Условия торговли и типы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы выявление особенностей влияния экономического роста на условия торговли.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Ознакомиться с понятием мировой торговли;
2. Проанализировать роль торговли для страны (на примере России);
3. Дать определение и характеристику условий торговли;

Содержание

Введение 3
1. Международная торговля товарами и услугам 5
1.1. Структура международной торговли 8
1.2. Тенденции развития международной торговли 12
1.3. Роль России в международной торговле 15
2. Инструменты анализа международной торговли 21
2.1. Условия торговли 21
2.2. Типы экономического роста 25
Заключение 31
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

условия торговли и типы экономического роста.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика и ВЭД»

на тему: «Условия торговли и типы экономического роста»

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

  1. Международная торговля товарами и услугам 5
    1. Структура международной торговли 8
    2. Тенденции развития международной торговли 12
    3. Роль России в международной торговле 15
  2. Инструменты анализа международной торговли 21
    1. Условия торговли 21
    2. Типы экономического роста 25

Заключение 31

Список использованных источников 32

 

ВВЕДЕНИЕ

Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. По своим масштабам и функциям мировая торговля сохраняет важную роль. Она опосредует практически все виды международного сотрудничества, включая совместную экономическую деятельность субъектов мирового хозяйства. Любая страна в мире продает и покупает те или иные товары, оказывает различные услуги. Торговля является существенным источником дохода для всех стран и создает условия для экономического роста.

Экономический рост занимает особое место в экономике любой страны. Это связано с тем, что: во-первых, экономический рост определяет уровень экономического развития страны, степень удовлетворения потребностей и уровень жизни; во-вторых, экономический рост определяет место страны среди других стран мира, ее конкурентоспособность, возможности влияния на мировое экономическое и политическое развитие; в-третьих, экономический рост определяет перспективы развития страны во всем их многообразии. Экономический рост тесно взаимосвязан с условиями торговли страны. Поэтому вопросы, связанные с экономическим ростом и условиями торговли являются актуальными.

В соответствии с названием темы курсовой, автор ставит целью работы выявление особенностей влияния экономического роста на условия торговли.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

    1. Ознакомиться с понятием мировой торговли;
    2. Проанализировать роль торговли для страны (на примере России);
    3. Дать определение и характеристику условий торговли;
    4. Рассмотреть понятие, виды экономического роста.

 

1. Международная торговля товарами и услугами

Международная торговля – это система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира1. Эта старейшая и первая форма международных связей. Мировая торговля, зародившаяся несколько веков назад, внесла неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации. Будучи исторически первой и основной формой международных экономических отношений, она способствовала возникновению и развитию других их форм, включая вывоз капитала и деятельность транснациональных корпораций, международные валютные и кредитные отношения, обмен патентами, лицензиями и передачу технологий, международные перевозки и страхование, производственное и научно-техническое сотрудничество, международную специализацию и кооперирование производства и услуг. В настоящее время невозможно представить развитие, и даже существование любого государства и народа без внешней торговли и их участия в той или иной степени в международном разделении труда. Более того, от состояния дел во внешней торговле в решающей степени зависит благополучие мировой экономики, процветание отдельных народов и даже граждан.

При торговле товарами и услугами на внешнем рынке в качестве покупателей и продавцов могут выступать частные лица, компании, государственные учреждения и государства в целом. Товары и услуги пересекают государственные границы, следуя от продавца к покупателю. Такое перемещение товаров представляет собой формы международной торговли. Форма торговли рассматриваются как способ существования и выражения содержания коммерческих операций2. Основу традиционных форм международной торговли составляют экспортно-импортные сделки купли-продажи товаров. К ним относятся импорт, экспорт, реимпорт, реэкспорт.

Импорт представляет собой форму международной торговли, которая связана с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя для последующей их продажи на внутреннем рынке. Под импортом понимается ввоз в страну товаров иностранного происхождения, из свободных зон/свободных складов/, а также ввоз товаров для переработки под таможенным контролем3.

Реимпорт представляет собой ввоз в страну ранее вывезенного в режиме экспорта товара, который не подвергался за рубежом переработке, без уплаты таможенных пошлин и налогов. Основными причинами возврата товаров являются возврат непроданных товаров, возврат дефектных товаров, ликвидация или банкротство партнера.

Экспорт представляет собой форму международной торговли, которая связана с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их иностранному контрагенту. Наличие контракта и пересечение товара через границу являются основными признаками экспорта. По данным ВТО крупнейшими экспортерами в мире являются Европейский Союз, США, КНР, Япония4.

Реэкспорт представляет собой особую форму экспорта. Ее предметом является экспорт ранее импортированного товара, который не подвергался значительной переработке.

В современной мировой экономике торговля по своим масштабам и функциям сохраняет важнейшее значение. Главными ее функциями являются:

    • определение объема и структуры мирового производства;
    • развитие международного разделения труда;
    • посредничество в различных видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность, международный обмен технологиями и др.)5

 

 

Значение мировой торговли для развития национальной экономики:

    • преодолеваются ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
    • увеличиваются возможности повышения темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что ведет к росту производительности труда и доходов;
    • повышается уровень международной специализации страны.

