Виды и формы безработицы, методы оценки, причины и факторы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ её форм и видов, выявление причин и факторов, формирующих безработицу, а так же рассмотрение существующих методов оценки безработицы.
Объектом курсовой работы, является состояние и тенденции развития безработицы в России.

Содержание

Введение 3
Глава1 5
1.1. Понятие и сущность безработицы. 5
1.2Виды и формы безработицы 9
1.3Естественный уровень безработицы 12
Глава 2 15
2.1Причины и факторы формирования безработицы 15
2.2Методы оценки безработицы 18
2.3Уровень безработицы в России за 2009-2010 год 23
Глава3. 29
3.1Последствия безработицы: 29
3.2 Методы борьбы с безработицей 33
3.3Государственные программы по снижению уровня безработицы 36
Заключение 42
Список использованной литературы: 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая по управлению трудовыми ресурсами.docx

— 220.65 Кб (Скачать)

состоит в том, что людям помогают открыть  собственное дело, чтобы они могли

прокормить  себя и свою семью, даже если им не удается  найти работу по найму.

     Реализация программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего

безработица ударяет по пожилым (их уже никто  не хочет брать на работу из-за

падающей  производительности труда и ухудшения  здоровья) и самым молодым (их еще

никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные  методы:

-          экономическое стимулирование молодежной  занятости;

-          создание специальных фирм, предлагающих  работу именно молодежи

-          создание центров обучения молодых  людей тем профессиям, шансы на

занятость в которых наиболее высоки.

Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго , но важно

понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или

существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается

лишь  при общем улучшении экономической  ситуации в стране.

3.3Государственные  программы по снижению уровня  безработицы

  • Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих  мест;  
    Организация проведения оплачиваемых общественных работ;  
    Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;  
    Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;  
    Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;  
    Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;  
    Информирование работодателей.
  • Обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста и т.д. на добровольный труд и свободный выбор занятости
  • Предупреждение массовой и сокращению длительной(более 1 года) безработицы
  • Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
  • Способами увеличения спроса являются:
  • стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
  • льготное налогообложение,
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
  • льготное кредитование  (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п.
  • Социальная политика: 
  • Выплата пособия по безработице признанным безработными,
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
  • Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
  • Политика в сфере занятости населения:
  • Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
  • Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
  • Развитие предпринимательской деятельности. Предпринимательской деятельности – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
  • Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.
  • Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.
  • Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.
  • Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда  (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).
  • Содействие самозанятости безработных граждан;  
    Так же осуществляются программы по поддержке и развитию малого бизнеса,а следовательно увеличению количества рабочих мест, например с 2008 года действует программа, согласно которой лицам, являющимся безработными, выделяются деньги на открытие частного предприятия, с условием предоставления бизнес-плана.

      Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

Так же предусмотрен ряд следующих мероприятий:

      1.      повышение уровня оплаты труда,

      2.      переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере,

      3.      регулирования трудовой миграции,

      4.      усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,

      5.      повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

Разрабатывается, дополнительная концепция по содействию государства сокращению безработицы, ниже перечислены несколько её аспектов:

1 аспект – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена  в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. Количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.

     Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями. "Пусть бизнес сам "заказывает" нужные кадры.

     2 аспект - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделено привлечению трудовых ресурсов - в основном молодых людей, только получивших диплом, - в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих руках.

       Стимулом для работников выступает решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. А пока молодые люди будут копить на первоначальный взнос, они будут жить в специально построенных комфортных общежитиях.

     3 аспект - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.

     Согласно  концепции, должно полностью измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать  к активному поиску работы. В поисках  дополнительного резерва рабочих  рук авторы концепции обратили взоры  на такие группы безработных, как  выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного  возраста и даже матери, воспитывающие  инвалидов. Для них планируется  предложить программы обучения востребованным профессиям.

     4 аспект – корректировка механизма квотирования иностранной рабочей силы. Предложено учитывать кадровые потребности работодателей, ликвидировать лишние административные барьеры при оформлении иностранной рабочей силы, а в использовании труда мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме, работодателям будут предоставляться преференции. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией.             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Безработица представляет собой проблему, которую  оценить, как социально-экономическое  явление, однозначно нельзя. С точки  зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для  большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную  психологическую травму. Однако с  точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной  необходимостью. Другое дело, что государство  должно регулировать занятость, устранять  негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь  должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения  работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

  Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, снижается покупательская способность. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни  семьи безработного, так как пособие  по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое  состояние безработного. В –пятых, увеличиваются миграционные процессы, в страны с более стабильной экономикой и высоким спросом на рабочую силу, с целью поиска рабочих мест.

  В целом безработица в России носит  застойный характер, влекущий увеличение длительности безработицы, при этом приток в ряды безработных связан с относительно добровольным решением работников (уход «по собственному желанию» ' может быть вынужденным). Обостряются региональные проблемы занятости. Велики различия (в несколько раз) уровня безработицы по регионам.

  Важнейшее значение в этом плане имеет способность  и умение сформировать гибкую систему  занятости, обеспечивая прогнозирование  и планирование высвобождения работников. Такая система должна функционировать  как в общероссийском масштабе, так  и на региональных уровнях. В ее работе должны принимать участие профсоюзы, службы занятости, предприятия и  предприниматели, которые оказывают  поддержку, вкладывая свои средства (последнее относится к предпринимателям). Задача такой системы — создание возможностей для получения работы каждому, кто может и желает трудиться, а не расширение слоя люмпенов, живущих  на пособия по безработице.

  Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов занятости  в программах экономических преобразований. И такие программы создаются и утверждаются. Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы (в апреле 2010 года было зафиксировано снижение).

    Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения, увеличения социальной защищенности граждан и формированию высококвалифицированных кадров, являющихся неотъемлемой частью успешного развития предприятия и страны в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. А.А. Дикаpева, М.И. Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 2005
  2. А. Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России», «Вопросы экономики», № 5 – 2005
  3. Б.М. Генкин “Экономика и социология труда” М.:2008.
  4. Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев, Д.О. Серов «Новые лишние», «ЭКО», №8 –2006г.
  5. www.gks.ru
  6. www.bibliofond.ru
  7. www.demoscop.ru
  8. www.cfin.ru
  9. www.irkobl.ru
  10. www.forexcome.ru

Приложение 1

Численность безработных по стране в целом и по регионам:  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

 

Информация о работе Виды и формы безработицы, методы оценки, причины и факторы формирования