Вертикальная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вертикальной интеграции в торговле.

Для достижений цели в работе были выделены следующие задачи:

1.Дать понятие вертикальной интеграции, выявить ее виды;
2.Рассмотреть типы ВИ в зависимости от трансакционных издержек;
3.Рассмотреть типы ВИ розничных торговых предприятий.

Содержание

Введение

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1.1. Вертикальная интеграция: понятие и виды…………………………..5

1.2. Типы вертикальной интеграции в зависимости от трансакционных издержек ……………………..………………………………………..…….8

1.3. Типы вертикальной интеграции розничных торговых предприятии.…..............................................................................................11

II. ВЫГОДЫ И ИЗДЕРЖКИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

2.1. Стратегические преимущества вертикальной интеграции ………...14

2.2. Стратегические недостатки вертикальной интеграции………….….17

III. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – ОДНА ИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ..………...21

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ТОРГОВЛЕ!(2 вариант).docx

— 52.79 Кб (Скачать)

    В-пятых, вертикальная интеграция с производителями  частей и компонентов изделий  может сократить производственную гибкость компании, увеличить время, требуемое для разработки новых  моделей и внедрения их на рынок. Компании, которые часто изменяют свою продукцию и постоянно разрабатывают новые модели в соответствии с покупательскими предпочтениями, часто находят вертикальную интеграцию в производство частей и компонентов убыточной, поскольку постоянная переналадка и переоснащение оборудования требуют затрат и времени, плюс к этому, в случае интегрированной компании, необходимых дополнительных затрат по координации действий во всех звеньях цепочки ценностей. Приобретение составляющих у других компаний часто бывает дешевле и быстрее, чем вертикальная интеграция, что позволяет компании быть более гибкой и способной легко адаптироваться к быстро меняющимся предпочтениям покупателей. Большинство компаний по производству автомобилей, несмотря на свой большой опыт в технологии и производстве, пришли к выводу, что они еще лучше утвердят свои позиции в качестве, издержках и внешнем виде готовых изделий, покупая основную массу составляющих и компонентов у специализированных производителей. Это будет выгоднее, чем проводить интеграцию с поставщиками.

    Большой недостаток вертикальной интеграции состоит  в том, что она замыкает фирму  внутри отрасли. Хотя действия компании охватывают большинство этапов отраслевой цепочки ценностей и создают  конкурентное преимущество, к такому стратегическому движению следует  подходить с осторожностью.

    Стратегии независимости и рассредоточения. За последние тоны некоторые вертикально  интегрированные компании стали  находить вертикальную интеграцию настолько  конкурентно незащищенной, что адаптировались к стратегии вертикальной дезинтеграции (или рассредоточения). Дезинтеграция  предусматривает отказ от определенных этапов/действий в цепочке ценностей  и переход на работу с независимыми, внешними поставщиками необходимых  товаров, обеспечивающих систем или  специализированных услуг. Рассредоточение  имеет стратегический смысл в  том случае, если:

  • определенные действия могут быть выполнены лучше и даже дешевле независимыми специалистами;
  • данная деятельность не является критически важной для достижения конкурентного преимущества фирмой и не связана с ее главными достоинствами, основными навыками или техническими ноу-хау;
  • сокращается риск подвергнуться воздействию, связанному с изменением технологии и/или изменением предпочтений покупателей;
  • ускоряются действия компании по совершенствованию организационной гибкости, сокращению производственного цикла, более быстрой разработке товаров и сокращению расходов на координацию;
  • разрешает компании сосредоточиться на ее основном бизнесе и делать то, что она делает лучше всего. Часто многих преимуществ вертикальной интеграции можно достичь, при этом избежав ее недостатков, заключая долгосрочные кооперационные соглашения с ключевыми поставщиками.

    Таким образом, у стратегии вертикальной интеграции могут быть как сильные, так и слабые стороны. Вертикальная интеграция "вперед" или "назад" имеет стратегический смысл, только если она усиливает конкурентное преимущество компании за счет сокращения издержек или усиления дифференциации. Отказ от вертикальной интеграции, если недостатки (увеличение инвестиций, повышенные риски, более сложное  и замедленное обновление технологий, меньшая гибкость при внесении изменений  в товар) превосходят достоинства (лучшая координация производственных потоков и передача ноу-хау от звена к звену, специализация  в технологии, внутренний контроль над всеми операциями, большая  экономия на масштабах, приближение  производства к продажам и рынку), вполне возможен, хотя существуют пути достижения преимуществ от вертикальной интеграции, позволяющие избежать ее недостатков.  

