Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ её форм и видов, выявление причин и факторов, формирующих безработицу, а так же рассмотрение существующих методов оценки безработицы.
Объектом курсовой работы, является состояние и тенденции развития безработицы в России.
Введение 3
Глава1 5
1.1. Понятие и сущность безработицы. 5
1.2Виды и формы безработицы 9
1.3Естественный уровень безработицы 12
Глава 2 15
2.1Причины и факторы формирования безработицы 15
2.2Методы оценки безработицы 18
2.3Уровень безработицы в России за 2009-2010 год 23
Глава3. 29
3.1Последствия безработицы: 29
3.2 Методы борьбы с безработицей 33
3.3Государственные программы по снижению уровня безработицы 36
Заключение 42
Список использованной литературы: 44
Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:
Методика подсчета такова, что не учитывается скрытая и латентная безработица, а также все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда.
Количественно безработица измеряется двумя параметрами:
1) уровнем безработицы
— долей официально
2) продолжительностью
безработицы — временем
При исследовании
безработицы и разработке политики
занятости необходимо использовать оба
показателя.
Расчет численности безработных.
Безработица измеряется двумя основными показателями:
уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным.
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.
продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.
Особенности расчета показателей численности безработных
По методологии МОТ (методике Госкомстата Российской Федерации от 25 мая 1993г.) | По Федеральному закону о занятости населения в редакции от 20 апреля 1996г. |
Лица
16 лет и старше, которые в рассматриваемый
период:
• не имели работу (доходного занятия); • занимались
поиском работы. т.е. обращались в государственную
или коммерческую службы занятости, использовали
или помещали объявления в печати, непосредственно
обращались к администрации предприятия
(работодателю), использовали личные связи
и т.д. или предпринимали шаги к организации
собственного дела; |
Трудоспособные
граждане, которые:
• не имеют работу и заработка; • ищут
работу; |
• были готовы приступить к работе; |
•
готовы приступить к работе;
• зарегистрированы
в органах службы занятости в целях
поиска подходящей работы. |
•
Обучались по направлению службы
занятости;
• учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, занимающиеся поиском работы и готовые приступить к ней. В составе безработных выделяются лица: не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными. |
Сравнение методов расчета показывает, что МОТ трактует понятие “безработный” шире, чем Федеральный закон.
Показатели, используемые для оценки уровня безработицы:
Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.
Уровень безработицы = (Число безработных/ Численность работоспособного населения)*100%, Например рассчитаем и сравним уровни безработицы за 2005-2009 года:
Используя данные уровень экономической активности населения, занятости и безработицы, рассчитаем Динамику уровня безработицы:
За 2006 по отношению к 2005:
7,2/7,2=1
За 2007 по отношению к 2006:
За 2008 по отношению к 2007:
За 2009 по отношению к 2008:
По результатам проводившегося исследования за 2009 год, были сделаны выводы:
Более
всех ущемлены в материальном достатке
безработные, имеющие начальное
образование: среди них более
всего респондентов, которым денег
не хватает даже на продукты питания.
В то же время в этой группе оказалось
самое большое число богатых
безработных, что констатирует сильную
поляризацию безработных с
Безработные
со средним образованием более равномерно
распределились по группам с разным
уровнем материального
У
лиц, окончивших ПТУ, распределение
доходов соответствует
Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенести социальное падение.(Приложение 1).
Динамика
уровня безработицы
среди населения
в возрасте 15-72 лет
Средний возраст безработных в сентябре 2010г. составил 35,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,8%, лица в возрасте 50 лет и старше - 17,6%.
По состоянию на начало лета 2009 года безработица по разным оценкам составила от 9% до 10,5%. По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на май 2009 года уровень безработицы был равен 8,5%, что гораздо ниже данных безработицы, полученных методом социального обследования, опросов населения и предприятий. По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю сентября 2010г., в общей численности безработных 2643 тыс.человек, или 52,5% составляли мужчины и 2390 тыс.человек, или 47,5% - женщины. Сельские жители составляли среди безработных 1804 тыс.человек, или 35,8%.
Динамика численности работников, работавших неполное рабочее время
Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются в организациях обрабатывающих производств, в которых 1,5% работников списочной численности работали неполное рабочее время по инициативе работодателя (в августе 2010г. - 1,6%), 1,7% работников работали неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем (в августе 2010г. - 1,6%) и 1,1% работников находились в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника (в августе 2010г. - 2,0%).
Динамика
численности безработных
по продолжительности
поиска работы
Безработица в значительной степени является застойной, особенно в сельской местности. Из 1,8 млн. безработных сельских жителей 33,6% находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более).
Таблица4
Из вышеприведенных
таблиц 5 и 6, следует, что самый высокий
показатель численности безработных
в 2008 году составлял 26,1 тысячу человек
- в марте, а в 2009, вырос и
составил 39,9-в апреле. Я думаю, что
это объясняется, тем, что страна
еще не оправилась от экономического
кризиса и сокращение на предприятиях
продолжается, вместе с тем, с каждым
годом увеличивается поток
Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны.
Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы. С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, миннинизировать социальную цену радикальных реформ .
При анализе безработицы в РФ. можно выявить следующие негативные тенденции:
1.
Безработица ведет к не
Информация о работе Виды и формы безработицы, методы оценки, причины и факторы формирования