Услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В основной части работы мы рассмотрим основные виды услуг на мировом рынке, проанализируем их специфику и роль в современной экономике, а также обратим внимание на показатели вовлеченности страны в сферу услуг и сопутствующие вопросы. Основная цель моей курсовой работы – изучение, теоретическое рассмотрение и описание категории услуг на мировом рынке. Были поставлены следующие задачи:

Дать определение понятию услуг
Рассмотреть различные виды услуг
Изучить способы измерения участия страны в мировой торговле услугами
Ознакомиться с ситуацией, сложившейся на рынке услуг в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….2

Понятие мировой торговли услугами и ее специфика…………………. 4
Мировой рынок услуг и его роль…………………………………….…4
Классификация услуг на мировом рынке ……………………...…….….8
Регулирование рынка услуг…………………………………….........…..15
Динамика и структура мировой торговли услугами................................18
Факторы, влияющие на динамику мировой торговли услугами……...18
Структура мировой торговли услугами………………………………20
Показатели участия страны в мировой торговле услугами…………...26
Россия на мировом рынке услуг…………………………………………28
Тенденции развития рынка услуг в России……………………….……28
Динамика и показатели рынка услуг в России…………………….…...31
Заключение…………………………………………………………………….34

Список использованных источников……………..…………………...……..36

Приложения………………………………………………….……….……….37

Работа содержит 1 файл

Международная торговля услугами Бабарыкина МЭ081.docx

— 83.07 Кб (Скачать)

     ГАТС, чтобы снять эти противоречия, было составлено в трех частях: рамочного  соглашения, определяющего общие  принципы и правила регулирования  торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных  отраслей, и списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений  в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень.

     Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию  торговли услугами и охватывает следующие  их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы  его деятельности исключены вопросы  экспортной продажи кинофильмов  и телепрограмм, что связано с  опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры.[9]

     Важной  формой является регулирование торговли услугами в рамках международных  организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация – ИМО, Всемирная туристическая организация – ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).       

     Отраслевое  регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным производством и потреблением этих услуг. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки -     Международная морская организация (ИМО).    

     На  региональном уровне международная  торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

     Результатом переговоров Уругвайского раунда (с  сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации  торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.

     С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании  торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в  пакет документов о создании Всемирной  торговой организации.

 

2. Динамика и структура  мировой торговли  услугами 

2.1  Факторы, влияющие  на динамику мировой  торговли услугами

     За  период 1990 – 2007 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 2007 г. 3605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта (Приложение 1).  

       Динамику услуг определяет ряд  долговременных основополагающих  факторов экономического развития.   

       В последние два десятилетия  появился ряд новых весьма  весомых долговременных стимулов  развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг) и либерализация внешнеэкономических операций.  

       В параметрах экономической динамики  действие этих факторов проявлялось  в расширении спроса на услуги  со стороны основных агентов  хозяйственного процесса. Доля затрат  на услуги в сумме потребительских расходов населения за 1993 –2006 гг. в США повысилась с 51 до 59%, во Франции – с 38 до 47%, Великобритании – с 39 до 48%, Японии – с 51 до 58%.[9] Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны современного хозяйства. Если в прошлом прирост услуг определялся преимущественно потребительским спросом, то теперь, по оценкам, 50 – 80% прироста услуг в развитых странах обеспечивает спрос со стороны производства.  

       Расходы на услуги выросли  в крупную статью производственных  издержек фирм разной отраслевой  принадлежности. Так, в США за 1997 – 2003 гг. в частном секторе расходы только на деловые услуги в процентах к конечному продукту в частном секторе хозяйства выросли с 6,5 до 9,4%, в обрабатывающей промышленности – с 10,0 до 16,2%, в здравоохранении – с 4,4 до11,6%.[9] Подобные затраты особенно значительны в самих отраслях услуг и высокотехнологичных отраслях промышленности. 

     Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных  связей. Этот процесс, довольно медленный  на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия  получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики  и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических  отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных  экономических объединений и  организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.  

       Расширение позиций и структурное  усложнение сферы услуг происходит  как в результате возникновения  новых производств (таких как  компьютерные услуги, услуги электронных  информационных сетей, видеобизнес  и др.), так и путем «экстернализации»  услуг – выделения в самостоятельные  звенья хозяйственной структуры  операций, которые ранее были  составной частью производства  или домашнего хозяйства. «Экстернализация»  услуг – явление качественного  порядка, и оно не сводится  к механическому перемещению  операций из одной сферы в  другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.    

     2.2 Структура мировой торговли услугами

       Что касается региональной структуры  мировой торговли услугами, то  Северная Америка и Азия более  динамично увеличивали свое участие  в обмене услугами, чем Западная  Европа. Хотя Североамериканский  и Западноевропейский регионы  сохранили экспортную специализацию в этой сфере (Приложение 2).  

