Валовй доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

Содержание

1. Валовый доход предприятия общественного питания.
1.1 Сущность валового дохода.
1.2 Источники его образования.
1.3 Анализ валового дохода.
1.4 Факторы, влияющие на величину валового дохода.
1.5 Прогнозирование валового дохода.

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 40.72 Кб (Скачать)

Аналогичным образом на размер валового дохода оказывает влияние изменение  ставок банковских процентов, арендных ставок, различных тарифов, оплачиваемых предприятиям торговли и общественного  питания за предоставленные извне  услуги. За их ростом незамедлительно  следует повышение уровня торговых надбавок (наценок).

Одним из внешних  факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В  зависимости от выбранной конкурентной стратегии фирма либо стремится  обеспечить себе лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень  цен конкурентов. Последняя из стратегий  является преобладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне. Чем  у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают  соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуществляя режим  экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.

Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь, уровень  торговой надбавки (наценки) далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так. При низком уровне цены производителя  может быть сформирован высокий  уровень торговой надбавки (наценки), и наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного питания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (наценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли.

Существенное  влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос  населения на потребительские товары. Чем выше его объём, тем больше качественных и дорогостоящих товаров  будет приобретать население, тем  выше будут доходы торговли и общественного  питания от реализации товаров и  продукции собственного производства.

Складывающееся  на рынке соотношение спроса и  предложения предоставляет возможность  дифференцированно подходить к  определению уровня торговой надбавки (наценки). Рост спроса на товар (продукцию) при ограниченном его предложении позволяет установить более высокий уровень торговой надбавки (наценки) и сформировать значительную сумму валового дохода. При превышении предложения над спросом предприятиям торговли и общественного питания приходится снижать уровень торговой надбавки (наценки), иногда доводя ее до нижнего предела. Чем больше разница между объёмом предложения и спросом, тем меньше возможностей для формирования необходимой суммы валового дохода.

При определении  уровня торговой надбавки (наценки) целесообразно  учитывать стадию жизненного цикла  товара (продукции). На этапе внедрения  нового товара (продукции) на рынок  уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается минимальным. И  продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъёма уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объём валового дохода. Наиболее высокая торговая надбавка формируется  на стадии зрелости, когда объём  продажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.

Величина  валового дохода зависит от территориального расположения предприятий торговли и общественного питания относительно поставщиков и района деятельности. Более высокий вровень торговой надбавки (наценки) устанавливается на тех предприятиях торговли и общественного питания, которые расположены дальше от поставщиков товаров и сырья. Это требует повышенных расходов по доставке. Дифференциация торговых надбавок (наценок) в зависимости от района деятельности предприятий торговли и общественного питания выражается в том, что на одни и те же товары (продукцию) могут устанавливаться торговые надбавки (наценки) разных уровней: более высокие - в престижных районах, меньшие - в обычных.

В системе  внутренних факторов, влияющих на формирование валового дохода, наиболее заметную роль играет товарооборот. Между этими  показателями существует прямая зависимость - рост объема товарооборота сопровождается ростом объема валового дохода и характеризует  его с количественной стороны. Качественная характеристика валового дохода раскрывается при определении влияния фактора  цен. Так. Получение валового дохода только за счет роста цен косвенным  образом свидетельствует о снижении объема продажи товаров в физических единицах и тем самым о потере предприятием торговли и общественного  питания определенной доли потребительского рынка. ,Чем больше валового дохода получено за счет роста цен, тем ниже качество его формирования.

Большое влияние  на изменение объема валового дохода оказывает ассортиментная структура  товарооборота. Повышение в товарообороте  удельного веса товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валового дохода; при уменьшении их в товарообороте  размер валового дохода снижается. На предприятиях общественного питания  средний уровень наценки увеличивается  за счет роста в товарообороте  собственной продукции доли заказных, фирменных блюд.                                        

1.2 Источники его образования.

Валовой доход  – это выручка от реализации товаров  и услуг за минусом их покупной стоимости.

Валовой доход  образуется за счёт: торговых надбавок; поступлений за оказанные услуги и выполненные работы (доставка товаров  на дом, раскрой тканей, сборка и  установка мебели) и прочих доходов  от не основной деятельности (сдача  в аренду помещений, доходы от долевого участия и т. д.).

Основным  источником ВД является торговая надбавка. Экономическое назначение ВД – возмещение издержек обращения, образование прибыли  и уплата налогов и сборов. ВД рассчитывается по формуле: 

ВД = Н + Су + Пд,   где

  Н – сумма торговой надбавки;

Су – стоимость оказанных услуг;

Пд – прочие доходы.

 Валовой  доход исчисляется: абсолютной  суммой (руб.) и уровнем (%).

Уровень ВД = сумма ВД / сумму розничного товарооборота  и умножить на 100. 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Анализ валового  дохода.

Анализ валового дохода является составной частью анализа  финансовых результатов деятельности торговых фирм.

Цель анализа - получение информации о формировании валового дохода за предплановый период и определение путей его роста  в соответствии с ресурсами развития предприятия в будущем.

Основная  цель анализа - поиск резервов роста  валового дохода для обеспечения  большей финансовой устойчивости предприятий  торговли и общественного питания  на рынке.

Задачами анализа  валового дохода являются:

  • проверка степени выполнения плана и изучение динамики изменения показателей валового дохода по предприятию в целом и его подразделениям по общему объему, составу и структуре реализуемых товаров и продукции собственного производства:
  • изучение формирования структуры валового дохода в зависимости от форм расчетов с поставщиками товаров;
  • выявление и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана валового дохода и его динамику;
  • определение неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода;
  • осуществление контроля над выполнением плана, направленного на своевременное выявление факторов, отрицательно повлиявших на формирование валового дохода.