Необходимость развития международной торговли, системы отношений по международному обмену товарами и услугами может быть обусловлена множеством причин:

    • ни одна страна в мире не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей;
    • каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие состав ВВП;
    • торговля является существенным источником дохода для всех стран и создает условия для экономического роста.

 Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия, связанные с ним издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство которых обходится слишком дорого. Поэтому причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

Страна может осуществлять выгодные сделки, активно участвовать в торговле и повысить свое благосостояние для того, чтобы понять как это сделать необходимо уделить особое внимание в структуре торговли, и условиях, посмотреть как это влияет на экономический рост.

1.1. Структура международной торговли

Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения (географическая структура) и товарного наполнения (товарная структура).

Географическая структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку6. К примеру, в географической структуре крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский Союз (ЕС), на долю которого в I квартале 2009 г. приходилось 49,0 % российского товарооборота (в I квартале 2008 года – 53,7 процента). В I квартале текущего года товарооборот со странами-членами ЕС снизился на 49,0 %, в том числе экспорт – на 52,9 %, импорт – 38,6 процента.

Структура внешнеторгового оборота России по данным таможенной статистики I квартала 2009 года представлена на диаграмме7:

 

 

Территориальная географическая структура торговли обычно обобщает данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света (Африка, Азия, Европа) либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны).

Организационная физическая структура показывает распределение международной торговли либо между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим объединениям (страны Европейского союза, страны СНГ, страны АСЕАН), либо между странами, выделенными в определенную группу в соответствии с тем или иным аналитическим критерием (страны-экспортеры нефти).

В последние двадцать лет практически неизменной сохраняется доля основных групп стран в международной торговле. К таким странам относятся: промышленно развитые страны (это США, все страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль), доля которых в международной торговле составляет 70-76 %; развивающиеся страны, доля которых – 20-24 %; бывшие социалистические страны – 6-8 %.

Таким образом, на долю промышленно развитых стран приходится ¾ всего торгового оборота, включая услуги. В основном эти страны ведут торговлю между собой и только ¼ торговли приходится на развивающиеся страны. При этом промышленно развитые страны выступают экспортерами высокотехнологичных и наукоемких товаров, тогда как развивающиеся страны специализируются на экспорте сырья. Так страны ОПЕК специализируются на экспорте нефти, Чили, Замбия, Заир - на экспорте меди, Гвинея, Бразилия – на экспорте бокситов. В последние годы к экспорту высокотехнологичной продукции подключились так называемые «новые индустриальные страны», к числу которых относятся Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур и др.

Доля стран СНГ в мировом товарообороте составляет около трех процентов, в то время как доля США составляет 10-11 %.

В последние годы к США приблизилась Германия, которая по экспорту товаров превзошла Соединенные штаты. Главным центром международной торговли стала Западная Европа (Европейский Союз). В 2005 году ее экспорт более чем в три раза превысил экспорт США. По-прежнему высокое место в международной торговле занимает Япония. Значительно возросла роль в международной торговле Китайской Народной Республики.

Данные о товарной структуре международной торговли в мире в целом очень неполные. Обычно для классификации отдельных товаров в международной торговле используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров, либо Стандартная международная классификация ООН. Наиболее значимой тенденцией являются рост удельного веса торговли продукцией обрабатывающей промышленности, на которую к середине 90-х годов приходилось около ¾ стоимостного объема мирового экспорта, и сокращение удельного веса сырья и продовольствия, занимающих примерно ¼

Эта тенденция характерна как для развитых стран, так и для развивающихся стран и является следствием внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий. Наиболее значительной группой товаров в рамках продукции обрабатывающей промышленности являются оборудование и транспортные средства (до половины экспорта товаров этой группы), а также прочие промышленные товары – химические товары, черные и цветные металлы, текстиль. В рамках сырьевых и продовольственных товаров наиболее крупные товарные потоки составляют продовольствие и напитки, минеральное топливо и прочее сырье, исключая топливо.

Итак, исходя из стандартной модели международной торговли, возможно определить количественно все ее основные параметры. Судя по номинальным стоимостным объемам, международная торговля продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений. Темпы роста международной торговли стабильно превышают темпы роста мирового промышленного производства; темпы роста международной торговли развивающихся стран в среднем выше темпов роста международной торговли развитых стран. Экспорт и импорт рассчитываются для каждой страны в натуральных и стоимостных показателях. Стоимостные показатели торговли обычно рассчитываются в национальной валюте и переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Экспорт рассчитывается на базе ФОБ (FOB-free on board-свободно на борту), импорт – на базе СИФ (CIF-стоимость, страхование и фрахт). Индустриальные страны занимают примерно 2/3 стоимостного объема мирового экспорта, тогда как на развивающиеся государства, включая страны с переходной экономикой, приходится примерно 1/3 мирового экспорта. В товарной структуре мирового экспорта более 2/3 приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, причем ее удельный вес увеличивается, и около 1/3- на сырьевые и продовольственные товары.

Информация о работе Условия торговли и типы экономического роста