Валютные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Валютная система-форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.
Валютные отношения - это повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.

Содержание

Валютные системы: формы, методы их организации (на примере отдельных государств или групп стран).
Канада - основные черты социально - экономической модели.
Мировое хозяйство: сущность и закономерности развития.
Роль государств и международных организаций в миграционных процессах. МОТ.
Торговый баланс.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика. контрольная.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

В мае 1998 года главы государств и правительств 15 стран-участниц, отталкиваясь от экономических  показателей за 1997 г., приняли решение о том, какие из них удовлетворяют критериям конвергенции для вступления в Валютный союз:

* уровень  инфляции не может превышать  1,5 % от уровня трех стран с  наименьшими темпами инфляции,

* дефицит  госбюджета не должен превышать  3 %,

совокупный  государственный долг -- 60 % стоимости  валового внутреннего продукта (ВВП) соответствующего государства,

* доходные  процентные ставки могут лишь  на 2 % превышать процентные ставки  по госзаймам в трех странах  с самыми стабильными ценами,

* национальные валюты должны в течение двух лет -- без больших колебаний курса -- быть частью европейской валютной системы,

Третий  этап (январь 1999 г. - 30 июня 2002 г.) предусматривает преобразование Европейского валютного института в Европейский центральный банк. Участники совета решили отказаться от названия “ЭКЮ”, приняв вместо него евро.

Планируется, что первоначально ЕВРО будет  использоваться лишь в безналичных  расчетах и котироваться на мировых  биржах. Какого-либо принуждения к  использованию ЕВРО не будет. Но уже с 1 января 2002 г. предусматривается введение ЕВРО в наличный оборот, которое должно завершиться за полгода.

С 1 января 1999 г. начался процесс введения единой валюты в странах, отвечающих критериям  конвергенции:

* были  устанавлены не подлежащие пересмотру курсы валют стран-участниц;

* "евро" стал полноправной валютой и  официальная "корзина" валют,  по которой исчисляется ЭКЮ,  прекратила свое действие;

* была  выработана и начала применяться  единая денежная политика со  стороны Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), в которую входят центральные банки стран-участниц и Европейский центральный банк (его учреждение намечено на 1998 г.), страны-участницы стали исчислять размер своего нового государственного долга в "евро";

* финансовые  рынки также были переведены на "евро".

На завершающем  этапе с 2002 года начался выпуск наличных банкнот и монет. 

2.Канада - основные черты социально - экономической модели

Территория: по размерам общей площади (9985 тыс. кв. км) Канада уступает только России. Территория делится на Арктический регион, центральную равнинную часть, Тихоокеанское побережье, восточную и западную географические зоны. Располагает множеством островов на восточном, северном и западном побережьях. Лежит в арктическом, субарктическом и умеренном климатических поясах. Рельеф центра материковой части и Канадского Арктического архипелага равнинный, западной и восточной частей страны - гористый. На территории имеется густая сеть рек и озер, разнообразная растительность.

Население - 33,4 млн. чел. (июль 2007 г.), среднегодовые темпы его прироста в 2000-2006 гг. составили 0,9%. Рождаемость составляет 10,75, смертность - 7,9 на 1 тыс. чел. (2007 г.). Рост за счет иммигрантов, в основном из стран Азии, в 2005 г. составил 262 тыс. чел. Около 11% всех канадцев считается имеющими британское происхождение (англоканадцы), 9% - французское (франкоканадцы), 13% - происходящими из других стран Европы, 4,5% - из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, 35,8% - смешанного происхождения, 18,6% - канадского происхождения; 1,7% принадлежат к коренным жителям - индейцам и эскимосам. Около 46% верующих является католиками, 36% - протестантами; мусульман насчитывается 7,5%, православных христиан - 1,4%. В Канаде два официальных (государственных) языка - английский и французский; на уровне разговорной речи обоими владеет 17% населения, только английским - 67% и только французским - 14%.

Уровень и система образования. Школьное образование обязательно для  детей с 6 до 14-16 лет (в зависимости от провинции). На последней ступени средней школы образование делится на академическое и практическое (профессиональное) направления. Окончание старшей средней школы дает право на поступление в университет. В стране 75 университетов и 195 колледжей (2000 г.). Высшее образование платное, со значительными дотациями государства. Расходы на послешкольное образование на 70% финансируются за счет провинций, федерального правительства и муниципалитетов (1998 г.). Широко развита система образования для взрослых. Грамотно более 99% взрослых.

На здравоохранение  затрачивается 9,6% ВВП, около 70% общих  расходов покрывается за счет государства (1999 г.). Ожидаемая продолжительность  жизни в 2007 г. - 80 лет (мужчины - 77 лет, женщины - 84 года).

Уровень жизни - один из самых высоких в мире. В 1999 г. индекс человеческого развития равнялся 0,936 (второе место в мире вместе с Австралией и Швецией).

