Валютно-финансовая интеграция стран мирового хозяйства: эволюция и современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности валютно-финансовой интеграции, определение условий и предпосылок ее формирования, а также исследование имеющегося на данный момент опыта в ее построении.

Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи исследования:

•определить основные понятия, отражающие процесс валютно-финансовой интеграции;
•указать этапы ее формирования;
•системно представить условия, необходимые для ее построения;
•рассмотреть опыт мировых держав и уровень их участия в создании валютно-финансовой интеграции на примере ЕС и стран СНГ;
•отметить положительные и отрицательные стороны интеграции;
•проанализировать ее основные проблемы;
•выявить уровень развития данного процесса в настоящем времени.

Содержание

Введение 3

Раздел 1. Теоретические аспекты валютно-финансовой интеграции 6

1.1 Понятие и содержание валютно-финансовой интеграции 6

1.2 Теория оптимального валютного пространства, как основа валютно-финансовой интеграции 13

Раздел 2. Современные проблемы развития валютно-финансовой интеграции 15

2.1. Особенности развития валютно-финансовой интеграции в рамках единого экономического пространства ЕС 17

2.2. Проблемы и перспективы валютно-финансовых отношений в СНГ 22

Заключение 31

Список использованной литературы: 33

Приложение 34

Работа содержит 1 файл

Вариант3 последний.docx

— 58.50 Кб (Скачать)

     Латиноамериканский. В Латинской Америке  в 60-80 годы было создано несколько международных  валютных организаций: Центральноамериканский валютный союз, Латиноамериканский экспортный банк, Механизм компенсации сальдо и взаимного кредитования Латиноамериканской ассоциации интеграции, Карибский стабилизационный фонд.

     Однако  с общей расчетной единицей ничего не получилось. Соглашение 1964 г. о создании Центральноамериканского валютного  союза и Центральноамериканское валютное соглашение 1974 г. были выполнены  лишь в малой части: государствам-членам не удалось унифицировать национальные валютные системы. Созданная совместная валюта центральноамериканский песо использовалась лишь для взаимного зачета требований. Жестко был привязан к доллару США карибский доллар – расчетная единица Карибского общего рынка. В 90-е годы в Латинской Америке быстро набирал обороты процесс долларизации. Толчком к этому послужило резкое ухудшение экономической ситуации в ряде стран региона и усиление соответствующего компонента внешнеполитической стратегии США. В 2000 г. Эквадор отказался от национальной валюты сукре, поменяв ее на доллар США. В Аргентине Центральный банк готовит план замены на доллар аргентинского песо. Давно и полностью долларизованы денежные системы Панамы и Гаити. Центральный банк аргентины официально предложил создать в Латинской Америке валютный союз, предусматривающий замену национальных валют на доллар США и передачу США прав регулирования эмиссионной и бюджетной политики.

     Африканский. В Африке на базе франка существует два валютных союза – Валютный союз Центральной Африки и Западно-африканский  валютный союз. Расчетной единицей этих объединений является франк  африканского сообщества – франк  КФА, который жестко привязан к французскому франку. Казначейство Франции гарантирует  полную свободу конверсии валют  по паритету, установленному французским  правительством. Для этого Франция  предоставляет африканским странам  неограниченные  кредиты во французских  франках. Страны-участницы валютных союзов согласовывают валютную политику, определяют единые правила эмиссии  единой денежной единицы, использования  общих золотовалютных резервов, контроля над внешними расчетами, регламентирования  деятельности банков. Франция широко представлена в высших эмиссионных  институтах данных валютных союзов. По существу, французский франк является для африканских стран параллельной валютой, используемой для внешних  расчетов. В последние годы восемь государств Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) разрабатывают программу введения к 2004 г. коллективной денежной единицы афро. Национальные политические элиты демонстрируют высокую степень заинтересованности в проекте. Уже согласованны экономические критерии, которые должны выполняться странами-членами, и принято решение о создании валютного института, прообраза будущего единого центрального банка Африки. Правда, до сих пор не ясно, что будет положено в основу новой валюты: национальные валюты государств-участников или более сильная валюта какой-либо промышленно развитой страны. Присутствие в формирующейся группировке крайне бедных стран и стран с напряженной внутриполитической обстановкой ставит под сомнение быструю реализацию всего проекта. Нечто подобное собирается сделать Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН. Там изучается возможность создания коллективной счетной единицы, которая использовалась бы во внешних расчетах внутри группировки и помогла уменьшить зависимость от доллара США. Страны АСЕАН не собираются вводить новую валюту и в качестве расчетной единицы готовы принять самую устойчивую валюту в регионе – сингапурский доллар.

