Валютный контроль как элемент механизма валютного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы связна, в первую очередь, с тем, что валютная безопасность – одна из важнейших составляющих экономической безопасности страны. Ее обеспечение предполагает, во-первых, наличие законодательства, определяющего правила ведения валютных операций, которые соответствуют интересам России и гарантируют их защиту. Во-вторых, это жесткий контроль за соблюдением этого законодательства.
Цель данной работы - определить роль и место валютного контроля в механизме валютного регулирования, а также рассмотреть специфику осуществления валютного контроля на примере отдела валютного контроля Ростовской таможни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕТОДА 5

1.1. Сущность валютных ограничений 5

1.2. Валютный контроль как механизм соблюдения валютных ограничений 7

1.3. Необходимость валютного контроля 11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 16

2.1.Органы и агенты валютного контроля 16

2.2. Информационное обеспечение валютного контроля 19

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ 24

3.1. Нормативно-правовая основа валютного контроля и ее динамика 24

3.2. Основные проблемы осуществления валютного контроля 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

курсовая панченко.docx

— 162.85 Кб (Скачать)

Из анализа  норм закона «О валютном регулировании и валютном контроле» следует, что к целям валютного контроля относят:

  • обеспечение соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования,
  • обеспечение полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.

Цели определяют основные направления  валютного контроля:

  1. юридическое - контроль за соблюдением актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и применение санкций к нарушителям (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 23 Закона).
  2. бухгалтерское - контроль за полнотой и достоверностью учета и отчетности по валютным операциям (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона);
  3. информационно-статистическое - сбор, хранение и обмен информацией по валютному контролю между уполномоченными органами (ч. 2 ст. 12, п. 3, ч.1, ч. 3 - 12 ст. 23 Закона), а также регистрация валютных операций (ч. 3 ст. 12, ст. 18-23 Закона).2

Валютный контроль регулирует не столько сделки с национальной валютой, сколько операции с иностранной валютой и прочими валютными ценностями. Его скорее следует определять как законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Кроме того, валютный контроль включает в себя надзор, регистрацию и учет операций с валютными ценностями. Посредством валютного контроля власти (которыми могут выступать правительство, центральный банк или специализированное учреждение) регулируют валютные, экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции.

Наиболее важными  объектами валютного контроля согласно закону «О валютном регулировании и валютном контроле» можно признать:

  • поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров резидентами;
  • соблюдение запрета на совершение валютных операций между резидентами;
  • соблюдение условии совершения валютных операций между нерезидентами;
  • соблюдение порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков, номинированных в иностранной валюте;
  • соблюдение порядка списания со специального счета и зачисления денежных средств и ценных бумаг на специальный счет резидентам и нерезидентами;
  • соблюдение физическими лицами условий вывоза наличной иностранной валюты;
  • соблюдение иных требовании, установленных актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования (ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона). 3

Необходимо отметить, что непосредственно предметом валютного контроля являются любые валютные операции независимо от наличия или отсутствия валютных ограничений в отношении них. Это объясняется тем, что при осуществлении контроля уполномоченные органы проверяют не только собственно соблюдение установленных валютных ограничений, но и правомерность избранной участниками валютной операции модели правового поведения, обоснованность квалификации валютных операций как не ограничиваемых, наличие или отсутствие признаков притворной или мнимой сделки с точки зрения ст. 170 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и т. п.

Применительно к понятию валютного  контроля необходимо выделить его формы (как способы выражения и организации  контрольных действий) и методы (как  приемы и способы его непосредственного  осуществления).

По времени осуществления выделяют три формы валютного контроля: предварительный, текущий, последующий.

При осуществлении валютного контроля могут использоваться следующие  методы: наблюдение, проверка, обследование, анализ.

Выбор форм и методов валютного  контроля зависят от особенностей экономического развития различных стран. Валютный контроль активно использовался  абсолютным большинством государств в  условиях экономического кризисов либо в целях становления народного  хозяйства.

