Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 01:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности валютно-финансовой интеграции, определение условий и предпосылок ее формирования, а также исследование имеющегося на данный момент опыта в ее построении.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи исследования:
•определить основные понятия, отражающие процесс валютно-финансовой интеграции;
•указать этапы ее формирования;
•системно представить условия, необходимые для ее построения;
•рассмотреть опыт мировых держав и уровень их участия в создании валютно-финансовой интеграции на примере ЕС и стран СНГ;
•отметить положительные и отрицательные стороны интеграции;
•проанализировать ее основные проблемы;
•выявить уровень развития данного процесса в настоящем времени.
Введение 3
Раздел 1. Теоретические аспекты валютно-финансовой интеграции 6
1.1 Понятие и содержание валютно-финансовой интеграции 6
1.2 Теория оптимального валютного пространства, как основа валютно-финансовой интеграции 13
Раздел 2. Современные проблемы развития валютно-финансовой интеграции 15
2.1. Особенности развития валютно-финансовой интеграции в рамках единого экономического пространства ЕС 17
2.2. Проблемы и перспективы валютно-финансовых отношений в СНГ 22
Заключение 31
Список использованной литературы: 33
Приложение 34
В
Европейском сообществе формирование
единого внутреннего рынка
Такое сильное переплетение экономик объективно заставило страны ЕС выстраивать общий экономический курс. Только координации политик стало не хватать. Еще в конце 80-х годов эксперты отмечали, что Экономический союз не может реально функционировать, опираясь на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а, следовательно, и связанные с этим валютный риск, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и разнобой во внешней валютной политике не являются фактором конвергенции. Дальнейшее продвижение к экономическому и валютному союзу было невозможно без денежно-валютного регулирования на наднациональном уровне, с опорой на единую денежную систему.
Создание
единого рынка сопровождалось возникновением
долговременных и насущных задач
в социально-экономической
Общая
валютная политика союза в схематичном
виде представляется следующим образом.
По своей структуре ЭВС –
Валютная
политика ЕЦБ проводится при помощи
трех основных инструментов: операции
на открытом рынке, суточные ссуды и
депозиты, нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке призваны
регулировать спрос и предложение
на ликвидные средства. Подавляющую
часть средств банковское сообщество
получает через основные операции рефинансирования.
Ликвидность предоставляется
Суть суточных ссуд состоит в том, что национальные финансовые институты могут по своей инициативе разместить в национальном центральном банке суточный депозит или получить суточную ссуду. Ставка заранее объявляется. Процентные ставки по депозитам и кредитам служат нижним и верхним пределом рыночной ставки «овернайт» и являются барометром денежно-кредитной политики ЕЦБ.
Основные элементы валютной стратегии – количественное определение показателя инфляции, контроль за объемом денежной массы и прогноз и оценка перспектив ценовой динамики.
Существуют определенные проблемы, связанные с функционирование ЭВС.
Вступление стран-членов ЕС в новую для себя фазу интеграционного развития ставит перед ними необходимость решения проблемы реальной конвергенции. В ходе выполнения маастрихтских критериев, страны приложили огромные усилия по их достижению – всем странам пришлось
перейти на режим строгой экономии, ограничить социальные расходы и ассигнования государственному сектору, провести антиинфляционные мероприятия. Но теперь странам предстоит выстроить единый механизм, что будет сложнее, чем соответствовать критерием договора.
Еще
одной проблемой является потеря
возможности для стран-членов ЕС
проводить девальвации и
Однако введение в обращение единой валюты еще не означает факта образования валютного союза. Потребительная стоимость новой обще валюты изначально должна быть выше прежней, то есть совокупная ценность привнесенных преимуществ уже имеющихся, иначе ни одно государство, даже исходя из неэкономических целей, в валютную интеграционную группировку входить не станет.11
Важно и то, что динамика экономической и политической интеграции в ЕС разная. Внутри зоны евро национальные правительства во многом потеряли право на самостоятельную валютную и экономическую политику. ЕЦБ и руководящие органы Союза пока не наделены теми же полномочиями, что и национальные правительства. Однако страны могут быть разными, в том числе иметь национальный характер. А ведь последствия и экономические трудности, возникшие в одной стране, из-за тесного переплетения национальных хозяйств распространяются на соседей.
