Услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В основной части работы мы рассмотрим основные виды услуг на мировом рынке, проанализируем их специфику и роль в современной экономике, а также обратим внимание на показатели вовлеченности страны в сферу услуг и сопутствующие вопросы. Основная цель моей курсовой работы – изучение, теоретическое рассмотрение и описание категории услуг на мировом рынке. Были поставлены следующие задачи:

Дать определение понятию услуг
Рассмотреть различные виды услуг
Изучить способы измерения участия страны в мировой торговле услугами
Ознакомиться с ситуацией, сложившейся на рынке услуг в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….2

Понятие мировой торговли услугами и ее специфика…………………. 4
Мировой рынок услуг и его роль…………………………………….…4
Классификация услуг на мировом рынке ……………………...…….….8
Регулирование рынка услуг…………………………………….........…..15
Динамика и структура мировой торговли услугами................................18
Факторы, влияющие на динамику мировой торговли услугами……...18
Структура мировой торговли услугами………………………………20
Показатели участия страны в мировой торговле услугами…………...26
Россия на мировом рынке услуг…………………………………………28
Тенденции развития рынка услуг в России……………………….……28
Динамика и показатели рынка услуг в России…………………….…...31
Заключение…………………………………………………………………….34

Список использованных источников……………..…………………...……..36

Приложения………………………………………………….……….……….37

Работа содержит 1 файл

Международная торговля услугами Бабарыкина МЭ081.docx

— 83.07 Кб (Скачать)

       В настоящее время также динамично  развиваются кредитно-финансовые  и страховые услуги. Мировой опыт  показывает, что страхование –  это эффективный инструмент концентрации  и вовлечения в хозяйственную  деятельность средств корпоративных  организаций и частных лиц,  оказывающий стабилизирующее воздействие  на экономику. В промышленно  развитых странах отношение к  рынку страховых услуг определяется  как к стратегическому сектору  экономики  и мощному фактору положительного воздействия на нее. Наиболее развитой страной в отношении рынка страховых услуг являются США, доля рынка которых составляет 48,68% в мировом рынке страховых услуг, а также Япония – 11,25%, Германия – 10,19%, Великобритания – 5,93%.    

      В услугах социально-культурного  профиля по темпам лидируют  социальные услуги тем категориям  населения, которые нуждаются  в непосредственной помощи и  поддержке общества – инвалидам,  престарелым. Научно-технический  прогресс, повышение жизненного  уровня населения и расширение  государственных программ медицинского  обслуживания стимулируют развитие  сферы здравоохранения. Устойчивые  темпы характерны и для сферы  образования. Эти отрасли образуют  крупный сектор современной сферы  услуг. Расходы на образование  в ведущих западных странах  в последние годы варьировали  в пределах 4,9 – 7,1% ВВП, на здравоохранение  – 7,2 – 14,2 %. В группу быстродействующих  отраслей входят также различные  виды обслуживания свободного  времени населения, его культурных  и социальных запросов. Здесь  первенство по динамике держит  кинопроизводство, видео - и аудиобизнес,  различные формы активного отдыха  и, прежде всего, туризм, доля  которого в стоимости экспорта  услуг превышает 1/3. Туризм занимает  значительное место в международных  отношениях. Около 500 млн. человек  ежегодно посещают зарубежные  страны в туристических целях.  Международный туризм является  не только популярным видом  отдыха, но и активно развивающейся  сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.  

       Для других услуг характерны  более умеренные темпы – на  уровне средних показателей по  сфере услуг или по всему  хозяйству. Довольно противоречива  динамика отраслей транспорта  и торговли. Рост потребностей  в их операциях сдерживается  относительным сокращением в  структуре хозяйства доли материальной  продукции, транспортировкой и  реализацией, которой заняты эти  отрасли. Но такие черты «новой  экономики», как углубление межотраслевых  связей в ходе специализации  производства, дифференциация спроса, разукрупнение предприятий и  переход от экономии на масштабах  к экономии на разнообразии  чрезвычайно усложняют состав  товарной массы и, обостряя  проблему реализации, повышают роль  товарного обращения в процессе  воспроизводства.  

       В последнее время обнаруживается  неоднозначное и возрастающее  влияние на торговлю электронной  коммерции. В результате в одних  странах позиции транспорта и  торговли в хозяйстве продолжают  расширяться, в других – они  стабилизировались или даже сокращаются.  Примерно аналогичная динамика  типична для таких крупных  и зрелых отраслей, как гостиничное  хозяйство и авторемонтный бизнес, развитие которых сводится в  основном к технической и организационно-структурной  модернизации.  

