Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:47, курсовая работа
Целью работы выявление особенностей влияния экономического роста на условия торговли.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Ознакомиться с понятием мировой торговли;
2. Проанализировать роль торговли для страны (на примере России);
3. Дать определение и характеристику условий торговли;
Введение 3
1. Международная торговля товарами и услугам 5
1.1. Структура международной торговли 8
1.2. Тенденции развития международной торговли 12
1.3. Роль России в международной торговле 15
2. Инструменты анализа международной торговли 21
2.1. Условия торговли 21
2.2. Типы экономического роста 25
Заключение 31
Список использованных источников 32
Возрождение реального сектора российской экономики в этих условиях, по мнению многих специалистов, может быть осуществлено посредством расширения и укрепления экономических, научно-технических, культурных связей с мировым сообществом, максимального использования в своих интересах тех новых маркетинговых возможностей, которые открываются процессами глобализации, в первую очередь в тех российских регионах, которые привлекательны для иностранных предпринимателей высоким уровнем своего экономического, в частности экспортного, потенциала.
2. Инструменты анализа международной торговли
Теория общего равновесия в международной торговле позволяет изучать не только саму торговлю, но и то воздействие, которое оказывает на экономический рост и распределение доходов между странами.
2.1. Условия торговли
Взаимозависимость, основанная на изменении относительных цен, выражается через понятие условий торговли.
Условия торговли (terms of trade) – соотношение импортных и экспортных цен определенного товара, страны в целом, группы стран13.
Соотношение цен может быть выражено через соотношение экспортных и импортных цен на определенный товар, если интерес представляет только данный товар, или через соотношение индекса экспортных и индекса импортных цен в целом, если изучается внешняя торговля всеми товарами. Если - индекс экспортных цен, - индекс импортных цен, Qx- количественный объем экспорта, - количественный объем импорта, RS- относительное предложение товаров на экспорт и RD – относительный спрос на импортные товары, то графически условия торговли представляются следующим образом:
Расположение кривой относительного предложения товаров на экспорт, свидетельствует, что при росте относительной совокупной цены экспортных товаров относительный количественный объем экспорта по сравнению с количественным объемом импорта будет увеличиваться. Расположение кривой относительного спроса на импортные товары показывает обратную зависимость: при росте относительной цены импорта относительный спрос на импортные товары будет сокращаться. Относительная цена (Px/Pim), возникающая на пересечении кривых относительного спроса на импорт и относительного предложения товаров на экспорт в точке А при их относительном количестве (Qx/Qim), представляет собой условия торговли.
Условия торговли отражают соотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и на импорт каждой страны. Они рассчитываются на базе соотношения индекса экспортных и импортных цен каждой стран и являются важнейшим ориентиром для их внешнеэкономической политики в целом и внешнеторговой политики в частности. Индекс условий торговли, равный 100 означает равенство цен экспорта и импорта. Растущий индекс условий торговли (т.е. больше 100) показывает, что при росте совокупной цены экспорта страны по сравнению с совокупной ценой импорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все больше импортных товаров. Поскольку больший объем импорта становится возможным взамен прежнего количества экспорта, благосостояние страны возрастает. Падающий индекс условий торговли (меньше 100) показывает, что при росте совокупной цены импорта страны по сравнению с совокупной ценой экспорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все меньше импортных товаров. Поскольку меньший объем импорта становится возможным взамен прежнего количества экспорта, благосостояние страны сокращается.
Это соотношение относительного спроса и предложения справедливо и для любого конкретного товара, и для страны в целом. Очевидно, что любые сдвиги кривых относительного спроса и относительного предложения приведут к изменению параметров либо экономического роста, либо перераспределения доходов между странами. Поэтому условия торговли, как экономический показатель, могут принимать следующие формы:
Индекс цен равен (ТоТ):
Индекс цен равен:
Иными словами условия торговли по доходу представляют собой отношение индекса общей выручки за экспорт, или индекса стоимости экспорта и индекса цены на импорт. Этот показатель количественно определяет основанную на экспорте способность страны импортировать товары, а не просто взаимосвязь цен на экспорт и импорт. Рост условий по доходу ТоТ показывает, что экспортная выручка страны позволяет ей приобретать большее количество импортных товаров. С точки зрения менее развитых стран импорт средств производства и технологических товаров в будущем приведет к росту производства в стране и поэтому весьма важен для развития страны.