Государственное устройство: конституционная парламентская  демократия с федеративным устройством. Глава государства - английский монарх, которого представляет генерал-губернатор, назначаемый им по совету премьер-министра Канады, причем в последнее время - из числа канадских граждан. В провинциях монарха представляют лейтенант-губернаторы. Формально премьер-министр Канады и возглавляемый им кабинет являются советниками монарха; на практике исполнительную власть возглавляет Кабинет. Он состоит из премьер-министра и министров, являющихся членами парламента от партии, набравшей на выборах наибольшее число голосов. Кабинет определяет правительственную политику и разрабатывает основную часть законодательных инициатив. В провинциях исполнительную власть возглавляют премьеры, местные органы самоуправления - муниципалитеты, советы графств и др. - фактически создаются властями провинций и им подчинены.

Высший законодательный орган Канады - двухпалатный парламент. Палата общин (308 мест) избирается сроком на 5 лет пропорционально численности населения провинций (территорий). Сенат из 105 членов назначается генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра в соответствии с нормой территориального представительства. Главная задача Сената - анализ правительственных законопроектов силами специальных сенатских комитетов, с акцентом на социально-экономические аспекты. Провинциальные законодательные собрания однопалатные, порядок их функционирования сходен с Палатой общин.

Высший  судебный орган Канады - Верховный суд из 9 человек, назначаемых Кабинетом по совету премьер-министра. Суды независимы от других ветвей власти. Верховному суду подчинены налоговый (казначейский), апелляционный и другие федеральные суды, а также система провинциально-территориальных судебных органов. Судебная система провинции Квебек имеет значительные отличия от судов других провинций.

В административно-территориальном отношении Канада делится на 10 провинций (Ньюфаундленд, Остров Принс-Эдуард, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Квебек, Онтарио, Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия) и 3 территории: Юкон, Нунавут и Северо-Западная территория. Столица - Оттава (1,1 млн. чел.), другими крупными городами являются Торонто (5,0 млн. чел.), Монреаль (3,5 млн. чел.), Ванкувер (2,1 млн. чел.).

В крупных  городах проживает более 3/4 всех канадцев (2002 г.).

Объем ВИД -1127 млрд. долл. по ППС (2006 г.), на душу населения - 34 610 долл. Темпы экономического роста: среднегодовые темпы прироста ВВП в 2006 г. составили 2,8% по сравнению с 4,5% до начала 70-х гг. и 2,8% в 1990-2000 гг. Норма валового накопления в 2000 г. составляла 20%. Денежная единица - канадский доллар, курс которого к доллару США - 1:0,88 (2006 г.).

Экономическая политика после Второй мировой войны  неоднократно менялась. В первые послевоенные годы и до конца 80-х гг. традиционно  важную (иногда определяющую) роль в  экономике играло государство, которому принадлежала значительная собственность; через госрасходы перераспределялась крупная доля ВВП, теория Кейнса с 1945 г. считалась официальной правительственной доктриной.

Высокие темпы роста, обеспечивавшиеся значительными  инвестициями в первичные отрасли хозяйства, были прерваны энергосырьевым кризисом 70-х гг. В дальнейшем кризисы приобрели регулярный характер. Безработица, достигшая в 1983 г. 11,9%, до 1998 г. не опускалась ниже 8%. Но в 1990-х гг. она стала следствием вынужденных мер по либерализации экономической политики, явившейся в значительной мере результатом ослабления торговых барьеров и вступления страны в НАФТА. Хозяйственному росту, начавшемуся после 1993 г. и длившемуся до конца 90-х гг., существенно способствовала активизация правительственной экономической политики: меры по дерегулированию, по частичной приватизации госимущества, избавление от излишков прямого участия государства в хозяйственной жизни. Доля совокупных расходов центра и провинций с 50% ВВП в 1992 г. снизилась к 1999 г. до 38,7%; в то же время в ряде областей сохраняется полноценное участие государства (развитие Севера, атомная энергетика, строительство объектов инфраструктуры и др.). Подписание соглашений о свободной торговле с США (1988 г.) и вступление в НАФТА (1994 г.) ускорили реструктуризацию экономики. Процесс разгосударствления экономики был приостановлен к концу 90-х гг. ввиду противоречивых итогов неолиберальных мер. Стабилизировать социально-экономическое положение помог малый бизнес, на предприятиях которого работает около 2/3 канадцев.

Денежно-кредитная  сфера в конце XX в. была сравнительно неустойчива из-за значительных перемен  во внутри- и внешнеэкономической  политике. Неравномерно менялся и  курс доллара США к канадскому доллару: 1984 г. - 0,77, 1991 г. - 0,87, 1993 г. - 0,78, 1999 г. - 0,67. Главной целью денежной политики с начала 90-х гг. стало подавление инфляции, в том числе путем установления ориентиров роста цен в 1-3% в год. В результате темпы инфляции с 5,6% в 1991 г. снизились к 2002 г. до 2,2% и к 2006 г. - до 2,0%.