       Целый ряд услуг – общественное  питание, ремонт бытовой техники,  одежды, обуви, прачечные, химчистка  – развиваются сравнительно низкими  темпами. Под воздействием конкуренции  со стороны товаров – заменителей  и изменений в уровне и стиле  жизни их доля в макроэкономических показателях в большинстве стран сокращается. Купить новый и модный товар зачастую дешевле, а потому и предпочтительнее, чем ремонтировать старый. Немаловажное значение имеет непрерывное обновление, совершенствование и расширение ассортимента бытовой техники, химических товаров, продовольствия, а также их ценовые преимущества с учетом удобства и экономичности в потреблении.   

       В зависимости от национальной  специфики производство услуг,  особенно социально-культурных, в  разных странах распределяется  между частным и государственным  секторами в различных пропорциях. Но в последние 20 – 30 лет  в большинстве стран рост услуг  концентрировался в частном секторе.  В государственном секторе объемы  их производства относительно  сокращались или стабилизировались  в соответствии с неконсервативными  программами сокращения госрасходов  и мерами по разгосударствлению  экономики.  

       Отмеченные динамические и структурные  тенденции характерны практически  для всех развитых стран, хотя  национальная специфика накладывает  заметный отпечаток на конкретные  показатели. Таким образом, в динамике  и структуре услуг четко прослеживается  сдвиг в сторону их более  сложных, наукоемких видов и  социальных услуг, обеспечивающих  качество экономического роста,  социальную стабильность и гуманизацию  экономической жизни (Приложение 4). 

2.3 Показатели участия страны в мировой торговле услугами

     В наиболее общем виде оценить участие  страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно  развитых стран.  

       Зависимость экономики страны  от торговли услугами показывает  удельный вес торговли услугами  в ВВП страны. Например, его величина  сейчас колеблется в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии[9].  

       Роль услуг в экономике стран  оценивается также с помощью  индекса, рассчитанного как отношение  доли экспорта товаров к доли  экспорта услуг в ВВП стран.  Чем меньше индекс, тем большее  значение имеют услуги.   

       Определение доли экспорта услуг  в торговле услугами наглядно  укажет на страны нетто-экспортеры  и импортеры услуг. Так, отрицательное  сальдо баланса услуг Германии  – крупнейшей участницы мировой  торговли услугами – является  для нее на протяжении многих  лет существенной проблемой.  

       Внешнеторговая квота (отношение  торговли услугами к доле сферы  услуг в ВВП), а также показатель  торговли услугами страны в  расчете на душу населения  показывают степень открытости  экономики во внешнеэкономических  связях страны в сфере услуг.   

       Достаточно информативным является  коэффициент относительной экспортной  специализации стран на торговле  услугами, рассчитанный как отношение  экспорта услуг страны в ее  общем экспорте к доле экспорта  услуг страны в мировом экспорте  услуг. Он позволяет установить  степень специализации стран  на экспорте услуг. Так, наименьшее  значение этого показателя свидетельствует  о высокой степени развитости  экономики, в которой сфера  услуг и торговля ими растут  наряду с ростом производства  и товарной торговли.  
 
 

3. Россия на мировом рынке услуг 

3.1. Тенденции развития рынка услуг в России

     В процессе перехода российской экономики  на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует  учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы  услуг.

     Российский  рынок услуг начал формироваться  в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в  ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени  отечественный рынок услуг находится  в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась  в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и  в целом индустрии развлечений. В 2008г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 65%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%.[8] С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.

     Структура и основные качественные параметры  российского рынка услуг существенно  отличаются от западных прежде всего  преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и  сбыт произведенной продукции. Так, в 2007 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.

     В настоящий момент в России имеются  пробелы в отношении статистического  учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней  торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных  потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в  отнесении тех или иных видов  услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже  ведется работа по составлению общероссийского  классификатора видов экономической  деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной  классификационной системе.

     Экономическое развитие секторов услуг сопровождалось созданием соответствующей законодательной  базы. Было принято значительное число  законов и других нормативных  правовых актов, необходимых для  установления регулирующих мер, затрагивающих  как общий режим деятельности в сфере услуг (Гражданский кодекс Российской Федерации или закон  об иностранных инвестициях), так  и его специфические аспекты  в отдельных секторах услуг (закон  о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела, о  туристской деятельности, законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.д.).

     Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.

     Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.

     Устранение  противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует  больших усилий. В первую очередь  это связано с тем, что сфера  услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для  нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.

     Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического  учета услуг системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

    • транспорт и связь
    • торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки
    • информационно-вычислительное обслуживание
    • сфера операций с недвижимостью
    • ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания
    • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
    • образование, культура и искусство
    • наука и научное обслуживание
    • кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение
    • аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации.

Информация о работе Услуги на мировом рынке