С течением времени товарные условия торговли и условия торговли по доходу не обязательно изменяются в одном направлении, поскольку, например, снижение отношения может быть значительно компенсировано ростом величины экспорта Qx. Но, естественно, спал товарных условий торговли в стране также может быть усилен спадом величины экспорта, так что условия торговли по доходу снизятся в большей степени, чем товарные условия торговли.
2.2. Типы экономического роста
Связь международной торговли с экономическим ростом всегда являлась предметом серьезных дискуссий. С одной стороны, увеличение производства может привести к расширению предложения более дешевых товаров на экспорт и завоеванию новых рынков, но, с другой стороны, тем самым за рубеж через более дешевые экспортные цены уходят те преимущества, которые возникают в стране в результате ускорения экономического роста.
Экономический рост — это увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое, прежде всего, такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Экономический рост измеряется темпами роста или прироста этих показателей за определенный период времени (отношение показателей в конце и в начале периода или отношение прироста показателя к его начальному значению)15.
Рост с точки зрения воздействия экономического роста на международную торговлю, он может быть нейтральным, экспорторасширяющим или импортозамещающим. Воздействие роста на международную торговлю определяется тем, какие факторы производства возрастают – импортозамещающие или экспорторасширяющие.
Представим, что и первая, и вторая страна, как и прежде, производят только два товара - товар 1 и товар 2 (см.рис.1.) Отложим по горизонтальной оси относительное количество товара 1 с учетом его прироста (Q1+Q1`)/(Q2+Q2`), а по вертикальной – относительную цену (P1/P2). Пусть впервой стране резко увеличивается производство экспортного товара 1, то есть растет его предложение и в результате относительное производство товара 2 сокращается. Кривая относительного предложения передвигается от RS к RS’ . Относительная цена товара 1 падает с (P1/P2) до (P1/P2)`, как показано на графике (а). Цены экспорта падают, а импорта – растут. Это означает, что условия торговли первой страны ухудшились. Важным является не то, в какой стране начался рост, а то, производство какого товара увеличивается. Если бы производство товара 1 увеличилось во второй, а не в первой стране, воздействие этой тенденции на кривую относительного предложения было бы таким же.
Рис. 1.Экспорторасширяющий и импортозамещающий рост.
Экспотрорасширяющий рост (export-basied growth) – расширение производства товара, который страна экспортирует, ведущее к ухудшению условий торговли страны в пользу ее торговых партнеров16.
Экспорторасширяющий рост определяется увеличением производства товара экспорта в каждой из стран – в данном случае товара 1 в первой стране и товара 2 во второй. Рост их предложения на мировой рынок приводит к снижению относительных цен, поскольку каждая страна вынуждена продавать на экспорт все больше своих экспортных товаров, относительная цена которых падает, чтобы покупать прежнее количество импортных товаров, относительная цена которых растет. В результате экспорторасширяющий рост приводит к ухудшению условий торговли данной страны и их улучшению в странах – торговых партнерах.
С другой стороны, если в первой или во второй стране увеличится производство импортируемого товара 2 или 1, соответственно, то кривая относительного предложения сдвинется влево от RS к RS’. В результате относительная цена товара 1 возрастет с (P1/P2) до (P1/P2)`на графике (б), что означает улучшение условий торговли для первой страны и их ухудшение для второй.
Импортозамещающий рост (import-biased growth) - расширение производства товара, который страна импортирует, ведущее к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам17.
Импортозамещающий рост определяется увеличением производства в каждой из стран товаров, конкурирующих с импортом,- в данном случае товара 2 в первой стране и товара 1 во второй. Рост их внутреннего производства приводит к росту относительных цен экспорта и падению относительных цен импорта, поскольку каждая страна импортирует все меньше традиционно импортных товаров, производя их самостоятельно. В результате снижения спроса на импорт падают цены на импортные товары, и тем самым импортозамещающий рост приводит к улучшению условий торговли данной страны и их ухудшению в странах - торговых партнерах.
