Вертикальная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вертикальной интеграции в торговле.

Для достижений цели в работе были выделены следующие задачи:

1.Дать понятие вертикальной интеграции, выявить ее виды;
2.Рассмотреть типы ВИ в зависимости от трансакционных издержек;
3.Рассмотреть типы ВИ розничных торговых предприятий.

Содержание

Введение

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1.1. Вертикальная интеграция: понятие и виды…………………………..5

1.2. Типы вертикальной интеграции в зависимости от трансакционных издержек ……………………..………………………………………..…….8

1.3. Типы вертикальной интеграции розничных торговых предприятии.…..............................................................................................11

II. ВЫГОДЫ И ИЗДЕРЖКИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

2.1. Стратегические преимущества вертикальной интеграции ………...14

2.2. Стратегические недостатки вертикальной интеграции………….….17

III. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – ОДНА ИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ..………...21

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ТОРГОВЛЕ!(2 вариант).docx

— 52.79 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

    1.1. Вертикальная  интеграция: понятие и виды…………………………..5

    1.2. Типы вертикальной  интеграции в зависимости от  трансакционных издержек ……………………..………………………………………..…….8

    1.3. Типы вертикальной  интеграции розничных торговых  предприятии.…..............................................................................................11

II. ВЫГОДЫ И ИЗДЕРЖКИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

     2.1. Стратегические преимущества вертикальной интеграции ………...14

     2.2. Стратегические недостатки вертикальной интеграции………….….17

III. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – ОДНА ИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ..………...21

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Особую  актуальность в настоящее время  приобрела проблема вертикальной интеграции и совершенствования структуры  торговых компаний путем образования  вертикально-интегрированных структур, объединяющих в единое целое всю  технологическую цепочку.

   В рамках стратегии вертикальной интеграции объединяются направления деятельности, каждое из которых потенциально может  быть независимым бизнесом. Вертикально  интегрированные компании стремятся  укрепить конкурентные позиции своего основного бизнеса путем снижения производственных затрат и рыночных издержек по приобретению ресурсов и  сбыту продукции, улучшения сквозного  контроля качества, а также некоторого снижения влияния рыночной конъюнктуры.

   Для эффективного функционирования российского  торгового комплекса крайне важным является создание заинтересованности в соединении усилий предприятий, в целях экономии на издержках производства и на базе внедрения новых технологий. Одной из форм обеспечения такой взаимной заинтересованности является образование вертикально интегрированных компаний в форме акционерных обществ или товариществ.

   Интеграция  позволяет закрепить хозяйственные  связи, усилить стимулы для получения  наиболее эффективного конечного результата, сконцентрировать ресурсы по наиболее эффективным направлениям технической  политики, использовать наиболее эффективно систему взаиморасчетов, в том  числе за счет применения расчетных  цен, повысить конкурентоспособность  российских производителей на внешнем  рынке, а также наиболее экономно решать отдельные задачи использования  производственной и социальной инфраструктуры.

   Целью данной работы является рассмотрение вертикальной интеграции в торговле.

   Для достижений цели в работе были выделены следующие задачи:

  1. Дать понятие вертикальной интеграции, выявить ее виды;
  2. Рассмотреть типы ВИ в зависимости от трансакционных издержек;
  3. Рассмотреть типы ВИ розничных торговых предприятий.

   Работа  написана на основе изучения статей таких  экономистов как: Непринцевой Е. ,Чкаловой О. , М. Уварова, Т. Яконовской, а так же учебной методической литературы А.С. Булатова, Р. Гранта, А.И. Добрынина, А.С Елисеева, В. Седова.

   Работа  состоит из введения, содержательной части, заключения и списка используемой литературы.

   Содержательная  часть состоит из трех глав:

   В первой главе раскрыта сущность процесса вертикальной интеграции и ее основные виды.

   Во  второй главе рассмотрены стратегические преимущества и недостатки вертикальной интеграции.

   Третья  глава посвящена вертикальной интеграции в российской экономике. 

 

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1.1. Вертикальная интеграция: понятие и виды 

   В рыночной экономике фирмы постоянно  взаимодействуют друг с другом. В  ходе такого взаимодействия складываются устойчивые связи, которые не редко  закрепляются юридически. Так возникают  союзы, ассоциации, финансово-промышленные группы, концерны и другие образования. Подобные объединения самостоятельных  фирм имеют ряд преимуществ:

  • появляется возможность объединить экономические ресурсы;
  • более надежно противостоять рыночному риску;
  • снижать затраты, связанные с рыночной деятельностью (по ведению переговоров, заключению договоров, участию в судебных делах, сбору информации о конкурентах и др.) которые в экономической теории называются трансакционными издержками [7, с.87].

