Услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В основной части работы мы рассмотрим основные виды услуг на мировом рынке, проанализируем их специфику и роль в современной экономике, а также обратим внимание на показатели вовлеченности страны в сферу услуг и сопутствующие вопросы. Основная цель моей курсовой работы – изучение, теоретическое рассмотрение и описание категории услуг на мировом рынке. Были поставлены следующие задачи:

Дать определение понятию услуг
Рассмотреть различные виды услуг
Изучить способы измерения участия страны в мировой торговле услугами
Ознакомиться с ситуацией, сложившейся на рынке услуг в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….2

Понятие мировой торговли услугами и ее специфика…………………. 4
Мировой рынок услуг и его роль…………………………………….…4
Классификация услуг на мировом рынке ……………………...…….….8
Регулирование рынка услуг…………………………………….........…..15
Динамика и структура мировой торговли услугами................................18
Факторы, влияющие на динамику мировой торговли услугами……...18
Структура мировой торговли услугами………………………………20
Показатели участия страны в мировой торговле услугами…………...26
Россия на мировом рынке услуг…………………………………………28
Тенденции развития рынка услуг в России……………………….……28
Динамика и показатели рынка услуг в России…………………….…...31
Заключение…………………………………………………………………….34

Список использованных источников……………..…………………...……..36

Приложения………………………………………………….……….……….37

Работа содержит 1 файл

Международная торговля услугами Бабарыкина МЭ081.docx

— 83.07 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….2                                                                                                     

  1. Понятие мировой торговли услугами и ее специфика…………………. 4
    1. Мировой рынок услуг и его роль…………………………………….…4
    2. Классификация услуг на мировом рынке ……………………...…….….8
    3. Регулирование рынка услуг…………………………………….........…..15
  2. Динамика и структура мировой торговли услугами................................18
    1. Факторы, влияющие на динамику мировой торговли услугами……...18
    2. Структура мировой торговли услугами………………………………20
    3. Показатели участия страны в мировой торговле услугами…………...26
  3. Россия на мировом рынке услуг…………………………………………28
    1. Тенденции развития рынка услуг в России……………………….……28
    2. Динамика и показатели рынка услуг в России…………………….…...31

Заключение…………………………………………………………………….34

Список  использованных источников……………..…………………...……..36                                                                                

Приложения………………………………………………….……….……….37                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Наряду  с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует  с ними мировой рынок услуг. Специфическая  особенность услуги как товара состоит  в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат  определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены  действию закона стоимости, и их обмен  на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством  затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это  поступающие на внешний рынок  услуги, т.е. потребительские стоимости.

     Актуальность  темы «Услуги на мировом рынке» сложно переоценить. Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.

     В основной части работы мы рассмотрим основные виды услуг на мировом рынке, проанализируем их специфику и роль в современной экономике, а также обратим внимание на показатели вовлеченности страны в сферу услуг и сопутствующие вопросы. Основная цель моей курсовой работы – изучение, теоретическое рассмотрение и описание категории услуг на мировом рынке. Были поставлены следующие задачи:

    • Дать определение понятию услуг
    • Рассмотреть различные виды услуг
    • Изучить способы измерения участия страны в мировой торговле услугами
    • Ознакомиться с ситуацией, сложившейся на рынке услуг в России.

     В процессе работы использовались такие  методы, как изучение и переработка  материала учебников и учебных  пособий, освещающих развитие и формирование современного международного рынка услуг. Предметом изучения является услуга как экономическая категория. 

     Разработанность данной темы в литературе определила следующую структуру работы. Во введение описана актуальность и значимость проводимой работы, поставлены цель и  задачи. В первой главе дано понятие услуги, рассмотрены специфика изучаемого рынка, классификация услуг и их регулирование в современной экономике. Вторая глава посвящена динамике и структуре мирового рынка услуг, факторам, влияющим на его развитие и показателям, позволяющим измерить изучаемое явление.  В третьей главе рынок услуг России, рассмотрены тенденции его развития, основные показатели и представлены основные проблемы. Далее дано заключение, содержащее вывод об исследованной проблеме, и список использованных источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие мировой  торговли услугами  и ее специфика 

1.1 Мировой рынок услуг и его специфика.

         Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.

     Услуга – это результат трудовой деятельности, являющийся полезным эффектом, удовлетворяющим какие-либо потребности человека. Услуга – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат.

     Услуга  по своей сути является неосязаемой и не приводит к передаче собственности. Посещение театров, спортивных соревнований, ресторанов, парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники, перелеты и переезды в другие города и страны – все это относят к услугам.

     Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.

