Уровень жизни населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….



Глава 1. я….

Основные показатели уровня жизни населения России………………………..



1.1. Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы……………………………………………………………………………………….

1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения………………………………………….

1.3. Совокупные показатели потребления……………………………………………………..



Глава 2. Анализ уровня жизни населения России………………………………………….



2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………………..

2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………………..

2.3. Анализ потребления………………………………………………………………………...



Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России…………………….



3.1. Программа повышения уровня жизни населения…………………………………………

3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения………………….

3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населени

Заключение…………………………………………………………………………………….



Список используемой литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

уровень жизни населения.doc

— 634.00 Кб (Скачать)

 

     Индекс потребительских цен измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.

    Расчет производится еженедельно, ежемесячно, нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в государственной, муниципальной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Российской Федерации. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике.


                                                                                                                                            Таблица 9

Индексы цен на отдельные группы товаров (декабрь к декабрю предыдущего года; в разах)

 

2003

2004

2005

Все товары

8,3

2,9

2,2

Продовольственные товары

9,0

3,1

2,2

Мясо и птица

11,9

2,8

2,3

Колбасные изделия

12,2

3,0

2,2

Мясные консервы

6,6

2,7

2,1

Рыбопродукты

8,4

3,0

2,1

Масло животное

7,1

5,1

1,5

Масло растительное

7,8

3,8

1,9

Молоко и молочные продукты

13,1

4,2

2,3

Сыр

8,4

3,4

2,4

Яйца

11,5

3,8

2,1

Сахар-песок

6,0

3,2

2,0

Кондитерские изделия

7,3

2,8

2,1

Хлеб и хлебобулочные изделия

10,6

4,1

3,2

Крупа и бобовые

4,8

4,0

2,9

Макаронные изделия

8,0

4,1

2,4

Алкогольные напитки

7,5

2,2

2,3

Непродовольственные товары

7,4

2,7

2,2

Хлопчатобумажные ткани

6,0

2,9

3,1

Шерстяные ткани

5,2

2,5

2,6

Шелковые ткани

5,2

2,4

2,7

Льняные ткани

4,8

2,6

2,9

Одежда

7,4

2,7

2,2

Верхний трикотаж

5,8

2,3

1,9

Бельевой трикотаж

9,0

2,7

2,5

Чулочно-носочные изделия

9,0

3,3

2,3

Кожаная, текстильная и комбинированная обувь

 

6,8

 

2,3

 

2,1

Моющие средства

10,0

4,6

2,1

Парфюмерия

6,2

3,5

2,1

Галантерея

9,1

2,5

2,1

Табачные изделия

4,1

1,9

2,8

Телерадиотовары

4,6

2,4

1,7

Электротовары

5,4

2,4

2,0

Строительные материалы

10,8

3,2

2,5

Мебель

6,7

2,7

2,2

Часы

5,7

2,4

2,3

Ювелирные изделия

6,9

2,7

1,9

 


                                                                                                                                                          Таблица 10

Индексы цен (тарифов) на отдельные группы платных услуг населению (декабрь к декабрю предыдущего года; в %).

 

 

2004

2005

 

 

Платные услуги населению - всего

622

332

 

 

в том числе

бытовые

 

332

 

221

 

 

пассажирского транспорта

799

300

 

 

Связи

762

318

 

 

жилищно – коммунальные

1044

492

 

 

жилищного хозяйства

1328

379

 

 

Коммунальные

986

516

 

 

по содержанию детей в дошкольных учреждениях

404

270

 

 

учреждений культуры

464

211

 

 

туристско-экскурсионные

350

202

 

 

санаторно-курортных и оздоровительных учреждений

346

259

 

 

Здравоохранения

393

263

 

 

физической культуры и спорта

370

262

 

 

правового характера

295

298

 

 

 

                                                                                                                                                          Таблица 11

Распределение населения по среднедушевому денежному доходу в 2005 году.

 

 

Млн. человек

В % к итогу

1

2

3

Все население

148,2

100

в том числе со среднедушевым денежным доходом в месяц, тыс.руб.

до 100,0

 

 

2,9

 

 

2,0

100,1-150,0

7,5

5,0

150,1-200,0

11,0

7,5

200,1-250,0

12,6

8,5

250,1-300,0

12,9

8,7

300,1-350,0

12,2

8,2

350,1-400,0

11,2

7,5

400,1-450,0

10,0

6,8

450,1-500,0

8,8

5,9

500,1-600,0

14,3

9,7

600,1-700,0

10,7

7,2

700,1-800,0

8,0

5,4

800,1-900,0

6,0

4,1

900,1-1000,0

4,5

3,0

1000,1-1100,0

3,4

2,3

1100,1-1200,0

2,6

1,7

1200,1-1300,0

2,0

1,3

1300,1-1400,0

1,5

1,0

1400,1-1500,0

1,2

0,8

свыше 1500,0

4,9

3,4

 


2.2. Анализ дифференциации доходов населения.

 

  В течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в до­ходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их струк­тура, явно усилилась дифференциация. Реальные доходы населения система­тически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных то­варов, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения. Рас­полагающие же более значительными доходами группы населения, как прави­ло, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, се­мья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность). Скажем, если семья взяла деньги в банке, чтобы купить магазин и вернула банку пока только 50% долга и процентов на одолженные деньги, то в состав ее богатства войдет соответственно только 50% цены этого магазина.

    Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом. Коэффициент Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 2005 году на 10% наиболее обеспеченного населения приходится 33,1%денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имеют всего 2,5% денежных доходов.[12 ]В феврале 2005 на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходи­тся 29,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обес­печенного населения - 2,7%. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению. В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.

       По величине разрыва в уровне доходов Россия попала в зону повышенно­го риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией доходов за счёт предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной сте­пени сводится к сокращению численности бедных слоев населения.

Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости на­ступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось по­давляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 2004 году средняя заработная плата работников системы кредито­вания, финансов, страхования достигла 178, 5% от среднего общероссийского уровня, органов управления - 134, 9%, тогда как заработная плата сельскохо­зяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования -54, 3%, культуры - 56, 6%, здравоохранения - 66,8%, науки и научного обслу­живания-90,1%.[13]

   Неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.

    В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.

    В сентябре, в газете "Ведомости" появился материал, в котором со ссылкой на исследование маркетингового агентства Interactive Research Group, говорилось о том, что потребительский рынок России на 100 миллиардов долларов (на 60-70%) больше, чем его оценивает Госкомстат. На это "Ведомостям" счел необходимым ответить сам председатель Госкомстата Владимир Соколин: "Непонятно, по какой методике они считают. Если полагаться на их выводы, то ВВП России должен оказаться примерно в два раза больше, равно как и объем денежной массы, рассчитываемый Центральным банком"

 

 

2.3. Анализ потребления.

Используя соотношения цен на товары для разных групп населения можно эффективно контролировать присутствие на потребительском рынке малосостоятельных контингентов покупателей и динамику изменения их доли в общей численности потребителей. Так среди спиртных напитков эффективным индикатором выступает отношение цены на шампанское к цене на водку. В группе безалкогольных напитков имеется существенная разница в спросе состоятельных и бедных слоев населения на импортные напитки с одной стороны, отечественные напитки и минеральную воду, с другой. Такими же индикаторами являются соотношения цен на полукопченую колбасу или мясные консервы с ценами на вареную колбасу; цен на сметану и цен на молоко; соответственно - цен твердых и плавленных сыров; натуральных рыбных консервов и консервов в томате.

Информация о работе Уровень жизни населения России