Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:57, реферат
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.
Введение………………………………………………………………………………………….
Глава 1. я….
Основные показатели уровня жизни населения России………………………..
1.1. Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы……………………………………………………………………………………….
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения………………………………………….
1.3. Совокупные показатели потребления……………………………………………………..
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России………………………………………….
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………………..
2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………………..
2.3. Анализ потребления………………………………………………………………………...
Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России…………………….
3.1. Программа повышения уровня жизни населения…………………………………………
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения………………….
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населени
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………………………
Индекс потребительских цен измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.
Расчет производится еженедельно, ежемесячно, нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в государственной, муниципальной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Российской Федерации. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике.
Таблица 9
Индексы цен на отдельные группы товаров (декабрь к декабрю предыдущего года; в разах)
| 2003 | 2004 | 2005 |
Все товары | 8,3 | 2,9 | 2,2 |
Продовольственные товары | 9,0 | 3,1 | 2,2 |
Мясо и птица | 11,9 | 2,8 | 2,3 |
Колбасные изделия | 12,2 | 3,0 | 2,2 |
Мясные консервы | 6,6 | 2,7 | 2,1 |
Рыбопродукты | 8,4 | 3,0 | 2,1 |
Масло животное | 7,1 | 5,1 | 1,5 |
Масло растительное | 7,8 | 3,8 | 1,9 |
Молоко и молочные продукты | 13,1 | 4,2 | 2,3 |
Сыр | 8,4 | 3,4 | 2,4 |
Яйца | 11,5 | 3,8 | 2,1 |
Сахар-песок | 6,0 | 3,2 | 2,0 |
Кондитерские изделия | 7,3 | 2,8 | 2,1 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 10,6 | 4,1 | 3,2 |
Крупа и бобовые | 4,8 | 4,0 | 2,9 |
Макаронные изделия | 8,0 | 4,1 | 2,4 |
Алкогольные напитки | 7,5 | 2,2 | 2,3 |
Непродовольственные товары | 7,4 | 2,7 | 2,2 |
Хлопчатобумажные ткани | 6,0 | 2,9 | 3,1 |
Шерстяные ткани | 5,2 | 2,5 | 2,6 |
Шелковые ткани | 5,2 | 2,4 | 2,7 |
Льняные ткани | 4,8 | 2,6 | 2,9 |
Одежда | 7,4 | 2,7 | 2,2 |
Верхний трикотаж | 5,8 | 2,3 | 1,9 |
Бельевой трикотаж | 9,0 | 2,7 | 2,5 |
Чулочно-носочные изделия | 9,0 | 3,3 | 2,3 |
Кожаная, текстильная и комбинированная обувь |
6,8 |
2,3 |
2,1 |
Моющие средства | 10,0 | 4,6 | 2,1 |
Парфюмерия | 6,2 | 3,5 | 2,1 |
Галантерея | 9,1 | 2,5 | 2,1 |
Табачные изделия | 4,1 | 1,9 | 2,8 |
Телерадиотовары | 4,6 | 2,4 | 1,7 |
Электротовары | 5,4 | 2,4 | 2,0 |
Строительные материалы | 10,8 | 3,2 | 2,5 |
Мебель | 6,7 | 2,7 | 2,2 |
Часы | 5,7 | 2,4 | 2,3 |
Ювелирные изделия | 6,9 | 2,7 | 1,9 |
Таблица 10
Индексы цен (тарифов) на отдельные группы платных услуг населению (декабрь к декабрю предыдущего года; в %).
| 2004 | 2005 |
|
|
Платные услуги населению - всего | 622 | 332 |
|
|
в том числе бытовые |
332 |
221 |
|
|
пассажирского транспорта | 799 | 300 |
|
|
Связи | 762 | 318 |
|
|
жилищно – коммунальные | 1044 | 492 |
|
|
жилищного хозяйства | 1328 | 379 |
|
|
Коммунальные | 986 | 516 |
|
|
по содержанию детей в дошкольных учреждениях | 404 | 270 |
|
|
учреждений культуры | 464 | 211 |
|
|
туристско-экскурсионные | 350 | 202 |
|
|
санаторно-курортных и оздоровительных учреждений | 346 | 259 |
|
|
Здравоохранения | 393 | 263 |
|
|
физической культуры и спорта | 370 | 262 |
|
|
правового характера | 295 | 298 |
|
|
Таблица 11
Распределение населения по среднедушевому денежному доходу в 2005 году.