       Международный обмен услугами  осуществляется в основном между  развитыми странами и характеризуется  высокой степенью концентрации. В конце 90-х годов на них приходилось более 80% экспорта и импорта услуг, но уже в начале 2000-х годов вследствие выдвижения группы новых индустриальных стран – около 70%. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг) (Приложение 3).  

       Среди развивающихся стран в  международной торговле услугами  выделяются три группы стран.  К первой относятся новые индустриальные  страны, особенно азиатского региона.  Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно  выступают на мировом рынке  услуг, увеличив на протяжении  двух последних десятилетий ее  объемы более чем в 6 раз.  

       Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг  является главным направлением  развития экономики. Как правило,  это островные или малые государства.  Для них характерна ярко выраженная  специализация на туристических,  финансовых либо транспортных  услугах. В целом последние  два десятилетия эти страны  развивались по пути углубления  своей специализации.  

       Третья группа объединяет наименее  развитые страны, являющимися экспортерами  на мировой рынок преимущественно  сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран  и т.д.). Для них торговля услугами  во внешней торговле составляет  менее 10%.  

       Для государств Центральной и  Восточной Европы, Балтии и СНГ,  несмотря на некоторое наращивание  торговли услугами характерно  превышение ввоза услуг над  вывозом. В этом регионе наибольший  удельный вес в торговле услугами  принадлежит России, а наиболее  конкурентоспособны на мировом  рынке услуг Чехия, Польша и  Венгрия.  

       За период 1990 – 2009 гг. снижение объемов внешней торговли услугами наблюдалось лишь у некоторых африканских стран (Алжир, Бенин, Замбия, Габон, Конго, Камерун, Ливия, Нигерия) и стран Ближнего Востока (Иран и Саудовская Аравия).   

       При общей поступательной динамике  услуг наблюдаются и четко  выраженные отраслевые различия. По динамике и во внешнеторговой  сфере  лидирует комплекс деловых услуг: их доля в экспорте услуг из развитых стран возросла за этот период с 28 до 44%. Это службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. В США в деловых услугах занято более 11 млн. работников, Японии – около 3 млн., Великобритании – 1,5 млн., Германии – 1,4 млн., Франции – 0,6 млн. человек.[12]  

       Быстрее всего в этой отрасли  развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой  экономики и, в конечном счете,  определяющие конкурентоспособность  страны на мировом рынке. Компьютеризация и информатизация экономического пространства выходят на одно из ведущих мест в современной мировой инфраструктуре. Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение «кто владеет информацией, тот владеет миром». В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал. Значительное увеличение спроса на информацию началось в 80-х – начале 90-х гг. в условиях замедления темпов экономического развития, ухудшения положения на мировых товарных рынках и обострения конкурентной борьбы. Многие фирмы начали ощущать нехватку информации для управления деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вызвано также общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации. Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное оборудование в последние годы оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой торговли.   

       Ведущие позиции во внедрении  и использовании электронно-вычислительной  техники и информационных технологий  занимают промышленно развитые  страны, на долю которых в 2005 г. приходилось 80% всего мирового компьютерного парка. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в товарной торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли – продажи информационных услуг в которой в 2005 г. оценивался в 3,5 млрд. долларов, т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В настоящее время в промышленно развитых странах наступает новая эпоха – сетевой компьютеризации. Мощный толчок этому процессу дает транснациональная сеть Интернет. По данным ОЭСР, услугами Интернет пользуется каждый 15-ый гражданин стран-членов этой организации (в Финляндии, государстве-лидере, каждый четвертый, в США – каждый шестой, Великобритании – каждый 18-ый, Германии – 25-ый, Франции и Японии – 60-ый).[12] Следует признать необычайно высокую скорость распространения новой технологии.  

       Новая информационная технология, представленная услугами Интернет, получила широкое признание в  деловой сфере, где наибольшей  популярностью пользуется электронная  почта, экономическая отдача которой  наиболее наглядна. Полезность web-страниц  в качестве инструмента маркетинга  уже не вызывает сомнений. Они  имеют неограниченный потенциал  в рекламе предлагаемых компаниями  продуктов и услуг.  Но поиск эффективных направлений использования услуг Интернет в бизнесе только начинается, и в недалекой перспективе следует ожидать разработки новых видов услуг сети, специализируемых для нужд различных секторов экономики.   

       Еще одним видом услуг на  мировом рынке является реклама.  Реклама играет значительную  роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных  рынках действует сейчас большое  количество фирм, которым необходимо  рекламировать свою продукцию.  В то же время реклама из  придатка к торговле превратилась  в самостоятельную, очень прибыльную  сферу бизнеса.

     В динамичное ядро рассматриваемой сферы  во многих странах входят также связь  и телекоммуникации. В первую десятку стран, которые имеют наиболее развитые системы связи и телекоммуникаций, отвечающие мировым стандартам, входят Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания, США, Гонконг, Швеция, Турция, Норвегия, Канада.   

Информация о работе Услуги на мировом рынке