Валютно-финансовая интеграция стран мирового хозяйства: эволюция и современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности валютно-финансовой интеграции, определение условий и предпосылок ее формирования, а также исследование имеющегося на данный момент опыта в ее построении.

Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи исследования:

•определить основные понятия, отражающие процесс валютно-финансовой интеграции;
•указать этапы ее формирования;
•системно представить условия, необходимые для ее построения;
•рассмотреть опыт мировых держав и уровень их участия в создании валютно-финансовой интеграции на примере ЕС и стран СНГ;
•отметить положительные и отрицательные стороны интеграции;
•проанализировать ее основные проблемы;
•выявить уровень развития данного процесса в настоящем времени.

Содержание

Введение 3

Раздел 1. Теоретические аспекты валютно-финансовой интеграции 6

1.1 Понятие и содержание валютно-финансовой интеграции 6

1.2 Теория оптимального валютного пространства, как основа валютно-финансовой интеграции 13

Раздел 2. Современные проблемы развития валютно-финансовой интеграции 15

2.1. Особенности развития валютно-финансовой интеграции в рамках единого экономического пространства ЕС 17

2.2. Проблемы и перспективы валютно-финансовых отношений в СНГ 22

Заключение 31

Список использованной литературы: 33

Приложение 34

Работа содержит 1 файл

Вариант3 последний.docx

— 58.50 Кб (Скачать)

     При создании ЗСТ следует соблюдать  строгую логическую последовательность развертывания этого процесса. Эта  логическая последовательность определяется развитием хозяйственных связей между фирмами, а не увеличением  числа административных служб и  их аппарата. Снижение цен на экспортные товары в рамках СНГ в конце 90-х  гг. в ряде случаев сделали эти  связи внутри Содружества более  выгодными, чем за его пределами. Однако при этом не удалось значительно  продвинуться на пути реальной интеграции, для этого необходимо, чтобы межгосударственные органы имели координирующие функции, делегированные им национальными государствами. Однако все эти положения не были выполнены в полной мере.15

     Видимо, на первое место следует выдвинуть  с учетом объективных реальных предпосылок  перспективы формирования устойчивых взаимных экономических интересов, сочетая многосторонний и двусторонний формат международных экономических  отношений стран СНГ. При этом интеграционная глубина взаимных МЭО  будет определяться долгосрочными  интересами отдельных групп стран  СНГ, преждевременная установка  на МЭИ сразу всех стран СНГ  малореалистична.

     При этом должны решаться три важнейшие  задачи по последовательному формированию единого информационного, правового, экономического пространства. Это означает обеспечение необходимых условий  для беспрепятственного и оперативного обмена информацией, доступ к ней  всех субъектов хозяйственной деятельности при достаточной однородности, сопоставимости и достоверности данных. Такой  банк данных включает сведения, требующиеся  для принятия решений на различных  уровнях при необходимой координации  и унификации правовых норм предпринимательской  и в целом хозяйственной деятельности. В результате будут возникать  предпосылки для создания единого  экономического пространства, что предполагает беспрепятственное осуществление  хозяйственных трансакций, возможность  свободного выбора субъектами мирохозяйственных  отношений, предпочтительных вариантов  и форм. Исходная основа интеграционного  развития – соблюдение суверенитета и защита национальных интересов стран, обеспечение их международной и национальной экономической безопасности.

     Следует исходить из того, что интеграционные признаки МЭО будут складываться постепенно с разной интенсивностью в отдельных субрегионах СНГ. По мере становления единого информационного, правового и экономического пространства на первом этапе формирования МЭО  интеграционного типа обоснованно  создание и развитие зоны свободной  торговли, таможенного союза, платежного союза, общего рынка труда, общего аграрного  рынка. Совместно с этим в дальнейшем создается общее инвестиционное и научно-техническое пространство, объединенные транспортная и энергетическая системы и рынок энергоресурсов.

     Реальной  предпосылкой и стимулом экстенсивного  и интенсивного развития МЭИ на пространстве СНГ должны стать ощутимые практические преимущества и результаты взаимных МЭО. Это, в частности, предполагает четкую экономическую оценку, как  делалось и делается в ЕС, намечаемых и осуществленных интеграционных мер. Исходя из того, что МЭИ – это  осознанный процесс, необходима тщательная, последовательная и согласованная  суверенными сторонами проработка предпринимаемых шагов и программ.