| Млн. человек | В % к итогу |
1 | 2 | 3 |
Все население | 148,2 | 100 |
в том числе со среднедушевым денежным доходом в месяц, тыс.руб. до 100,0 |
2,9 |
2,0 |
100,1-150,0 | 7,5 | 5,0 |
150,1-200,0 | 11,0 | 7,5 |
200,1-250,0 | 12,6 | 8,5 |
250,1-300,0 | 12,9 | 8,7 |
300,1-350,0 | 12,2 | 8,2 |
350,1-400,0 | 11,2 | 7,5 |
400,1-450,0 | 10,0 | 6,8 |
450,1-500,0 | 8,8 | 5,9 |
500,1-600,0 | 14,3 | 9,7 |
600,1-700,0 | 10,7 | 7,2 |
700,1-800,0 | 8,0 | 5,4 |
800,1-900,0 | 6,0 | 4,1 |
900,1-1000,0 | 4,5 | 3,0 |
1000,1-1100,0 | 3,4 | 2,3 |
1100,1-1200,0 | 2,6 | 1,7 |
1200,1-1300,0 | 2,0 | 1,3 |
1300,1-1400,0 | 1,5 | 1,0 |
1400,1-1500,0 | 1,2 | 0,8 |
свыше 1500,0 | 4,9 | 3,4 |
2.2. Анализ дифференциации доходов населения.
В течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация. Реальные доходы населения систематически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных товаров, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения. Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность). Скажем, если семья взяла деньги в банке, чтобы купить магазин и вернула банку пока только 50% долга и процентов на одолженные деньги, то в состав ее богатства войдет соответственно только 50% цены этого магазина.
Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом. Коэффициент Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 2005 году на 10% наиболее обеспеченного населения приходится 33,1%денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имеют всего 2,5% денежных доходов.[12 ]В феврале 2005 на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 29,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,7%. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению. В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.
По величине разрыва в уровне доходов Россия попала в зону повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией доходов за счёт предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных слоев населения.
Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 2004 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 178, 5% от среднего общероссийского уровня, органов управления - 134, 9%, тогда как заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования -54, 3%, культуры - 56, 6%, здравоохранения - 66,8%, науки и научного обслуживания-90,1%.[13]
Неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.
В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.
В сентябре, в газете "Ведомости" появился материал, в котором со ссылкой на исследование маркетингового агентства Interactive Research Group, говорилось о том, что потребительский рынок России на 100 миллиардов долларов (на 60-70%) больше, чем его оценивает Госкомстат. На это "Ведомостям" счел необходимым ответить сам председатель Госкомстата Владимир Соколин: "Непонятно, по какой методике они считают. Если полагаться на их выводы, то ВВП России должен оказаться примерно в два раза больше, равно как и объем денежной массы, рассчитываемый Центральным банком"
2.3. Анализ потребления.
Используя соотношения цен на товары для разных групп населения можно эффективно контролировать присутствие на потребительском рынке малосостоятельных контингентов покупателей и динамику изменения их доли в общей численности потребителей. Так среди спиртных напитков эффективным индикатором выступает отношение цены на шампанское к цене на водку. В группе безалкогольных напитков имеется существенная разница в спросе состоятельных и бедных слоев населения на импортные напитки с одной стороны, отечественные напитки и минеральную воду, с другой. Такими же индикаторами являются соотношения цен на полукопченую колбасу или мясные консервы с ценами на вареную колбасу; цен на сметану и цен на молоко; соответственно - цен твердых и плавленных сыров; натуральных рыбных консервов и консервов в томате.