Валютно-финансовая интеграция стран мирового хозяйства: эволюция и современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности валютно-финансовой интеграции, определение условий и предпосылок ее формирования, а также исследование имеющегося на данный момент опыта в ее построении.

Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи исследования:

•определить основные понятия, отражающие процесс валютно-финансовой интеграции;
•указать этапы ее формирования;
•системно представить условия, необходимые для ее построения;
•рассмотреть опыт мировых держав и уровень их участия в создании валютно-финансовой интеграции на примере ЕС и стран СНГ;
•отметить положительные и отрицательные стороны интеграции;
•проанализировать ее основные проблемы;
•выявить уровень развития данного процесса в настоящем времени.

Содержание

Введение 3

Раздел 1. Теоретические аспекты валютно-финансовой интеграции 6

1.1 Понятие и содержание валютно-финансовой интеграции 6

1.2 Теория оптимального валютного пространства, как основа валютно-финансовой интеграции 13

Раздел 2. Современные проблемы развития валютно-финансовой интеграции 15

2.1. Особенности развития валютно-финансовой интеграции в рамках единого экономического пространства ЕС 17

2.2. Проблемы и перспективы валютно-финансовых отношений в СНГ 22

Заключение 31

Список использованной литературы: 33

Приложение 34

Работа содержит 1 файл

Вариант3 последний.docx

— 58.50 Кб (Скачать)

     В Европейском сообществе формирование единого внутреннего рынка завершилось  к 1993 г. он подразумевал полную свободу  движения товаров, услуг, капитала и  рабочей силы. К тому времени стало  очевидно, что взаимозависимость  стран ЕС увеличилась.

     Такое сильное переплетение экономик объективно заставило страны ЕС выстраивать  общий экономический курс. Только координации политик стало не хватать. Еще в конце 80-х годов  эксперты отмечали, что Экономический  союз не может реально функционировать, опираясь на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а, следовательно, и связанные с этим валютный риск, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и разнобой во внешней валютной политике не являются фактором конвергенции. Дальнейшее продвижение  к экономическому и валютному  союзу было невозможно без денежно-валютного  регулирования на наднациональном  уровне, с опорой на единую денежную систему.

     Создание  единого рынка сопровождалось возникновением долговременных и насущных задач  в социально-экономической сфере, которые практически невозможно было решать без использования коллективных механизмов. Речь шла о таких явлениях, как безработица, инфляция, пенсионное обеспечение, необходимость проведения единой политики в области науки  и техники и т.д.10

     Общая валютная политика союза в схематичном  виде представляется следующим образом. По своей структуре ЭВС – двухуровневая  система банков – центральных  банков стран-членов, во главе которой  стоит учрежденный Европейский  Центральный банк (ЕЦБ).

     Валютная  политика ЕЦБ проводится при помощи трех основных инструментов: операции на открытом рынке, суточные ссуды и  депозиты, нормы обязательных резервов. Операции на открытом рынке призваны регулировать спрос и предложение  на ликвидные средства. Подавляющую  часть средств банковское сообщество получает через основные операции рефинансирования. Ликвидность предоставляется посредством  регулярных еженедельных торгов, сделки заключаются сроком на две недели на стандартных условиях.

     Суть  суточных ссуд состоит в том, что  национальные финансовые институты  могут по своей инициативе разместить в национальном центральном банке  суточный депозит или получить суточную ссуду. Ставка заранее объявляется. Процентные ставки по депозитам и  кредитам служат нижним и верхним  пределом рыночной ставки «овернайт» и являются барометром денежно-кредитной  политики ЕЦБ.

     Основные  элементы валютной стратегии – количественное определение показателя инфляции, контроль за объемом денежной массы и прогноз  и оценка перспектив ценовой динамики.

     Существуют  определенные проблемы, связанные с  функционирование ЭВС.

     Вступление  стран-членов ЕС в новую для себя фазу интеграционного развития ставит перед ними необходимость решения  проблемы реальной конвергенции. В  ходе выполнения маастрихтских критериев, страны приложили огромные усилия по их достижению – всем странам пришлось

перейти на режим строгой экономии, ограничить социальные расходы и ассигнования государственному сектору, провести антиинфляционные мероприятия. Но теперь странам предстоит выстроить единый механизм, что будет сложнее, чем соответствовать критерием договора.

     Еще одной проблемой является потеря возможности для стран-членов ЕС проводить девальвации и ревальвации  своих валют. Их более не существует. Есть евро. А ведь девальвационные  и ревальвационные рычаги помогали приспосабливать экономическую  ситуацию в стране к изменявшейся внешней конъюнктуре. Теперь странам  ЕС предстоит существенно повысить мобильность факторов производства, что предопределяет пересмотр и  реформы на рынке труда в части, касающейся налогообложения, формирования пенсионных фондов и др.

