Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:33, курсовая работа
Актуальность данной темы связна, в первую очередь, с тем, что валютная безопасность – одна из важнейших составляющих экономической безопасности страны. Ее обеспечение предполагает, во-первых, наличие законодательства, определяющего правила ведения валютных операций, которые соответствуют интересам России и гарантируют их защиту. Во-вторых, это жесткий контроль за соблюдением этого законодательства.
Цель данной работы - определить роль и место валютного контроля в механизме валютного регулирования, а также рассмотреть специфику осуществления валютного контроля на примере отдела валютного контроля Ростовской таможни.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕТОДА 5
1.1. Сущность валютных ограничений 5
1.2. Валютный контроль как механизм соблюдения валютных ограничений 7
1.3. Необходимость валютного контроля 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 16
2.1.Органы и агенты валютного контроля 16
2.2. Информационное обеспечение валютного контроля 19
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ 24
3.1. Нормативно-правовая основа валютного контроля и ее динамика 24
3.2. Основные проблемы осуществления валютного контроля 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
2) проводить проверки
полноты и достоверности учета
и отчетности по валютным
3) запрашивать и получать
документы и информацию, которые
связаны с проведением
В системе валютного
Как составная часть таможенного контроля валютный контроль означает совершение таможенными органами необходимых действий, направленных на соблюдение физическими и юридическими лицами установленного законом и иными нормативно-правовыми актами порядка перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу РФ.
В период с 1993 по 1996 гг. ГТК России совместно
с Банком России разработал и внедрил
автоматизированные технологии таможенно-банковского
валютного контроля (ТБВК) в области
торгового оборота. Контрольные
механизмы ТБВК основаны на организации
обмена информацией между таможенными
органами, осуществляющими таможенное
оформление товаров, и уполномоченными
банками, ведущими расчетное обслуживание
участников внешнеэкономической
В настоящее время система ТБВК – единственная в России, реализующая принципы сплошного автоматизированного контроля. Она позволяет контролировать внешнеэкономические операции, связанные с экспортом и импортом работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Кроме того, ТБВК позволяет бороться с такими способами уклонения от уплаты таможенных платежей, как недекларирование, занижение таможенной стоимости товаров, стимулирует ввоз импортируемых товаров в сроки, установленные для текущих валютных операций.
Таким образом, организационная структура системы валютного контроля может быть представлена в виде следующей схемы:
Органы
Агенты
ЦБ
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ
Уполномочен-
ные банки
Налоговые органы
Таможенные органы
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Осуществление эффективного валютного контроля невозможно без тесного взаимодействия между органами и агентами валютного контроля, т.е. без необходимой информации для целей валютного контроля. Например, Банк России направляет в ФТС России информацию о текущих курсах иностранных валют, а ФТС России представляет Банку России аналитические материалы для составления платежного баланса РФ, периодическую отчетность об объемах валютных операций в области торгового оборота.
Для начала определимся, что собой представляет такая категория как «информация».
В статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации” дается следующее определение: информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информационное обеспечение – это информация, найденная в ходе работ по удовлетворению информационных потребностей пользователя и представленная в виде удобном для потребителя.
В автоматизированных системах информационное обеспечение – это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации и информационных массивов11.
Из определения следует, что информационно обеспечение – это и документы, и специализированные информационные системы12 (в данном случае государственные информационные системы). Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"13.
Любая внешнеторговая сделка сопровождается
соответствующей документацией, базирующейся
на данных экспортно-импортных
Паспорт сделки одновременно с соответствующим
контрактом участника ВЭД предоставляется
в уполномоченный банк и на таможенный
пост (см. Приложение № 2). В целях
учета валютных операций по контракту
и осуществления контроля за их проведением
резидентом в банк представляется паспорт
сделки и документы, связанные с
проведением указанных
Банк паспорта сделки в день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки по контракту в определенном порядке открывает и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в:
- паспорте сделки, порядок
оформления которого
- справках об идентификации
по видам валютных операций
средств в иностранной валюте,
поступивших на счет (списываемых
со счета) резидента при
- расчетных документах, оформляемых
и представляемых резидентом
в банк ПС при осуществлении
расчетов с нерезидентами в
валюте Российской Федерации
по контракту в порядке,
После оформления контракта, паспорта сделки в таможенный орган подается ГТД, заполненная в соответствии с предоставленными коммерческими, финансовыми документами.
Таможенные органы осуществляют учет
и обработку электронных копий
документов валютного контроля, а
также проводят анализ результатов
проведенных проверок соблюдения валютного
законодательства с целью обобщения
и своевременного представления
в УВК ФТС России предусмотренной
нормативными актами ФТС России информации
о результатах валютного
Валютный контроль в основном автоматизирован, каждое ведомство использует не связанные друг с другом системы.
В мае 2006 года был введен в опытную
эксплуатацию унифицированный программный
комплекс КПС "Агент ВК" с целью
повышения эффективности
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что направление движения информации в сфере валютного контроля носит как прямой, так и обратный характер, как в направлении: участник ВЭД→таможенный пост→Таможня→РТУ→ФТС, так и наоборот. Помимо этой траектории, информация о валютных операциях следует от уполномоченного банка→ЦБ→ФТС РФ и далее по уже известному маршруту.
Еще одним немаловажным моментом является
обязанность таможенных органов
по передаче информации о нарушениях
валютного контроля в Росфиннадзор.
А именно при выявлении таможенными
органами нарушений резидентами
и нерезидентами актов
Итак, информационную основу валютного контроля во внешнеторговом обороте составляют следующие документы:
Информационная основа - важнейшая составляющая, без которой невозможно осуществление эффективного и достоверного валютного контроля, а также база для принятия адекватного решения о выборе мер валютного контроля.
Нормативно-правовая база механизма валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности - это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры. Нормативно-правовая основа носит иерархический характер:
1. Конституция Российской
2. Федеральные законы (базовый уровень);
3. Подзаконные акты (Инструкции ЦБ, Постановления Правительства);
4. Положения, методические
К числу основных из них относятся:
Основы правового
Закон устанавливает полномочия
органов валютного
Этот закон направлен на реализацию положений послания Президента РФ Федеральному Собранию в части обеспечения свободной конвертируемости рубля и предусматривает снятие с 1 июля 2006 года ряда ограничений в сфере валютного регулирования и валютного контроля18.
Информация о работе Валютный контроль как элемент механизма валютного регулирования