   В зависимости от того, каким видом  производства занимаются компании, их объединения можно разделить  на три вида: вертикальные, горизонтальные и конгломераты [8, с.36].  Рассмотрим подробнее вертикальные объединения.

  Вертикальная  интеграция обычно состоит в приобретении организации, которая снабжает предприятие  сырьем или является покупателем  его продукции (услуг) [17].

   Это открытие западной экономики - вертикальная интеграция с фокусированием не на прибыли, а на непрерывности повышения  качества продукции, роста производительности труда, уменьшения издержек, эффект синергии -прошло мимо внимания послевоенного  руководства СССР и даже некоторых  экономистов [1. С. 30].

   Вертикальная  интеграция означает, что планирующая организация присоединяет или поглощает предприятия-поставщики или предприятия-клиенты, т. е. объединяет предприятия одной технологической цепочки. В результате внешние сделки превращаются во внутренние. Вертикальная интеграция давно известна, в том числе и в нашей экономике. Она принудительно проводилась в советский период, проводится и в настоящее время: фирменная торговля, присоединение колхозов к связанным с ними технологически предприятиям и т. д. Но возможности вертикальной интеграции ограничены, поскольку вертикальная интеграция предполагает крупные (для данного рынка) размеры предприятия, а также, устраняя конкуренцию, ухудшает состояние дел на рынке и положение предприятия [18]. Приведу еще несколько определений данного процесса:

   Вертикальная  интеграция - процесс слияния стадий производства, который способствует снижению трансакционных издержек [16].

   Вертикальная  интеграция — это способ координировать разные составляющие отраслевой цепи в условиях, при которых не выгодна  двусторонняя торговля [15]. Так же вертикальную интеграцию называют – вертикальной централизацией.

         Вертикальная централизация  объединяет предприятия, относящиеся  ко всем секторам производства. Предприятия  первичного сектора заняты производством  сырья, которое перерабатывается и  превращается в готовый продукт  на предприятиях вторичного сектора. Услуги предприятий третичного сектора, входящих в трест, обеспечивают бесперебойное  производство и сбыт товаров [11, c. 27].

   Вертикальная  интеграция может идти в двух направлениях:

  • интеграция вниз - фирма приобретает в собственность и контролирует производство собственных ресурсов (например, восходящий экспансия компании Henry Ford от сборки автомобилей к производству своих собственных компонентов автомобилей и далее назад, к производству основных материалов, включая сталь и каучук) [5, с. 386]. Вертикальная интеграция назад дает существенные преимущества для снижения издержек в том случае, если: поставщики имеют значительные прибыли; поставляемые товары занимают основную часть в себестоимости конечного продукта; требуемый объем производства настолько велик, что обеспечивает такую же экономию на масштабе производства, как и у поставщиков. Кроме того, вертикальная интеграция назад снижает зависимость компаний верхнего цикла от действий поставщиков важнейших компонентов готовой продукции или предоставляющих определенные услуги [19].
  • интеграция вверх – фирма приобретает собственность своих же покупателей и контролирует их (например, Coca-Cola, приобретающая местные компании, занимающиеся розливом продукции в бутылки) [5, с. 386]. Вертикальная интеграция вперед выгодна в том случае, когда на рынке действует много независимых продавцов конкурирующих товаров. Однако независимость продаж или распределения товара может приводить к частой недозагрузке производственных мощностей, накоплению товарных запасов, нестабильности производства и невозможности получения дополнительной экономии. В данной ситуации вертикальная интеграция с помощью таких механизмов, как создание сети связанных обязательствами дилеров, увеличение использования производственных мощностей за счет собственных продаж, позволяет значительно повысить рентабельность производства. Вертикальная интеграция ведет к снижению трансакционных издержек [19].

   Вертикальная  интеграция так же может быть полной и частичной:

  • полная интеграция – между двумя производственными стадиями существует полная интеграция в том случае, когда вся продукция, произведенная на первой стадии, поступает на вторую стадию без продаж или закупок при участии третьих сторон. Так, например, до создания персонального компьютера IBM все микропроцессоры производились на собственных заводах компании по изготовлению полупроводников и ни один полупроводник не поступал сторонним покупателям.
  • частичная интеграция существует в тех случаях, когда стадии производства не обладают внутренней самодостаточностью. Так, компания Philips для производства телевизионных приемников получает электронно-лучевые трубки и от внутренних, и от внешних поставщиков. Точно так же основную долю произведенных электронно-лучевых трубок компания Philips продает другим производителям телевизоров. Частичная интеграция характерна для нефтяных и газовых гигантов. «Богатые сырьем» компании (Statoil) производят нефти больше, чем перерабатывают, и являются сетевыми поставщиками сырой нефти. «Бедные сырьем» компании (Exxon Mobil) вынуждены дополнять свое собственное производство закупками сырья для своих нефтеперерабатывающих заводов [5, с. 386].