Основными материалами, используемыми для  анализа валового дохода, являются бухгалтерские, статистические данные и данные оперативного учета.

Анализ валового дохода производится в определенной последовательности. Анализ степени  выполнении плана и динамики изменения  показателей валового дохода включает в себя изучение:

1)Изменения суммы валового дохода по сравнению с планом, темпов его изменения, которые сопоставляются с темпами развития товарооборота и прибыли (Iприб>Iвал. дох >Iтоварооб).

2) Изменения среднего уровня торговой надбавки (наценки) по сравнению с планом и в динамике, а при наличии информации - в разрезе отдельных товаров (сырья). Проведение этого анализа дает представление о соотношении суммы получаемых доходов и объема закупаемых товаров (сырья). Важным этапом анализа является изучение структуры элементов, входящих в состав средней торговой надбавки (наценки); издержек и прибыли, позволяющей установить обоснованность ее уровня. Исследуется сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки (наценки) в разрезе отдельных товаров (сырья). В процессе анализа сформировавшегося размера торговой надбавки (наценки) определяются возможности снижения уровня текущих затрат за счет их экономии и намечаются мероприятия по повышению эффективности использования всех ресурсов в предстоящем периоде;

Анализ степени  выполнения плана и динамики изменения  показателей эффективности формирования валового дохода: уровня валового дохода к товарообороту, уровня прибыли  от реализации к валовому доходу, уровня издержек к валовому доходу, дающих представление о соотношении  товарооборота, прибыли от реализации и издержек с объёмом валового дохода и др.

3) Изменения структуры валового дохода, позволяющей оценить эффективность его формирования в зависимости от форм расчетов с поставщиками. Так как средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу. Методика влияния форм расчетов на образование валового дохода описана В.А. Черновым Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес / под ред. Проф. М.И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003..

На втором этапе производится анализ факторов, влияющих на формирование суммы и  уровня валового дохода в предплановом периоде. Вначале определяется влияние  факторов первого порядка: объёма товарооборота  и среднего уровня валового дохода.

Влияние изменения  объёма товарооборота определяется умножением среднего уровня валового дохода на результат отклонения фактического товарооборота от базисного и  деления полученного значении на 100. Это позволяет оценить получение валового дохода с количественной стороны. Влияние изменения цен на товары (продукцию) можно определить как произведение базисного уровня валового дохода и прироста товарооборота за счет ценового фактора, деленного на 100, а влияние изменения физического объёма продаж по стоимости - умножением прироста товарооборота в сопоставимых ценах на базисный уровень валового дохода и делением полученного результата на 100. Проведение такого анализа позволяет охарактеризовать получение валового дохода с качественной стороны. Если исследования покажут, что прирост валового дохода достигнут за счет роста цен, то делается вывод о низком качестве его формирования, о потере валовых доходов в связи со снижением объёма товарооборота в сопоставимых ценах. Получение валовых доходов за счет реализации большей массы товаров (продукции) свидетельствует об укреплении финансового положения предприятия на потребительском рынке.

Влияние среднего уровня валового дохода на его сумму  определяется как произведение фактического товарооборота на отклонения фактического уровня валового дохода от базисного, деленное на 100. Полученный результат складывается под влиянием ряда факторов второго порядка: состав и структуры товарооборота, уровня торговых надбавок (наценок) на отдельные товары (сырье), звенности товародвижения.

Измерение влияния состава и структуры  товарооборота осуществляется способом процентных чисел с применением  приема разниц. В процессе анализа выявляется доля фактора, участвующего в формировании среднего уровня и суммы валового дохода. Для этого используются данные анализа товарооборота по составу и его структуре. А также информация о базисных уровнях валового дохода составных частей товарооборота и товарных групп (сырья). Основой определения базисных уровней валового дохода составных частей товарооборота являются следующие данные: средний уровень валового дохода по предприятии. УВД, сложившееся соотношение уровней валового дохода составных частей товарооборота а, удельного веса одной из частей товарооборота в общем его объеме Д. Для нахождения уровня валового дохода одной из составных частей товарооборота произведение (УВД × а × 100) делят на [Д × (а - 1) + 100].

Сумма валового дохода изменяется под влиянием ценовой  политики предприятия, направленной на рост или снижение уровня торговых надбавок (наценок) по отдельным товарам (продукции). Для определения влияния  этого фактора используют прием  разниц: фактический товарооборот умножается на разницу между изменившимся уровнем валового дохода и первоначальным и делится на 100.

На основе выборочного учета и по данным о выполнении договоров поставки определяют влияние звенности товародвижения. Для этого отклонение между уровнями валового дохода. Складывающимися при реализации товаров, закупленных у производителей и посредников. Умножают на сумму реализованных товаров, приобретенных у посредников, и делят полученный результат на 100. Аналогичный расчет производится по реализации продукции собственного производства на предприятиях общественного питания. Завершающая стадия анализа - обобщение влияния всех факторов на формирование валового дохода предприятия торговли и общественного питания.

Третий этап в проведении анализа валового дохода связан с выявлением неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уровень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные значения и зависящих от деятельности предприятий (снижение объёма товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мелким оптом в рознице и общественном питании, транзитных поставок на оптовых предприятиях покупных товаров на предприятиях общественного питания, рост объема закупки товаров через оптовых посредников и т.д.).

Информация о работе Валовй доход