     Исторической  предпосылкой возникновения рынка  услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему  товарному рынку, и долгое время  эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после  бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.

     К числу наиболее древних услуг  относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а  также отдельные виды бытовых  услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и  торговли. Широкое распространение  имели религиозные услуги церкви. На смену старым приходят новые виды и разновидности услуг: информационные, компьютерные, полиграфические, научные, аудиторские, консалтинговые, биржевые и т.п. Некоторые из этих услуг являются относительно новыми для России, а вернее, восстановленными. В то же время ряд из перечисленных новых услуг являются одним из результатов достижений научно-технического прогресса, иногда даже дополнительным. Например, разработка, производство и эксплуатация компьютеров вызвали необходимость в информационных услугах, производство телевизоров – в телекоммуникационных услугах.

     Новые дополнительные виды услуг появляются как необходимое подкрепление основных услуг. Так, современные транспортные услуги морского торгового флота  вызывают необходимость портовых услуг (погрузочно-разгрузочных, диспетчерских  и т. п.), а также услуг по ремонту и обслуживанию судов.

     Вместе  с этим, сам рынок услуг абсолютно  не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить  услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения – невозможно. Сравнению здесь могут только подлежать ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.[2]

     Спрос на услуги, по мере насыщения рынка  товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве  развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых  видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.

     Основные  причины столь явного повышения  роли услуги в современной экономике  видятся, прежде всего, в появлении  новых видов деятельности в сфере  услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, в усложнении производства и насыщении рынка товарами повседневного  спроса. Предпосылками роста значимости услуги явились так же увеличение влияния услуг на торговлю новыми типами товаров, в особенности технически сложными; необходимость в комплексе  дополнительных услуг при сбыте  товаров; увеличение финансовых, транс  портных, информационных и иных услуг  в связи с развитием производства.

     Рост  значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло  не пройти бесследно: свыше 40% размещенных  в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли ус луг в ВВП развитых стран 70% при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.[6]

     Особенностью  экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий – исполнителей услуг в других странах.

     В мировой торговле услугами доминирующее положение занимают промышленно  развитые страны Северной Америки, Европы, а также Япония и Южная Корея, предоставляющие преимущественно  финансовые, телекоммуникационные, информационные, образовательные и медицинские  услуги. На долю этих стран приходится более 50% мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран  в мировой торговле услугами значительно  меньше, при этом они предоставляют  в основном транспортные, туристские и финансовые (оффшорные) услуги.

     Россия  является импортером и экспортером  услуг. Она входит в состав 30 стран  – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом  экспорте и импорте услуг пока невысока, вместе с тем возрос удельный вес туристских услуг, особенно их экспорта. К тому же Россия представляет интерес  для зарубежных инвесторов в области  оказания таких услуг, как посреднические, аудиторские, консалтинговые, туристские, общественного питания, торговли, гостиничной  индустрии, рекламы и образования.

     С учетом особенностей рынка услуг  определяют и особенности маркетинга услуг, который призван оценить предоставляемые потребителям услуги и оказать содействие в их правильном выборе.

     Маркетинг услуг – это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов. Знание маркетинга услуг позволяет определиться с тем, что и как необходимо продавать для достижения максимальной прибыли, каким образом часть этой прибыли направить на совершенствование производства и качества обслуживания. 

1.2 Классификация услуг на мировом рынке

     Услуги  могут быть: частные или коммерческие, добровольные или  вынужденные, взаимные и анонимные и т. д.

     Юридические услуги, как никакие другие, требуют профессионального подхода, наличия достаточного опыта работы, а также высокой ответственности при их предоставлении. Услуги юриста и адвоката во многих случаях являются жизненно важными, поэтому выбирать исполнителей для их предоставления следует с особой серьезностью и ответственностью. Основные направления услуги юриста и адвоката: Комплексное юридическое обслуживание организаций различных форм собственности; Арбитраж — представление интересов организаций в арбитражных судах; Представление интересов компаний в судах различной инстанции; Профессиональное юридическое сопровождение сделок и договоров организаций; Услуги юридическим лицам, связанные с банкротством предприятий; Услуги профессиональных юристов по возврату и взысканию долгов; Представление интересов организаций при возникновении налоговых споров; Процессы, связанные с оформлением наследства; Услуги профессионального юриста при возникновении дорожно-транспортных происшествий (Юридическая помощь в ДТП); Услуги юриста и адвоката при возникновении жилищных споров; Услуги семейного адвоката; Предоставление услуг юриста и адвоката по уголовным делам; Обеспечение защиты прав потребителей.

Информация о работе Услуги на мировом рынке