     Таким образом, западноевропейский вариант  валютного пространства – это  валютный союз на базе экономического с единой валютой европейского происхождения. В Латинской Америке единое валютное пространство основано на внешней валюте, которая сначала используется для  внешних расчетов, а потом вытесняет  национальные деньги из внутреннего  обращения. В Африке счетная единица  привязана к иностранной валюте, которая используется для внешних  расчетов, но не протекает во внутренние; эмиссию коллективных денег финансирует  бывшая метрополия. Разрабатываемые  проекты африканского и азиатского валютных союзов комбинируют в разных сочетаниях элементы европейской и  действующей африканской моделей.

    1.   Теория оптимального  валютного пространства, как основа валютно-финансовой  интеграции
 

     В основе процессов валютно-финансовой интеграции лежит теория оптимального валютного пространства, автором  которой является известный экономист  Роберт Манделл. В 1961 году он работал  в специальном исследовательском  подразделении международного валютного  фонда. Именно он обосновал возможность  и целесообразность отказа от национальных валют и введения единой валюты, что позволит сделать товарооборот проще и удобнее. Роберт Манделл  рассказал, что еще во время учебы  в аспирантуре в Массачусетском технологическом институте он впервые  задумался о создании оптимальных  валютных зон. Его диссертация была посвящена движению капитала, и он продолжил работу над ней в  Лондонской школе экономики, где  гибкие курсы обмена валют в то время находились в центре внимания. Это было время подписания Римского договора о Европейском союзе  угля и стали. Манделл продолжал  исследования в 1956-1957 гг. в университете Чикаго рядом со знаменитым Милтоном Фридманом, затем в Канаде, а позже  в Стэнфордском университете.

     Согласно  теории оптимальное валютное пространство – группа государств, которые договорились путем координации действий своих  центральных банков проводить согласованную  курсовую политику с целью ограничить взаимные колебания курсов национальных валют. Цель такой курсовой политики уменьшение зависимости от негативных последствий глобализации валютного  рынка, эффективное использование  национальной валюты в интересах  национальной экономики, развитие взаимных торговых и экономических отношений, содействие передвижению капитала между  странами, обеспечение экономического развития. Условиями создания оптимального валютного пространства являются следующие  факторы:

  • наличие политической воли
  • мобильность факторов производства
  • активное использование национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей и наличие развитых валютных ликвидных рынков
  • обеспечение долговременной стабильности курсов национальных валют по отношению друг к другу.

     Интересно, что ставшая теперь классической статья Роберта Манделла несколько  раз отвергалась различными экономическими журналами, прежде чем была опубликована в Американском экономическом обозрении  в 1961 г. Его идеи претворились в жизнь  без малого через 40 лет.

     Таким образом, в данной главе было рассмотрено  понятие валютно-финансовой интеграции, представляющей собой более высокий  уровень в общем процессе интеграции, следующий за экономической интеграцией  и потому рассматриваемый в совокупностей  с ней. Были обозначены три основные пути регионального взаимодействия в валютной сфере, а именно западноевропейский, латиноамериканский и африканский. Также были выделены основные этапы  процесса.  
 
 
 

 

Раздел 2. Современные проблемы развития валютно-финансовой интеграции

2.1. Особенности развития  валютно-финансовой  интеграции в рамках  единого экономического  пространства ЕС

 

     Глобальная  финансовая интеграция вызывает серьезные споры в экономической науке относительно характера ее влияния на функционирование национальных финансовых систем и развития международного рынка. Противоречивость этого явления во многом объясняется тем, что, несмотря на значительные выгоды, которые сулит финансовая либерализация, во-первых, их на себе ощущают не все страны, а во-вторых – ее негативные стороны зачастую имеют серьезные последствия для экономики.

     Экономическая теория выявляет значительные выгоды финансовой либерализации.