Для того чтобы определить место  валютного контроля в механизме  валютного регулирования необходимо отметить, что валютное регулирование  как, деятельность государственных  органов, направленная на регламентирование  порядка совершения валютных операций.

1.3. Необходимость валютного контроля

 

Контроль - обязательный этап любой  управленческой деятельности, которая  включает в себя подготовку управленческого  решения, его реализацию и контроль за исполнением.

Валютный контроль является одной  из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической  безопасности, упорядочения обращения  иностранных валют внутри страны для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства  над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.

Система валютного регулирования  и валютного контроля в целом  представляют собой систему возникающих  между хозяйствующими субъектами в  процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля) отношений  при осуществлении ими валютно-контрольной  деятельности. Валютные отношения на сегодняшний день являются одной  из наиболее сложных и важных сфер рыночного хозяйства.4 В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономик, международных экономических отношений. Именно с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов связано функционирование валютного контроля.5

Бесспорно, незаконный отток  капитала, правонарушения в валютной сфере и коррупция наносят  весьма значительный ущерб государству  и гражданам. Необходимость введения валютного регулирования и контроля в Российской Федерации вызвана внушительными данными по вывозу капитала.

По сведениям российского  Института глобализации, в 1993 - 1999 гг. за рубеж "утекло" не менее 155 млрд. долл. США, или 22 млрд. долл. в год. В  последнее время ежегодный вывоз  средств оценивается в 20 - 25 млрд. долл.

Существуют и другие оценки объемов вывоза капитала. Минимальная (50 млрд. долл.) дана специалистами Института  экономики РАН на основе анализа  платежного баланса страны. Максимальная (400 млрд. долл.) определена Генеральной  прокуратурой РФ и МВД России на основе учета реального объема средств, затраченных российскими гражданами на покупки за границей.

Обоснованной представляется оценка объемов вывезенных за рубеж  валютных средств в размере 230 - 250 млрд. долл., которая включает в себя данные анализа платежного баланса (50 - 70 млрд. долл.), непоступления экспортной выручки и непогашения импортных  авансов (60 - 70 млрд. долл.), вложения в  наличную иностранную валюту (не менее 35 млрд. долл.); вывоза в рамках неконтролируемых каналов, не охваченных статистикой (около 70 млрд. долл.).6

Вывоз капитала позволяет  хозяйствующим субъектам решать множество важных задач: инвестировать  средства в надежные активы, создавать  финансовую и производственно-сбытовую инфраструктуру за рубежом для развития экспортно-ориентированного производства в России; застраховать капитал от инфляции и политических рисков; обеспечить беспрепятственное выполнение обязательств по контрактам, как с зарубежными, так и с российскими контрагентами; минимизировать налоги; отложить средства на «черный день».

Более того, вывоз капитала за рубеж для решения таких  задач, как минимизация налогов  и создание собственной финансовой и производственно-сбытовой инфраструктуры, во всем мире считается нормальной практикой. За последнее десятилетие  российский бизнес разработал ряд очень  простых и эффективных (несмотря на все усилия государственных контролирующих органов) схем вывоза капитала при совершении экспортных и импортных операций. В принципе, речь идет о четырех  наиболее популярных и эффективных  схемах: невозврат экспортной выручки, невозврат авансов по импортным  контрактам, импорт услуг и манипулирование  ценами.

Конечно же, существует большое  количество иных способов вывоза капитала, такие как: обналичивание денежных средств через авторские платежи (роялти), выплата дивидендов иностранному акционеру, фиктивные займы, использование  пластиковых карт и др. К тому же, резидент - физическое лицо может на сегодняшний:

- единовременно вывезти  за рубеж наличную иностранную  валюту и (или) российские рубли  в сумме, не превышающей в  эквиваленте 10 000 долл. США. Если  вывозимая сумма составляет в  эквиваленте от 3000 до 10 000 долл. США,  ее нужно отразить в таможенной  декларации;

- перевести на счет  другого резидента в зарубежном  банке в течение 1 операционного  дня иностранную валюту в сумме,  не превышающей в эквиваленте  5000 долл. США.