Воздействие экономического роста на условия торговли отдельной страны представлены на таблице:
Тип роста |
В стране |
В остальном мире |
Экспорторасширяющий |
Ухудшает ее условия торговли |
Улучшает условия торговли других стран |
Импортозамещающий |
Улучшает ее условия торговли |
Ухудшает условия торговли других стран |
На сколько выгоден для данной страны экономический рост в странах – ее торговых партнерах, принципиально зависит от того, какого типа - экспорторасширяющий или импортозамещающий - рост имеет место.
Взаимосвязь можно представить следующим образом:
Для конкретной страны выгоден импортозамещающий тип внутриэкономического роста и экспорторасширяющий тип роста в остальном мире, который улучшает ее условия торговли с остальным миром. Экспорторасширяющий тип внутриэкономического роста и импортозамещающий рост в остальном мире ухудшают условия торговли данной страны.
Влияние роста предложения на условия торговли возникает только тогда, когда рост не сбалансирован между странами – в одних странах какие-то факторы производства растут быстрее, в других медленнее. Если же представить практически невероятный случай, когда рост всех факторов во всех странах происходит в одинаковом темпе, то возникает ситуация нейтрального роста. Нейтральный рост торговли – это увеличение физического объема международной торговли без изменения условий торговли между странами.
Разрабатывая внешнеэкономическую политику и поощряя рост факторов производства, правительства страны имеют выбор между экспорторасширяющей и импортозамещающей политикой. Этот выбор имеет смысл только в случае, если страна достаточно велика, чтобы изменение относительных цен внутри нее оказывало воздействие на цены международной торговли. Стимулирование инвестиций в импортозамещающий рост (производство национальных товаров, которые напрямую конкурируют с импортом) весьма предпочтительно, поскольку понижает цены на товары, которые страна импортирует, и улучшает ее условия торговли. Стимулирование инвестиций в экспорторасширяющий рост (производство товаров, поставляемых на экспорт) снижает относительную цену экспорта и ухудшает условия торговли. Таким образом, при условии, если страна достаточно велика и может оказывать влияние на мировые цены, предпочтительным является импортозамещающий, а не экспорторасширяющий тип роста.
Рассмотрим случаи, когда страна в случаях с малой или большой экономикой участвует в торговле. Предположим, что страна имеет малую экономику и не может влиять на мировые цены, которые остаются постоянными. Что случается с производством в этом случае? Производство представляет собой увеличение выпуска трудоемких товаров и уменьшение в выпуске капиталоемких товаров. Если трудоемкий товар является экспортным, это будет экспортноориентированный эффект производства; если трудоемкий товар является импортируемым, рост в рабочей силе превзойдет этот эффект производства. Увеличение рабочей силы не затрагивает относительные мировые цены в случае с малой экономикой. Увеличенная доступность рабочей силы будет вести к расширению выпуска трудоемких товаров. Общее влияние на торговлю будет зависеть также от производства и потребления.
Влияние роста на торговлю основывалось на условии, что страна не может влиять на международные условия торговли. Однако страна может влиять на мировые цены товаров, если это достаточно большой потребитель или производитель. В этом случае для рассмотрения экономического роста нужно также принять во внимание возможное влияние роста на условия внешней торговли.
Если предположить, что мы имеем дело с «большой» экономикой, той, которая может повлиять на цены мирового рынка. Общее влияние на торговлю заключается в том, что в экономике повышается спрос на импорт, и она поставляет большее количество товара на экспорт при текущих условиях международных цен.
В результате роста эта страна изменяет ее «предложение» на особый набор цен на мировом рынке. Это увеличение предложения экспортных товаров и увеличение спроса на импортные товары будет оказывать влияние на изменение международных условий торговли. Это увеличение относительной цены импорта эффективно уменьшает возможный выигрыш роста и торговли, поскольку страна теперь потребляет меньшее количество импорта на единицу своего экспорта. Таким образом, некоторый выигрыш от роста возмещен ухудшением в условиях торговли. Чтобы быть выгодным для большой торгующей экономики, эти отрицательные эффекты условий торговли не должны полностью затмить положительные эффекты роста.
Информация о работе Условия торговли и типы экономического роста