     Во-первых, финансовая интеграция на глобальном уровне реализуется под действием  международных экономических организаций, крупных финансовых компаний, а также  вследствие многосторонних или односторонних  действий государств. Заинтересованность участников рынка в интеграции мировой  финансовой системы заключается  в том, что интегрированный финансовый рынок функционирует эффективнее, нежели сегментированные национальные рынки капитала.4

     Во-вторых, финансовая либерализация оказывает  также позитивное воздействие на производительность факторов производства за счет ускорения развития внутреннего рынка, что в конечном итоге вызывает увеличение общественного благосостояния и повышение темпов экономического роста.5

     В-третьих, другой тезис о преимуществах  финансовой глобализации свидетельствует  о том, что свобода движения капитала должна сглаживать потребление, т.е. страна в условиях отсутствия денег в  экономике производит заимствования  на мировом финансовом рынке выступает  кредитором в условиях их избытка.6

     В-четвертых, стандартная экономическая теория говорит также о том, что с  финансовой либерализацией в глобальном масштабе происходит более эффективная  диверсификация рисков. Финансовая глобализация, таким образом, углубляет специализацию  и эффективность размещения капитала.

       В-пятых, либерализация финансовых  рынков открывает доступ иностранным  поставщикам услуг, что способствует  усилению конкуренции и улучшает  качество предоставляемых операций, а также повышает эффективность  финансового посредничества.

     Вместе  с тем финансовая глобализация может  вызывать и негативные тенденции  в экономике, которые могут быть следствием различных причин. Во-первых, финансовая либерализация несет  в себе определенные угрозы, среди  них наибольший размах с точки  зрения последствий имеют потеря макроэкономической стабильности, а  также волатильность капитала, которая  в результате финансовой либерализации  может вызвать системный финансовый кризис. Во-вторых, те преимущества, которые  должна нести финансовая либерализация, в реальности зачастую оборачивались  угрозами финансовой стабильности.

     На  практике реализация приведенных выгод  финансовой глобализации сталкивается с различными трудностями, в особенности  это касается развивающихся экономик с небольшими по объему финансовыми  рынками. Именно в отношении этих стран преимущества финансовой либерализации  реализуются не всегда, поскольку  для них, как правило, характерны неразвитые финансовые системы, структурные  проблемы экономики и недостаточно эффективный рынок.

     В настоящее время лишь только одно из всех существующих ныне интеграционных объединений преодолело первые 4 из 5 вышеназванных этапов, остальные же не продвинулись пока дальше второго. Этой единственной интеграционной группировкой является Европейский союз, именно его опыт в достижении полной экономической интеграции и будет рассмотрен ниже.

     Интеграционные  процессы в Европе после Второй мировой  войны, обусловленные закономерностями экономического развития, были инициированы политическими решениями, принятыми  на уровне руководства ведущих держав европейского континента. Важную роль сыграл «план Маршалла», в рамках которого Западная Европа получила значительную материальную помощь. Кроме того, в  результате крушения колониальных империй  бывшие метрополии были вынуждены пересмотреть внешнеполитическую стратегию и  пойти на углубление связей с соседями.7

     Созданию  ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование  Европейского объединения угля и  стали (ЕОУС), Париж, 1951 г. – международной  государственной организации, объединяющей каменноугольную, железнодорожную  и металлургическую промышленность Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Евратом, и они  занимали ведущие позиции в названных межотраслевых комплексах. К тому времени в рамках этой группировки уже действовали принципы зоны свободной торговли, вследствие чего ЕЭС было основано на принципах Таможенного союза. В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении Европейского сообщества и углублении экономической интеграции. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания.8

     Параллельно с образованием ЕЭС завершаются  подписанием соответствующих документов переговоры и создается Европейская  ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Ее участниками стали Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария  и Великобритания. Эта организация  создавалась как бы в противовес сегодняшнему Европейскому союзу. Впрочем, следует отметить, что ЕАСТ не смогла достичь высот европейского сообщества, и в 90-е годы ЕС расширилось еще  больше, прежде всего за счет стран  ЕАСТ. С ноября 1993 г. вступило в силу Маастрихтское соглашение об образовании  Европейского политического, экономического союза (сокращенное название – Европейский  союз (ЕС)).

     На 1 января 2007 г. в состав ЕС входило 27 стран. Сами и страны и даты их присоединения  отражены в Приложении 1.

     Согласно  этому соглашению ЕС предоставлялись  следующие функции:

    • создание и управление единой валютой
    • усиление единой экономической политики
    • основание и защита единого рынка на принципах свободной и справедливой конкуренции
    • перераспределение средств между богатыми и бедными регионами
    • поддержание законности и правопорядка
    • признание и развитие фундаментальных прав отдельных граждан
    • управление единой внешней политикой, включая вопросы безопасности, общей обороны и т. д.9

Информация о работе Валютно-финансовая интеграция стран мирового хозяйства: эволюция и современные тенденции