Налогово-бюджетная  сфера. Бюджетная система Канады трехуровневая. Расходы федерального бюджета в 90-е гг. относительно ВВП заметно сократились - с 24,1% в 1992 г. до 17,3% в 2001 г. В результате регулярный дефицит федерального бюджета сменился в 2003 г. профицитом в 6,3 млрд. долл. (в 2005 г. - 1,8 млрд. долл.). Существенно снизились размеры государственной (федеральной) задолженности по отношению к ВВП: с 71% в 1996 г. до 53% в 2001 г. (в 2006 г. - 65,4%). В то же время растут расходы бюджетов провинций и территорий, составляющие в совокупности около половины консолидированного бюджета; бюджеты регионов сводятся с дефицитом. Дотации от бюджетов других уровней составляют около 15% в доходах региональных и около 25% - в доходах местных бюджетов.

Основными источниками доходов федерального бюджета служат подоходные налоги (60% в 2003 г.), а в региональных бюджетах -подоходные, налоги на потребление и поимущественные налоги. Снизилась доля бюджетных расходов на обслуживание госдолга - до 20% федерального и 15% региональных бюджетов к началу XXI в.

Отраслевая  структура экономики. На сельское, лесное хозяйство и рыболовство приходится 2,3% ВВП, промышленность и строительство - 29,2%, услуги - 68,5% (2006 г.). Экономически активное население по основным сферам занятости делится следующим образом: сельское хозяйство - 2%, промышленность и строительство - 19%, услуги - 75% (2004 г.). Вес добывающих отраслей в структуре ВВП снижается: с 7,5% в середине 70-х до 5,5% к концу 90-х гг. Основные виды продукции: нефть, главным образом из провинций Альберта и Саскачеван,- 137,4 млн. куб. м (2002 г.); внутренние потребности покрываются собственным производством при значительных объемах экспорта и импорта. По производству природного газа Канада находится на третьем месте в мире (после США и России) - 171,3 млрд. куб. м (2002 г.); до 83% газа добывается в провинции Альберта. Около 70% продукции этих отраслей экспортируется, в основном в США. Из других видов минерального сырья важную роль играет добыча золота (164,7 т), железной руды (36,6 млн. т), меди (691 тыс. т), никеля (0,2 млн. т), урана, кобальта, платины и др. (1998 г.). В 1999 г. произведено 588 млрд. кВт-ч электроэнергии. Около 80% нетопливного сырья экспортируется, на 4/5 - в США.

Обрабатывающая  промышленность дает около 18% ВВП (1999 г.), представлена прежде всего производством транспортного оборудования, химических продуктов, электротехнической и электронной отраслями, деревообрабатывающей промышленностью и др. Развивается высокотехнологическое производство - в "долине Оттавы" около 500 компаний занимаются биотехнологией, телекоммуникациями и т. п. Строительная отрасль дает 5,4% ВВП (1999 г.).

Хорошо  развиты сельское, лесное хозяйство  и рыболовство. В стране насчитывается 280 тыс. ферм, средний размер которых 246 га. В 90-е гг. выращивалось в год от 23 до 30 млн. т пшеницы, 12-15 млн. т ячменя, овес, рожь. Имеется около 15 млн. голов крупного рогатого скота (1999 г.), 12 млн. голов свиней (2000 г.), производится 850 тыс. т мяса птицы (1999 г.), 7,5 млн. т молока и сливок (2000 г.). Рыболовство и добыча мехов дают 0,1%, лесное хозяйство - 0,6% ВВП (1999 г.).

Транспорт: высокоразвитая сеть железных и шоссейных  дорог, в основном на юге, авиатранспорта, трубопроводов. Транспорт дает 4% ВВП. Железные дороги осуществляют 13,4% всех транспортных и складских услуг. До 90% междугородных пассажирских и 75% всех грузовых перевозок осуществляется автотранспортом; в стране зарегистрировано 18 млн. ед. автотранспорта (1999 г.).

Связь. На связь и коммунальные услуги приходится 7% ВВП (1999 г.), в том числе половина из них - на телекоммуникации. Телефонизировано 98% жилого фонда страны, 42% жилищ подключено к Интернету. В оптовой и розничной торговле производится по 6,4% ВВП (1999 г.).

Социальная  сфера: уровень безработицы в 2006 г. составил 6,4%. Из 14,7 млн. работающих страхованием по безработице охвачено 13,1 млн. чел. (2002 г.). Средний размер выплат составляет 269 долл. в неделю. Членами профсоюзов является около 71% всех работающих. Система социального обеспечения включает комплекс программ всех уровней власти, включая денежные дотации, пособия, налоговые льготы и т. д.

Внешнеэкономические связи. В 90-е гг. экспорт товаров  и услуг возрастал на 8%, импорт - на 7% в год. К концу 90-х гг. за границу продавалось до 40% товаров и услуг - на 10% больше, чем в конце 80-х гг. Объем экспорта составляет 405 млрд. долл. США (2006 г.), основные товары - автомобили и запчасти (23,2%), машины и оборудование (22,4%), промтовары (18,4%); главные партнеры - США (83,8%), ЕС (5,5%), Япония (2,5%). Объем импорта в 2006 г. составил 353 млрд. долл. США. Основные товары - машины и оборудование (32,7%), автомобили и запчасти (21,8%), промтовары (19,5%); 

3.Мировое хозяйство: сущность и закономерности развития

Информация о работе Валютные системы