     Однако  введение в обращение единой валюты еще не означает факта образования  валютного союза. Потребительная стоимость  новой обще валюты изначально должна быть выше прежней, то есть совокупная ценность привнесенных преимуществ  уже имеющихся, иначе ни одно государство, даже исходя из неэкономических целей, в валютную интеграционную группировку  входить не станет.11

     Важно и то, что динамика экономической  и политической интеграции в ЕС разная. Внутри зоны евро национальные правительства  во многом потеряли право на самостоятельную  валютную и экономическую политику. ЕЦБ и руководящие органы Союза  пока не наделены теми же полномочиями, что и национальные правительства. Однако страны могут быть разными, в  том числе иметь национальный характер. А ведь последствия и  экономические трудности, возникшие  в одной стране, из-за тесного  переплетения национальных хозяйств распространяются на соседей.

     К разряду появившихся проблем  следует отнести проблему единства и разноскоростной интеграции. Маастрихтский  договор допускает возможность  асинхронной интеграции и разные скорости могут привести к увеличению различий в хозяйственном развитии между странами, что, в свою очередь, вступает в противоречие с политикой  конвергенции.

     Также остается извечной проблема выбора между  наднациональными механизмами и  национальным суверенитетом. С передачей  ЕЦБ полномочий, исторически присущих конкретному суверенному государству, интеграционные параметры резко  усилили свое влияние. Органам Евросоюза  предстоит постоянно искать разумный баланс между национальным и наднациональным  элементами интеграции.

     Таким образом, в данном разделе были названы  положительные и отрицательные  стороны валютно-финансовой интеграции, было рассмотрено  более подробно развитие интеграционных процессов  на примере Европейского союза. Было отмечено, чего уже удалось достичь  этой интеграционной группировке, а  также были обозначены основные проблемы, с которыми ей пришлось столкнуться.  В целом, можно сделать вывод  о ЕС, как о наиболее успешном объединение, которое, несомненно, имеет  некоторые трудности в дальнейшем развитии, но определенно не лишено будущего.

2.2. Проблемы и перспективы  валютно-финансовых  отношений в СНГ

 

     Интеграционные  процессы на постсоветском пространстве характеризуются тем обстоятельством, что внешняя политика бывших советских  республик направлена в первую очередь  на утверждение государственной  независимости и сохранение полученного  в 1991 г.  суверенитета. Таким образом, существенные различия и особенности  проводимых социально-экономических преобразований, отражающие специфику национальных интересов недавно образованных государств, придают трансформационным процессам в странах Содружества своеобразную исключительность. Такая специфика во многом объясняет нетипичные для международных интеграционных процессов трудности и противоречия, затянутость и неравномерность реформационных процессов, что негативно отражается на экономическом сотрудничестве между странами СНГ.12

     Анализ  степени соответствия интеграционных экономических процессов в странах  СНГ моделям международной экономической  интеграции показывает, что наиболее значительными и трудно преодолимыми барьерами на пути полномасштабной  экономической интеграции являются:

    • значительный разрыв в уровнях развития экономик стран-участниц;
    • ориентация радя государств СНГ на развитые страны, в первую очередь ЕС и США;
    • существенные различия в системах хозяйствования, принципах организации и управления экономикой и ее реформирования.13

     Единое  экономическое пространство (ЕЭП) –  необходимое условие реальной интеграции государств-участников СНГ, сегодня  Содружество уже не то объединение, которое создавалось ранее. Неизменным остались цели, задачи и принципы его  существования, но изменились сами государства. В настоящее время – это  суверенные государства со своей  экономической политикой, мировыми связями, программами развития экономики, стремлением найти свои пути вхождения в мировое экономическое сообщество. Однако за многолетний период суверенного существования все государства в насыщении своих рынков недостающими товарами, услугами, капиталами, в заполнении и создании новых рабочих мест может быть успешно реализована формированием общего рынка продукции, услуг, капиталов и рабочей силы, а в дальнейшем – единого экономического пространства, для создания которого необходимы равные условия экономической деятельности, одинаковые законодательные базы и унификация национальных хозяйственных механизмов.

     Механизм  интеграционного сотрудничества в  рамках СНГ до сих пор не учитывал классических теоретических выкладок мировой экономики, подтвержденных мировым опытом, принципиальных различий этапов интеграционного развития. Планируя перспективы интеграции, нередко  ставились нереальные, порой недостижимые на определенном этапе цели. В свою очередь задачи формирования единого  рынка и тем более экономического союза не могут быть решены, пока не заработает в полном объеме таможенный союз.

