Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:45, курсовая работа
В основной части работы мы рассмотрим основные виды услуг на мировом рынке, проанализируем их специфику и роль в современной экономике, а также обратим внимание на показатели вовлеченности страны в сферу услуг и сопутствующие вопросы. Основная цель моей курсовой работы – изучение, теоретическое рассмотрение и описание категории услуг на мировом рынке. Были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию услуг
Рассмотреть различные виды услуг
Изучить способы измерения участия страны в мировой торговле услугами
Ознакомиться с ситуацией, сложившейся на рынке услуг в России.
Введение……………………………………………………………………..….2
Понятие мировой торговли услугами и ее специфика…………………. 4
Мировой рынок услуг и его роль…………………………………….…4
Классификация услуг на мировом рынке ……………………...…….….8
Регулирование рынка услуг…………………………………….........…..15
Динамика и структура мировой торговли услугами................................18
Факторы, влияющие на динамику мировой торговли услугами……...18
Структура мировой торговли услугами………………………………20
Показатели участия страны в мировой торговле услугами…………...26
Россия на мировом рынке услуг…………………………………………28
Тенденции развития рынка услуг в России……………………….……28
Динамика и показатели рынка услуг в России…………………….…...31
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………..…………………...……..36
Приложения………………………………………………….……….……….37
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………..…………………...…….
Приложения………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Наряду
с мировыми рынками товаров, капиталов,
рабочей силы существует и взаимодействует
с ними мировой рынок услуг. Специфическая
особенность услуги как товара состоит
в том, что она не имеет вещественной
формы, а выступает как результат
определенной деятельности. Производство
и купля-продажа услуг
Актуальность темы «Услуги на мировом рынке» сложно переоценить. Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.
В основной части работы мы рассмотрим основные виды услуг на мировом рынке, проанализируем их специфику и роль в современной экономике, а также обратим внимание на показатели вовлеченности страны в сферу услуг и сопутствующие вопросы. Основная цель моей курсовой работы – изучение, теоретическое рассмотрение и описание категории услуг на мировом рынке. Были поставлены следующие задачи:
В процессе работы использовались такие методы, как изучение и переработка материала учебников и учебных пособий, освещающих развитие и формирование современного международного рынка услуг. Предметом изучения является услуга как экономическая категория.
Разработанность
данной темы в литературе определила
следующую структуру работы. Во введение
описана актуальность и значимость
проводимой работы, поставлены цель и
задачи. В
первой главе дано понятие услуги, рассмотрены
специфика изучаемого рынка, классификация
услуг и их регулирование в современной
экономике. Вторая глава посвящена динамике
и структуре мирового рынка услуг, факторам,
влияющим на его развитие и показателям,
позволяющим измерить изучаемое явление.
В третьей главе рынок услуг России, рассмотрены
тенденции его развития, основные показатели
и представлены основные проблемы. Далее
дано заключение, содержащее вывод об
исследованной проблеме, и список использованных
источников.
1.
Понятие мировой
торговли услугами
и ее специфика
1.1 Мировой рынок услуг и его специфика.
Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.
Услуга – это результат трудовой деятельности, являющийся полезным эффектом, удовлетворяющим какие-либо потребности человека. Услуга – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат.
Услуга по своей сути является неосязаемой и не приводит к передаче собственности. Посещение театров, спортивных соревнований, ресторанов, парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники, перелеты и переезды в другие города и страны – все это относят к услугам.
Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.
Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли. Широкое распространение имели религиозные услуги церкви. На смену старым приходят новые виды и разновидности услуг: информационные, компьютерные, полиграфические, научные, аудиторские, консалтинговые, биржевые и т.п. Некоторые из этих услуг являются относительно новыми для России, а вернее, восстановленными. В то же время ряд из перечисленных новых услуг являются одним из результатов достижений научно-технического прогресса, иногда даже дополнительным. Например, разработка, производство и эксплуатация компьютеров вызвали необходимость в информационных услугах, производство телевизоров – в телекоммуникационных услугах.
Новые дополнительные виды услуг появляются как необходимое подкрепление основных услуг. Так, современные транспортные услуги морского торгового флота вызывают необходимость портовых услуг (погрузочно-разгрузочных, диспетчерских и т. п.), а также услуг по ремонту и обслуживанию судов.
Вместе с этим, сам рынок услуг абсолютно не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения – невозможно. Сравнению здесь могут только подлежать ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.[2]
Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.
Основные
причины столь явного повышения
роли услуги в современной экономике
видятся, прежде всего, в появлении
новых видов деятельности в сфере
услуг в связи с влиянием научно-технического
прогресса, в усложнении производства
и насыщении рынка товарами повседневного
спроса. Предпосылками роста значимости
услуги явились так же увеличение
влияния услуг на торговлю новыми
типами товаров, в особенности технически
сложными; необходимость в комплексе
дополнительных услуг при сбыте
товаров; увеличение финансовых, транс
портных, информационных и иных услуг
в связи с развитием
Рост значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло не пройти бесследно: свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли ус луг в ВВП развитых стран 70% при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.[6]
Особенностью экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий – исполнителей услуг в других странах.
В
мировой торговле услугами доминирующее
положение занимают промышленно
развитые страны Северной Америки, Европы,
а также Япония и Южная Корея,
предоставляющие
Россия является импортером и экспортером услуг. Она входит в состав 30 стран – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом экспорте и импорте услуг пока невысока, вместе с тем возрос удельный вес туристских услуг, особенно их экспорта. К тому же Россия представляет интерес для зарубежных инвесторов в области оказания таких услуг, как посреднические, аудиторские, консалтинговые, туристские, общественного питания, торговли, гостиничной индустрии, рекламы и образования.
С учетом особенностей рынка услуг определяют и особенности маркетинга услуг, который призван оценить предоставляемые потребителям услуги и оказать содействие в их правильном выборе.
Маркетинг
услуг – это процесс разработки, продвижения
и реализации услуг, ориентированный на
выявление специфических потребностей
клиентов. Знание маркетинга услуг позволяет
определиться с тем, что и как необходимо
продавать для достижения максимальной
прибыли, каким образом часть этой прибыли
направить на совершенствование производства
и качества обслуживания.
1.2 Классификация услуг на мировом рынке
Услуги могут быть: частные или коммерческие, добровольные или вынужденные, взаимные и анонимные и т. д.
Юридические услуги, как никакие другие, требуют профессионального подхода, наличия достаточного опыта работы, а также высокой ответственности при их предоставлении. Услуги юриста и адвоката во многих случаях являются жизненно важными, поэтому выбирать исполнителей для их предоставления следует с особой серьезностью и ответственностью. Основные направления услуги юриста и адвоката: Комплексное юридическое обслуживание организаций различных форм собственности; Арбитраж — представление интересов организаций в арбитражных судах; Представление интересов компаний в судах различной инстанции; Профессиональное юридическое сопровождение сделок и договоров организаций; Услуги юридическим лицам, связанные с банкротством предприятий; Услуги профессиональных юристов по возврату и взысканию долгов; Представление интересов организаций при возникновении налоговых споров; Процессы, связанные с оформлением наследства; Услуги профессионального юриста при возникновении дорожно-транспортных происшествий (Юридическая помощь в ДТП); Услуги юриста и адвоката при возникновении жилищных споров; Услуги семейного адвоката; Предоставление услуг юриста и адвоката по уголовным делам; Обеспечение защиты прав потребителей.