 

  III. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – ОДНА ИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 

  Российской  экономике свойственна тенденция  к вертикальной интеграции, представляющей собой одну из наиболее неоднозначных  форм экономической организации. Вертикально  интегрированные структуры характеризуются  как всеми преимуществами и недостатками крупного предприятия, так и собственными закономерностями развития.

  Объединение предприятий позволяет перейти  на качественно новый уровень  управления, который дает возможность  применения различных форм координации  действий и интересов и управленческих мотиваций участников объединения, открывая тем самым реальные перспективы  повышения эффективности производства.

  Становится  возможным осуществлять инновационно-технологический  трансферт, обмен стратегической информацией. При этом введение инновации на любом  из переделов приводит к выигрышу всей структуры.

  Вертикальная  интеграция приводит к снижению зависимости  компании от поставщиков или дистрибуторов. Необходимость увеличения независимости  компании от внешней среды особенно актуальна на рынках, характеризующихся  динамичностью, небольшим количеством  покупателей и продавцов, а также  при дефиците какого-либо ресурса.

  Такие способы обеспечения защиты от произвола  поставщиков, как увеличение запасов, работа с большим количеством  партнеров, использование товаров-заменителей  и т. п., не всегда представляются экономически эффективными и вообще осуществимыми. В этих случаях компании, не интегрированные  с поставщиком факторов производства, могут сталкиваться с необходимостью приостановки своей деятельности каждый раз, когда спрос на данные факторы будет превышать предложение либо поставщик будет заинтересован в изменении условий контракта.

  Кроме того, принятие решений неинтегрированными сбытовыми компаниями, не заинтересованными  в реализации конечной продукции  конкретного предприятия, создает  риски затоваривания и частой недозагрузки производственных мощностей, результатом чего в конечном итоге  станет нестабильность производства.

  Вертикальное  объединение фирм позволяет организовать более эффективные схемы внутреннего  товарооборота и управления производственными  запасами, что способствует преодолению  кризисов сбыта по технологической  цепочке. Ускорение оборачиваемости  средств, в свою очередь, уменьшает  потребность в кредитах для пополнения оборотных средств и обеспечивает экономию на выплачиваемых процентах.

  Итогом  вертикальной интеграции также является снижение стоимости конечной продукции  вследствие уменьшения затрат на промежуточную  продукцию за счет решения проблемы «двойной надбавки» или «двойной маржинализации» — последовательного  суммирования прибыли производителями  промежуточной и конечной продукции. Экономия на издержках, полученная в  результате вертикальной интеграции, позволяет фирме значительно  расширить формы своего присутствия  на рынке: во-первых, путем значительного  снижения цен на свою продукцию и, во-вторых, за счет получения большей  прибыли при установившейся рыночной цене.

  Вертикально интегрированная структура имеет  возможность повысить рыночную власть относительно той, которой она обладает исходя только из своей доли на данном рынке, путем ограничения доступа  конкурентов как на рынок факторов производства, так и на рынок конечной продукции.

  Доступ  конкурентов на рынки промежуточной  продукции ограничен из-за невозможности  или неблагоприятных условий  заключения контрактов с фирмами, включенными  в интегрированную структуру. На рынках конечной продукции вертикально  интегрированная компания обладает преимуществами, обусловленных специфическим решением проблемы «двойной надбавки», сокращением трансакционных издержек и т. п. Более низкие расходы усиливают конкурентную позицию такой компании и одновременно поднимают барьеры входа в отрасль для новых фирм.

  Кроме того, специфика вертикальной интеграции позволяет сочетать низкий уровень  концентрации на рынках конечной продукции  с достаточно высокой степенью монополизации  власти и, соответственно, снизить давление со стороны органов исполнительной власти в области антимонопольного регулирования.

