущество и предметы
Личная собственность
характеризуется следующими чертами:
1) в зависимости
от объектов — это
2) субъектами
личной собственности являются
отдельные индивиды и их семьи;
3) личная собственность
выступает особой социально-экономической
формой индивидуального производства
в домашнем и подсобном хозяйстве, выражает
внутрисемейные экономические отношения;
4) личная собственность
выражает не основные стороны
системы производственных
Объектами личной
собственности являются жилые дома,
мебель, одежда, утварь, предметы культурно-бытового
назначения, сбережения, сельскохозяйственный
и ремесленный инвентарь и
другое. В связи с тем, что доходы
различных социальных групп населения
различны, то неодинаковы размеры и личной
собственности у отдельных членов общества.
Личная собственность
отличается от крупной и мелкой частной
собственности. Частная собственность
— это собственность, прежде всего,
на решающие средства производства. Она
является источником дохода для собственника.
Личная собственность
— это, прежде всего, собственность
на предметы потребления. Она, как правило,
не является источником дохода. Она
его овеществленный результат.
Личной собственности
соответствует определенная форма производства
— это домашнее хозяйство. Экономические
отношения в домашнем хозяйстве включают:
1) собственно
домашний труд. Сюда относится
приготовление пищи, возведение
и ремонт жилых построек, уход
за мебелью, бытовыми приборами,
одеждой, обувью, заготовка топлива, вязание,
приготовление предметов домашнего обихода,
переработка продуктов сельского хозяйства,
охоты, рыболовства, леса, помощь другим
семьям;
2) труд в личном
подсобном хозяйстве. В нем
имеется продуктивный скот, птица, сельскохозяйственный
инвентарь. В личном подсобном хозяйстве
создается около 28% валовой и около 13% всей
товарной продукции сельского хозяйства.
В нем сосредоточено 13% всех основных фондов
сельского хозяйства, занято несколько
миллионов человек;
3) производство
на дому по заказам
4) индивидуально-трудовую
и частнохозяйственную
В настоящее
время в России развивается частная
собственность на средства производства.
Разновидностью частной собственности
является акционерная собственность.
3. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ
И ПРИВАТИЗАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
В РОССИИ.
Приватизация
— это переход государственной
собственности в частные руки
(физическим и юридическим лицам)
и формирование на этой основе частной
или смешанной форм собственности в результате
принятия правительством программы социально-экономических
преобразований. По существу, это реформа
базисных отношений — отношений собственности,
фундамента социально-экономической системы.
Это означает, что все другие экономические
отношения как бы вторичны, и их изменения
непосредственно зависят от изменений
отношений собственности.
Процесс приватизации
государственной собственности
необходимо рассматривать в рамках
принятого в России курса радикальных
реформ как важнейшее средство преобразования
командной экономики в рыночную. При оценке
приватизации на первый план должен выступать
не просто экономический эффект, который
достигается при изменении форм собственности,
а социальный эффект; не просто воздействие
приватизации на формирование более эффективной
хозяйственной системы, а ее воздействие
на жизненный уровень населения, на весь
комплекс социальных проблем.
Подход к определению
социально-экономического эффекта
приватизации видится прежде всего в изучении
взаимосвязи между процессами приватизации
и процессами формирования и функционирования
рыночной экономики не вообще, а конкретно,
например, с позиций создания условий
экономического роста в России.
Приватизация
является центральным пунктом всех реформ,
проводимых в Восточной Европе, но в той
или иной мере характерна и для других
стран с развитой рыночной экономикой.
В последние десятилетия наметилась общая
тенденция к росту и укреплению частного
сектора во многих странах.
В развитых западных
странах, с одной стороны, целью
приватизации является уменьшение влияния
государства на хозяйственные процессы
и создание свободного пространства
для развития частной инициативы.
С другой стороны, она — следствие
исчерпанности эффектов национализации,
которая периодически проводилась в этих
странах.
В странах “большой
семерки” во второй половине этого
века приватизация проводилась в
Великобритании (1953 и 1981 гг.), в Западной
Германии (1959 г.), в Японии (1985 г.), во Франции
(1986 г.) и периодически проводится в США,
Италии и Канаде.
В развивающихся
странах приватизация обусловлена
тяжелой экономической
Основная цель
приватизации состоит в повышении
эффективности экономики. Историческая
практика свидетельствует, что системы,
базирующиеся на частной собственности,
развиваются быстрее и
В результате приватизации
формируются новые формы
Все это способствует
формированию новых производственных
отношений, известных в экономической
теории как капиталистический способ
производства, или рыночная система хозяйствования.
Приватизация
в России прошла в два этапа. Первый
этап приватизации — ваучерный. Правительство
России решило пойти на приватизацию государственной
собственности через выпуск так называемых
ваучеров. Ваучер — это официальный документ,
предоставляющий право владения, распоряжения
и пользования определенным количеством
материальных благ. Но это формально, так
как фактически никто не стал собственником
бывшей государственной собственности.
В результате ваучерного
этапа приватизации в России сформировались:
акционерный сектор экономики; рынки
ценных бумаг; система инвестиционных
фондов и других финансовых структур.
Но самый главный результат — это рождение
новой классовой структуры общества: класса
частных собственников и наемных рабочих.
Появилось “поле” действия новых экономических
законов: спроса и предложения, ценообразования,
распределения доходов, накопления капиталов,
а также новая фискальная, денежно-кредитная,
социальная политика.
То, что можно
было приобрести на один ваучер, — величина
ничтожная. Но ведь это — отражение
балансовой стоимости основных фондов
в ценах 1991 г. Значит, реальная цена
основных фондов, под которые выпускались
акции, была многократно занижена.
Занижение реальной
цены основных фондов практически ничего
не меняет в доходах и в имущественном
статусе рядовых граждан. Однако
это занижение обеспечивает солидные
выгоды состоятельным приобретателям
собственности, концентрирующим в своих
руках контрольные пакеты акций, обеспечивающие
реальную власть над собственностью. Итак,
к 1 июля 1994 г. почти 50% легкой и пищевой
промышленности составляют частный сектор
экономики, а также строительство — 35%,
автотранспорт — 42%, торговля (оптовая
и розничная) — около 50%, общественное
питание — 55%, бытовое обслуживание —
21%.
Второй этап
приватизации в России — денежный.
С 1 июля 1994 г. начался денежный этап
приватизации в России. Основной задачей
нового этапа являлось не наращивание
темпов приватизации, а увеличение отдачи
от нее для государственных бюджетов всех
уровней. Результатом такой политики стало
сокращение предложений продажи имущества
и повышение цен на него. Итогом денежного
приватизационного процесса стало резкое
падение его количественных показателей,
что позволяет говорить о некотором завершении
процесса приватизации.
Информация о работе Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России