     Вынужденная интеграция, а порой и навязываемая «сверху», без учета реальной экономической  заинтересованности фирм и предприятий, медлительность, несогласованность  действий министерств и ведомств продолжают тормозить интеграционное развитие в Содружестве. Следует  отметить ряд объективных факторов, в результате которых развитие рыночных реформ в Содружестве, преодоление  в большинстве стран спала  производства, снижение инфляции и  т.д. не привели к усилению экономической  интеграции, а, напротив, усложнили  ее.

  1. Объективно возникло противоречие межгосударственной формы интеграционных соглашений и мероприятий, присущим рынку, принципам ее реализации на микроуровне фирм, компаний, предприятий. Межгосударственные соглашения в своем подавляющем большинстве ориентировались на прежние хозяйственные связи, которые не учитывали интересы экономических субъектов, потерь и выгод, уровни рентабельности и коммерческого риска. Как известно, в СССР центральные органы безраздельно распоряжались природными ресурсами республик, навязывали им через систему централизованного планирования структуру экономики и кооперационные связи, руководствуясь макроэкономическими целями и нередко идеологическими, военно-политическими соображениями.
  2. В отличие от экономического союза или партнерства реальная экономическая интеграция, как показывает мировой опыт, эффективна лишь тогда, когда в структуре производства преобладает обрабатывающая промышленность, требующая глубокого разделения труда, причем она достаточно конкурентоспособна с точки зрения импортозамещения и выхода на внешние рынки. К сожалению, эта предпосылка в СНГ пока отсутствует, что ограничивает, а  некоторых случаях и исключает интеграционную схему развития.
  3. Рост импортных издержек, обусловленный монопольно высокими железнодорожными тарифами, сделал для стран СНГ необходимым самообеспечение ресурсами. Открытие запасов нефти в Казахстане, Узбекистане и других государствах позволило им резко сократить, а в некоторых случаях даже отказаться от импорта из России и Туркменистана.
  4. Не оправдало себя механическое использование опыта ЕС 90-х гг., связанное с либерализацией товарных и фондовых рынков в соответствии с рекомендациями МВФ и ВТО. Развитые страны пошли на либерализацию лишь после 30 лет интеграции, когда их ТНК в обрабатывающей промышленности достигли конкурентоспособности на мировом рынке. Тем не менее, страны ЕС и США регулируют импорт текстиля, швейных изделий, черных металлов, станков и бытовой электроники.14

     При выработке эффективной модели и  механизма интеграционного сотрудничества в СНГ необходимо учитывать новые  факторы. Связанные с ними трудности  не могут служить основанием для  отказа от многосторонней интеграции, конечно, с учетом реальной значимости сотрудничества в рамках СНГ на двусторонней основе.

     Общепризнанно, что первый шаг к созданию ЕЭП  – формирование зоны свободной торговли.

     Наиболее  реальная форма интеграции в условиях, сложившихся на постсоветстком пространстве в конце 90-х гг., – это создание зоны свободной торговли, не требующей  усиления роли надгосударственных органов.

     Зона  свободной торговли (ЗСТ) государств-членов СНГ является первым этапом создания единого экономического пространства и важнейшим механизмом повышения  объемов взаимной торговли. Она формируется  в соответствии с Договором о  создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протоколом о внесении изменений  и дополнений к нему от 2 апреля 199 г., призвана обеспечить равные, благоприятные  и взаимовыгодные условия торговли всем ее участникам.

     Механизм  функционирования ЗСТ призван обеспечить наиболее полное использование национальных научно-производственных, природных  и трудовых потенциалов стран-участниц ЗСТ и быть нацелен на достижение стабильного экономического роста, повышение жизненного уровня населения, насыщение внутреннего рынка продукцией отечественного производства.

     Важно уже в ближайшее время создать  не только условия, позволяющие свободное  перемещение товаров и услуг  между странами Содружества, но и  механизмы, обеспечивающие скоординированное  вхождение в мировую хозяйственную  систему продукции предприятий  государств-членов СНГ.

     В связи с этим предстоит развернуть работу по подготовке и реализации совместных программ по поддержанию  и развитию кооперационных связей, созданию технологий и оборудования для стратегически важных отраслей, изысканию возможностей реализации совместных инвестиционных проектов, формированию приоритетных условий  сотрудничества в рамках СНГ. Это  можно осуществить через структурообразующие  блоки. Наиболее перспективной, деидеологизированой  и не приводящей к конфронтации с  другими странами основой евразийской  интеграции и развития Содружества  становится создание трансконтинентальной системы коммуникаций, включающей железнодорожные, трубопроводные, водные, воздушные, телекоммуникационные и шоссейные пути, связывающие  Азиатско-Тихоокеанский регион с  Европой через территорию стран  СНГ, включая Россию с использованием современных логистических и  информационных центров.

Информация о работе Валютно-финансовая интеграция стран мирового хозяйства: эволюция и современные тенденции