Валютный контроль как элемент механизма валютного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы связна, в первую очередь, с тем, что валютная безопасность – одна из важнейших составляющих экономической безопасности страны. Ее обеспечение предполагает, во-первых, наличие законодательства, определяющего правила ведения валютных операций, которые соответствуют интересам России и гарантируют их защиту. Во-вторых, это жесткий контроль за соблюдением этого законодательства.
Цель данной работы - определить роль и место валютного контроля в механизме валютного регулирования, а также рассмотреть специфику осуществления валютного контроля на примере отдела валютного контроля Ростовской таможни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕТОДА 5

1.1. Сущность валютных ограничений 5

1.2. Валютный контроль как механизм соблюдения валютных ограничений 7

1.3. Необходимость валютного контроля 11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 16

2.1.Органы и агенты валютного контроля 16

2.2. Информационное обеспечение валютного контроля 19

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ 24

3.1. Нормативно-правовая основа валютного контроля и ее динамика 24

3.2. Основные проблемы осуществления валютного контроля 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

курсовая панченко.docx

— 162.85 Кб (Скачать)

2) проводить проверки  полноты и достоверности учета  и отчетности по валютным операциям  резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать  документы и информацию, которые  связаны с проведением валютных  операций, открытием и ведением  счетов. Обязательный срок для  представления документов по  запросам органов и агентов  валютного контроля не может  составлять менее семи рабочих  дней со дня подачи запроса.

В системе валютного регулирования  и валютного контроля таможенные органы Российской Федерации играют одну из ключевых ролей.

Как составная часть таможенного  контроля валютный контроль означает совершение таможенными органами необходимых  действий, направленных на соблюдение физическими и юридическими лицами установленного законом и иными  нормативно-правовыми актами порядка  перемещения валюты и валютных ценностей  через таможенную границу РФ.

В период с 1993 по 1996 гг. ГТК России совместно  с Банком России разработал и внедрил  автоматизированные технологии таможенно-банковского  валютного контроля (ТБВК) в области  торгового оборота. Контрольные  механизмы ТБВК основаны на организации  обмена информацией между таможенными  органами, осуществляющими таможенное оформление товаров, и уполномоченными  банками, ведущими расчетное обслуживание участников внешнеэкономической деятельности10.

В настоящее время система ТБВК – единственная в России, реализующая  принципы сплошного автоматизированного  контроля. Она позволяет контролировать внешнеэкономические операции, связанные  с экспортом и импортом работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Кроме того, ТБВК позволяет  бороться с такими способами уклонения  от уплаты таможенных платежей, как  недекларирование, занижение таможенной стоимости товаров, стимулирует  ввоз импортируемых товаров в  сроки, установленные для текущих  валютных операций.

Таким образом, организационная  структура системы валютного  контроля может быть представлена в  виде следующей схемы:

Рис.1 Организационная структура  схемы валютного контроля

Правительство

Органы

Агенты

ЦБ

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ

Уполномочен-

ные банки

Налоговые органы

Таможенные органы

Профессиональные участники  рынка ценных бумаг

 

 

Осуществление эффективного валютного контроля невозможно без  тесного взаимодействия между органами и агентами валютного контроля, т.е. без необходимой информации для  целей валютного контроля. Например, Банк России направляет в ФТС России информацию о текущих курсах иностранных  валют, а ФТС России представляет Банку России аналитические материалы  для составления платежного баланса  РФ, периодическую отчетность об объемах  валютных операций в области торгового  оборота.

 

2.2. Информационное обеспечение валютного контроля

 

Для начала определимся, что собой  представляет такая категория  как  «информация».

В статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации”  дается следующее определение: информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информационное обеспечение –  это информация, найденная в ходе работ по удовлетворению информационных потребностей пользователя и представленная в виде удобном для потребителя.

В автоматизированных системах информационное обеспечение – это совокупность единой системы классификации и  кодирования информации, унифицированных  систем документации и информационных массивов11.

Из определения следует, что информационно обеспечение  – это и документы, и специализированные информационные системы12 (в данном случае государственные информационные системы). Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"13.

Любая внешнеторговая сделка сопровождается соответствующей документацией, базирующейся на данных экспортно-импортных контрактов. Соответственно, первичным документом, содержащим важнейшую информацию для  целей валютного контроля, является контракт (см. Приложение № 1).

Паспорт сделки одновременно с соответствующим  контрактом участника ВЭД предоставляется  в уполномоченный банк и на таможенный пост (см. Приложение № 2). В целях  учета валютных операций по контракту  и осуществления контроля за их проведением  резидентом в банк представляется паспорт  сделки и документы, связанные с  проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров  на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров  с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и  результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них14.