В рамках действующего валютного  законодательства резиденты могут  предоставлять нерезидентам кредиты  и займы в иностранной валюте, причем не имеет значения, на какой  счет нерезидента переводятся заемные  средства (открытый в уполномоченном российском банке или в зарубежном).

Открытие и закрытие счетов (вкладов) в зарубежных банках, расположенных  на территории любых иностранных государств, теперь производится и организациями, и гражданами без предварительного разрешения, но с последующим уведомлением налоговый орган.

Основная роль в борьбе с утечкой капиталов за рубеж  отводится валютному контролю. Исследуя валютный контроль в качестве функции  государственного управления и вида государственного финансового контроля, Д.Н. Войкин под целью валютного  контроля понимает устранение и предупреждение правонарушений, связанных с утечкой  капитала за границу.7 Созданный механизм валютного контроля в середине 90-х гг. на сегодняшний день не отвечает тем новым процессам, происходящим в экономике. Учитывая наличие позитивных тенденций в развитии экономики России - устойчивый рост золотовалютных резервов, стабильность курса валюты России, положительный платежный баланс, низкие темпы инфляционных процессов требуют пересмотра механизма осуществления валютного контроля.

Механизм осуществления  валютного контроля должен быть построен в зависимости от тех целей, которые  преследует хозяйствующий субъект. Так на первом этапе валютного  контроля действовавшего с середины 90 гг. и по сегодняшний день решалась задача государством установить заслон для вывоза капитала, одновременно с этим развивая внешнеэкономическую  деятельность частных лиц. Капитал  искал в местах наиболее прибыльной экономикой и стабильной политической ситуацией. Сегодня, состояние экономики  подводит нас к следующему этапу  осуществления валютного контроля. Как известно, целью предпринимательской  деятельности является получение прибыли. И чем ее больше - тем лучше. В  условиях Российской экономики предприниматель  в целях увеличения нормы прибыли  использует способы занижения налогооблагаемой базы. Если мы говорим о способах вывоза валютных ценностей, то это проявляется  во внешнеэкономической деятельности. Налоги, уплачиваемые при осуществлении  внешнеэкономической деятельности, признаются законодателем таможенными  платежами. Суммы проведенных валютных операций в стоимостном выражении  являются зеркальным отображением заявляемой стоимости товаров, служащей базой  для исчисления таможенных платежей.

Таким образом, акцент валютного контроля должен быть смещен по мнению таможенников на проведение проверочных мероприятий  в сфере реального движения денежных средств по оформляемым в таможенном отношении товарам. Естественно, что  все схемы перевода денежных средств  осуществляется с использованием банков и банковской системы. Поэтому основная роль в этом механизме должна принадлежать информационным ресурсам, имеющимся  в кредитных организациях, доступ к которым на сегодняшний день у осуществляющих валютный контроль органов и агентов практически  нет.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

2.1.Органы и агенты валютного контроля

 

В целях повышения эффективности  противодействия утечке капитала из РФ в 90-е годы были определены наиболее уязвимые места, в которых валютные операции проводятся в наибольшем объеме и с вероятностью валютных потерь.

Одним из таких мест явились расчеты  по внешней торговле, поэтому основные усилия Банка России и других органов  валютного контроля РФ были сосредоточены  на создании системы валютного контроля за совершением внешнеторговых сделок. На сегодняшний день эта задача также  остро стоит перед Правительством РФ8.

В РФ сложилась следующая модель валютного контроля. В соответствии с ЗВРиВК9 ВК осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля, а также так называемыми агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации, такие как Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли и т.д. Агентами валютного контроля в первую очередь являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Органы и агенты валютного  контроля, и их должностные лица в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки  соблюдения резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования;

Информация о работе Валютный контроль как элемент механизма валютного регулирования