  Таким образом, последствия вертикальной интеграции весьма неоднозначны. С  одной стороны, вертикально интегрированные  структуры задают тенденции к  снижению издержек производства и, соответственно, цен; приводят к повышению конкурентоспособности  как интегрированной фирмы, так  и отдельного предприятия структуры; являются одним из возможных способов активизации инвестиционной деятельности на предприятиях вследствие грамотного управления финансовыми потоками. С  другой — способны увеличить рыночную власть и усилить монополизацию [9 С.74].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   При изучении данной проблемы я пришла к выводу, что развитие вертикально интегрированных компаний и демонстрируемая многими из них на протяжении десятилетий живучесть объясняется их более высокой эффективностью по сравнению с неинтегрированными  фирмами.

   Интеграционные  процессы, происходящие в торговле России, следует рассматривать как перспективное направление в управлении организацией, базирующееся на инновационной активности собственников (акционеров) и менеджеров – имеющих не всегда одинаковые цели, но ориентирующихся на конечный результат функционирования компании.

   Вертикальная  интеграция представляет собой сложно структурированный, целостный, развивающийся  в соответствии с определенными  нормативами и правилами процесс. Он позволяет раскрыть возможности  наиболее оптимального и эффективного функционирования компаний в современной  российской экономике. Несмотря на тот  факт, что формирование российских вертикально интегрированных компаний осложняется рядом обстоятельств  организационного, правового, конъюнктурного и концептуального характера, актуальной практической задачей является превращение  российских вертикально интегрированных  структур в мощный фактор экономического подъема.

  Из первой главы можно сделать вывод, что  вертикальная интеграция – это осуществление  фирмой видов деятельности, вертикально  связанных между собой. Вертикальная интеграция может уменьшить желание  независимых фирм вести дела с  вертикально интегрированной компанией, так как воспринимают ее уже как  конкурента. Она может осуществляться в обратном (контроль поставок сырья) или прямом направлении (контроль за сетью распределения). Это значит, что предприятие расширяется на направления деятельности, связанные с поступлением сырья (обратная) или выпуском продукции (прямая вертикальная интеграция).

   Именно  вертикальная интеграция своими организационно – экономическими условиями кладет конец всей системе извлечения прибыли  из промежуточного производства. Это  имеет поистине историческое значение для развития России. При вертикальной интеграции уже не придется налегать на административные, налоговые, таможенные, тарифные и прочие внеэкономические методы распределения ресурсов между  внутренним и внешним рынком. Становится возможным осуществлять инновационно-технологический трансферт, обмен стратегической информацией. При этом введение инновации на любом из переделов приводит к выигрышу всей структуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

I. Учебно-методическая литература  

  1. Акулов  В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. Учебное пособие. – М.: Экономист. 2007.
  2. Бабаев Б., Водомеров Н., Гордеев В., Корняков В. К поискам формулы развития России//Экономист.-2009.-№12
  3. Булатов А.С. Экономика: Учебник.- М.: ЮРИСТЬ, 2002.-896с.
  4. Бутыркин А.Я. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в промышленности.-М.: URSS,2003.-200с.
  5. Грант Р. Современный стратегический анализ МВА.-М.: «Питер»,2008.-554с.
  6. Дадаян И.В. Способы повышения эффективности работы вертикально-интегрированных//Международные экономические отношения: состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных статей //Под ред. Проф. В.М. Кутового. В двух частях. Часть II. – М.: Научная книга, 2006.- 594с.
  7. Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учебное пособие для вузов. -М.: Юрайт-М, 2007.-302с.
  8. Елисеев А.С. Экономика: Бизнес-курс МВА.- М.: «Дашков и Кº»,2008.-498с.
  9. Непринцева Е. Вертикальная интеграция: стимулы и преимущества. // Управление компанией. - № 7. – 2006.
  10. Нижегородцев Р.М  Управление инновациями 2009: Материалы международной научно-практической конференции 30 ноября - 2 декабря 2009 г. -М.: URSS,2009.-400с.
  11. Седов В. Экономическая теория: Учебное пособие.- Челябинск.:ЧГУ ISBN,2002.-345с.
  12. Уваров М. Аспекты регулирования интеграционных процессов//Экономист.-2007.-№2
  13. Чкалова О. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом//Менеджмент в России и за рубежом.-2001.-№4
  14. Яконовская Т., Якуновский П. Роль и эффективность интеграционных объединений в торфяной сфере//Экономист.-2007.-№10

Информация о работе Вертикальная интеграция