Банк паспорта сделки в  день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки по контракту в  определенном порядке открывает  и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в:

- паспорте сделки, порядок  оформления которого установлен  нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных  операций и оформления паспортов  сделок;

- справках об идентификации  по видам валютных операций  средств в иностранной валюте, поступивших на счет (списываемых  со счета) резидента при осуществлении  валютной операции по контракту,  представляемых резидентом в  банк паспорта сделки в порядке,  установленном нормативным актом  Банка России, регулирующим порядок  учета валютных операций и  оформления паспортов сделок;

- расчетных документах, оформляемых  и представляемых резидентом  в банк ПС при осуществлении  расчетов с нерезидентами в  валюте Российской Федерации  по контракту в порядке, установленном  нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных  операций и оформления паспортов  сделок.

После оформления контракта, паспорта сделки в таможенный орган подается ГТД, заполненная в соответствии с предоставленными коммерческими, финансовыми документами.

Таможенные органы осуществляют учет и обработку электронных копий  документов валютного контроля, а  также проводят анализ результатов  проведенных проверок соблюдения валютного  законодательства с целью обобщения  и своевременного представления  в УВК ФТС России предусмотренной  нормативными актами ФТС России информации о результатах валютного контроля, показателей эффективности деятельности структурных подразделений таможенных органов по валютному контролю, а  также оперативной отчетности по валютному контролю. По результатам  инициативной проверки таможенным органом  соблюдения требований по экспортным операциям в отношении участника ВЭД составляется акт.

Валютный контроль в основном автоматизирован, каждое ведомство использует не связанные  друг с другом системы.

В мае 2006 года был введен в опытную  эксплуатацию унифицированный программный  комплекс КПС "Агент ВК" с целью  повышения эффективности организации  работы РТУ и таможен по выявлению  нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования  при выполнении ими функций агентов  валютного контроля15.

На основании вышесказанного можно  сделать вывод, что направление  движения информации в сфере валютного  контроля носит как прямой, так  и обратный характер, как в направлении: участник ВЭД→таможенный пост→Таможня→РТУ→ФТС, так и наоборот. Помимо этой траектории, информация о валютных операциях  следует от уполномоченного банка→ЦБ→ФТС РФ и далее по уже известному маршруту.

Еще одним немаловажным моментом является обязанность таможенных органов  по передаче информации о нарушениях валютного контроля в Росфиннадзор. А именно при выявлении таможенными  органами нарушений резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства РФ и актов органов  валютного регулирования, не входящих в компетенцию таможенных органов, информация о них в 3-дневный срок передается в орган валютного  контроля, уполномоченный Правительством РФ16.

Итак, информационную основу валютного  контроля во внешнеторговом обороте  составляют следующие документы:

  • договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации или изменение таможенного режима производится с целью исполнения договора;
  • паспорт импортной сделки, или паспорт экспортной сделки, или паспорт бартерной сделки, оформленный в установленном порядке, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при таможенном оформлении товаров требуется представление соответствующего паспорта сделки;
  • таможенная декларация, в том числе предшествующая таможенная декларация, если в отношении товаров изменяется (завершается) ранее выбранный таможенный режим;
  • коммерческие документы, имеющиеся в наличии у заявителя таможенного режима;
  • разрешение Банка России на открытие счета за рубежом, если счет российского лица по договору открыт за рубежом;
  • разрешение уполномоченного органа на выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, если товары вывозятся в счет исполнения обязательств по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической бартерной сделки, предусматривающей выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Информационная основа - важнейшая составляющая, без которой  невозможно осуществление эффективного и достоверного валютного контроля, а также база для принятия адекватного  решения о выборе мер валютного  контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО  КОНТРОЛЯ В РФ

3.1. Нормативно-правовая основа валютного контроля и ее динамика

 

Нормативно-правовая база механизма  валютного контроля в сфере внешнеэкономической  деятельности - это федеральные законы, подзаконные акты, международные  договоры. Нормативно-правовая основа носит иерархический характер:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральные законы (базовый уровень);

3. Подзаконные акты (Инструкции  ЦБ, Постановления Правительства);

4. Положения, методические рекомендации, письма.

К числу основных из них относятся:

  1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле” с изменениями от 26.07.2006 № 131 ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле".
  2. Инструкции Банка России, посвященные валютному контролю за экспортируемыми и импортируемыми товарами.
  3. Положение "Об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации", утвержденное ГТК России 11 апреля 1997 № 01-23/6678, МВЭС России 9 апреля 1997 № 10-83/1335, ВЭК России 2 апреля 1997 № 07-26/768.
  4. Нормативные правовые акты ФТС России, касающиеся особенностей технологий валютного контроля.

Основы правового регулирования  валютного контроля определены разделом 3 Закона РФ “О валютном регулировании  и валютном контроле” с изменениями от 26.07.2006 № 131 ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле".

Закон устанавливает полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и  обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования  и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными  бумагами, права и обязанности  органов и агентов валютного  контроля (ст. 2 Закона)17.

Этот закон направлен на реализацию положений послания Президента РФ Федеральному Собранию в части обеспечения свободной конвертируемости рубля и предусматривает снятие с 1 июля 2006 года ряда ограничений в сфере валютного регулирования и валютного контроля18.

Информация о работе Валютный контроль как элемент механизма валютного регулирования