К разряду появившихся проблем следует отнести проблему единства и разноскоростной интеграции. Маастрихтский договор допускает возможность асинхронной интеграции и разные скорости могут привести к увеличению различий в хозяйственном развитии между странами, что, в свою очередь, вступает в противоречие с политикой конвергенции.
Также
остается извечной проблема выбора между
наднациональными механизмами и
национальным суверенитетом. С передачей
ЕЦБ полномочий, исторически присущих
конкретному суверенному
Таким
образом, в данном разделе были названы
положительные и отрицательные
стороны валютно-финансовой интеграции,
было рассмотрено более подробно
развитие интеграционных процессов
на примере Европейского союза. Было
отмечено, чего уже удалось достичь
этой интеграционной группировке, а
также были обозначены основные проблемы,
с которыми ей пришлось столкнуться.
В целом, можно сделать вывод
о ЕС, как о наиболее успешном
объединение, которое, несомненно, имеет
некоторые трудности в
Интеграционные
процессы на постсоветском пространстве
характеризуются тем
Анализ
степени соответствия интеграционных
экономических процессов в
Единое экономическое пространство (ЕЭП) – необходимое условие реальной интеграции государств-участников СНГ, сегодня Содружество уже не то объединение, которое создавалось ранее. Неизменным остались цели, задачи и принципы его существования, но изменились сами государства. В настоящее время – это суверенные государства со своей экономической политикой, мировыми связями, программами развития экономики, стремлением найти свои пути вхождения в мировое экономическое сообщество. Однако за многолетний период суверенного существования все государства в насыщении своих рынков недостающими товарами, услугами, капиталами, в заполнении и создании новых рабочих мест может быть успешно реализована формированием общего рынка продукции, услуг, капиталов и рабочей силы, а в дальнейшем – единого экономического пространства, для создания которого необходимы равные условия экономической деятельности, одинаковые законодательные базы и унификация национальных хозяйственных механизмов.
Механизм
интеграционного сотрудничества в
рамках СНГ до сих пор не учитывал
классических теоретических выкладок
мировой экономики, подтвержденных
мировым опытом, принципиальных различий
этапов интеграционного развития. Планируя
перспективы интеграции, нередко
ставились нереальные, порой недостижимые
на определенном этапе цели. В свою
очередь задачи формирования единого
рынка и тем более
Вынужденная интеграция, а порой и навязываемая «сверху», без учета реальной экономической заинтересованности фирм и предприятий, медлительность, несогласованность действий министерств и ведомств продолжают тормозить интеграционное развитие в Содружестве. Следует отметить ряд объективных факторов, в результате которых развитие рыночных реформ в Содружестве, преодоление в большинстве стран спала производства, снижение инфляции и т.д. не привели к усилению экономической интеграции, а, напротив, усложнили ее.
При
выработке эффективной модели и
механизма интеграционного
Общепризнанно, что первый шаг к созданию ЕЭП – формирование зоны свободной торговли.
Наиболее реальная форма интеграции в условиях, сложившихся на постсоветстком пространстве в конце 90-х гг., – это создание зоны свободной торговли, не требующей усиления роли надгосударственных органов.
Зона свободной торговли (ЗСТ) государств-членов СНГ является первым этапом создания единого экономического пространства и важнейшим механизмом повышения объемов взаимной торговли. Она формируется в соответствии с Договором о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протоколом о внесении изменений и дополнений к нему от 2 апреля 199 г., призвана обеспечить равные, благоприятные и взаимовыгодные условия торговли всем ее участникам.
Механизм функционирования ЗСТ призван обеспечить наиболее полное использование национальных научно-производственных, природных и трудовых потенциалов стран-участниц ЗСТ и быть нацелен на достижение стабильного экономического роста, повышение жизненного уровня населения, насыщение внутреннего рынка продукцией отечественного производства.
Важно
уже в ближайшее время создать
не только условия, позволяющие свободное
перемещение товаров и услуг
между странами Содружества, но и
механизмы, обеспечивающие скоординированное
вхождение в мировую
В
связи с этим предстоит развернуть
работу по подготовке и реализации
совместных программ по поддержанию
и развитию кооперационных связей,
созданию технологий и оборудования
для стратегически важных отраслей,
изысканию возможностей реализации
совместных инвестиционных проектов,
формированию приоритетных условий
сотрудничества в рамках СНГ. Это
можно осуществить через