   В случае неполной (частичной) интеграции предприятия работают на договорной основе, что позволяет им полностью сохранить свою хозяйственную независимость. При полной интеграции подразумевается объединение всех ресурсов интеграционной системы, работающих над созданием конечного продукта [14. С. 95].

   В условиях современной России вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов  или финансово-промышленных групп [2, с. 152]. 

   1.2. Типы вертикальной интеграции в зависимости от трансакционных издержек 

   Выделяют  четыре типа вертикальной интеграции в зависимости от трансакционных издержек.

   Первый  тип связан собственно с экономией  на трансакционных издержках, сопряженных  с заключением контрактов. С одной  стороны, предусмотреть в контракте  все условия действий экономических  агентов практически невозможно. С другой стороны, когда условия  контракта уже разработаны и  закреплены, агенты втягиваются в  двусторонний обмен и расхождение  интересов может привести к индивидуально-конфликтному поведению и увеличению дополнительных издержек. Вертикальная интеграция в  этом случае обладает большей адаптивностью  для совместного функционирования, ведет к уменьшению издержек, сглаживает конфликты, возникающие на различных стадиях цикла с помощью механизмов внутреннего управления. Следовательно, вертикальная интеграция приводит к гармонизации отношений и интересов и позволяет использовать эффективный процесс принятия решений.

  Второй  тип вертикальной интеграции связан с неопределенностью, возникающей  на любой стадии производственного  цикла. Контракт между поставщиком  промежуточной и производителем конечной продукции оказывается  неполным ввиду невозможности предусмотреть  все состояния будущего. Отсутствие вертикальной интеграции в таких  случаях ставит под сомнение инвестиционные программы поставщика промежуточной  продукции. Следовательно, трансакционные издержки положительно зависят от неопределенности. Прежде всего, это относится к  издержкам определения поведения  экономических агентов трансакции при различных вариантах развития событий, не зависящих от них. Дополнительные издержки рыночных трансакций, которые  возникают в условиях неопределенности, превосходят дополнительные издержки в вертикально интегрированной  группе, поскольку она обладает большими возможностями адаптировать условия  контрактов к изменяющимся условиям внешней среды. Кроме того, рыночные трансакции требуют детального определения  прав и обязанностей сторон трансакции при различных условиях и форс-мажорных обстоятельствах. Контракты же внутри вертикально интегрированной структуры  носят отношенческий характер, то есть отношения и иерархия внутри компании означают существование предварительного соглашения относительно распределения  прав принятия решений. Дополнительным стимулом вертикальной интеграции служит стремление избежать «риска безответственного  поведения» одной из сторон, заключивших  контракт.

    Третий тип вертикальной интеграции  для снижения трансакционных  издержек актуален в случае, когда  фирма использует высокоспецифичные  активы. Такие активы являются  результатом специализированных  инвестиций, поскольку они не  могут быть перепрофилированы  для использования в альтернативных целях или альтернативными пользователями без потерь в производственном потенциале. Очевидно, что фирмы предпочитают производить специализированное оборудование в рамках вертикально интегрированной структуры, заключать долгосрочные контракты с работниками, обладающими специальными навыками, а также обладать правом разработки и использования уникальных природных ресурсов. В условиях вертикальной интеграции длительный процесс переговоров позволяет при определении выпуска и цен опираться на действительные предельные издержки и предельную выручку. Существует четыре типа специфичности активов: специфичность по местоположению (близкое месторасположение предполагает минимизацию издержек хранения и транспортировки); специфичность материальных активов (трансакция связана со специфическими конструктивными характеристиками, ценность которых снижается при альтернативном использовании актива); специфичность человеческого капитала (опыт, связанный с процессом обучения) и специфичность целевых активов (при наличии перспективы продажи значительного объема продукции конкретному клиенту). Факторы специфичности активов оказывают значительное влияние на выбор компании строить отношения как вертикально интегрированной структуры или независимых неинтегрированных экономических агентов.

Информация о работе Вертикальная интеграция