     В целом множество точек зрения по перспективам дальнейшего развития интеграционных процессов на пространстве СНГ можно свести к двум позициям. Первая состоит в том, что углубление интеграции в рамках СНГ окажет стимулирующее  влияния на дальнейшее развитие экономик стран-членов Содружества, в частности, России. Сторонники другой точки зрения, наоборот, полагают, что СНГ служит тормозом на пути более быстрого развития.

     Таким образом, интеграционные процессы на территории СНГ достаточно сложны и противоречивы. В силу существования диспропорций в торговых балансах многих стран  СНГ в торговле друг с другом экономической необходимостью становится создание единого платежно-расчетного механизма, который позволил бы во многом решить проблему неплатежей и накопления долгов в межгосударственных отношениях, облегчив тем самым экспорт и импорт внутри СНГ. Это также необходимо для налаживания устойчивого взаимного товарного обмена. Конечной целью интеграции следует признать совместное использование и развитие конкурентных преимуществ государств Содружества для обеспечения их устойчивого развития.  
 
 

 

Заключение

 

     По итогам проведенной  работы можно сделать следующие  выводы:

  • валютно-финансовая интеграция – поэтапный процесс координации валютной и финансовой политики, гармонизации и унификации законодательных норм в области финансов и валютного регулирования, создания единых модельных законов, сближения в деятельности государственных финансовых и валютно-кредитных организаций и создания международных центров;
  • валютно-финансовая интеграция тесно связана с экономической интеграцией и представляет собой ее более высокий уровень;
  • в настоящее время учеными выделено три основных пути развития интеграции – западноевропейский, латиноамериканский и африканский;
  • выделяют пять основных этапов международной интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полная экономическая интеграция.
  • в основе валютно-финансовой интеграции лежит Теория оптимального валютного пространства Р. Манделла, согласно которой целью такой интеграции является создание оптимального валютного пространства, представляющего собой группу государств, которые договорились путем координации действий своих центральных банков проводить согласованную курсовую политику с целью ограничить взаимные колебания курсов национальных валют;
  • на основании рассмотренного  мирового опыта в создании оптимального валютного пространства наиболее успешным можно считать лишь Европейский союз, но и он только в начале создания валютно-финансовой интеграции;
  • создание единого экономического пространства среди стран СНГ осложняется рядом факторов, среди которых неравномерность в развитии экономик стран-участниц, а также их стремление сохранить свой суверенитет.

 

Список  использованной литературы:

  1. Корниенко, О.В Мировая экономика. СПб. : Питер, 2009. – 254 с.
  2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ под ред. Л.Н. Красавиной. М. : Финансы и статистика, 2005. – 576 с.
  3. Международные экономические отношения/ под ред. В.Е. Рыбалкина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605 с.
  4. Раджабова, З.К. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с.
  5. Симина, Е.Л. Механизмы и проблемы валютно-финансового взаимодействия России на пространстве СНГ: автореф. дис. … канд. экон. наук/ Симина, Е.Л.; науч. рук. С.М. Богомолов; оппоненты: Ю.И. Коробов, Н.А. Бусуёк; Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2007. – 21 с.
  6. Арестов, О.И. Особенности и противоречия экономической интеграции стран СНГ/ О.И. Арестов// Вестник финансовой академии. – 2009. - №2. – С. 70-74.
  7. Абалкина, А.А. Финансовая интеграция как средство защиты внутренних рынков: опыт Восточной Азии/ А.А. Абалкина// Финансы и кредит. – 2007. №42. – С. 68-74.
  8. Глобализация и национальные финансовые системы. – М.: Весь мир, 2005. С.10.
  9. Чаплыгин, В.Г. О валютно-финансовой интеграции/ В.Г. Чаплыгин, А.М. Курьянов// Финансы. – 2006. - №12. – С.65-66.
  10. Levine R/ International Financial Liberalization and Economic Growth / Review of International Economics, 2001, vol. 9, №4.
  11.  

Приложение

История расширения ЕС 

Год Страна Общее кол-во членов
25 марта  1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция 6
1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия 9
1 января 1981 Греция 10
1 января 1986 Испания, Португалия 12
1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция 15
1 мая  2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония 25
1 января 2007 Болгария, Румыния 27

Информация о работе Валютно-финансовая интеграция стран мирового хозяйства: эволюция и современные тенденции