Уровень жизни населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….



Глава 1. я….

Основные показатели уровня жизни населения России………………………..



1.1. Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы……………………………………………………………………………………….

1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения………………………………………….

1.3. Совокупные показатели потребления……………………………………………………..



Глава 2. Анализ уровня жизни населения России………………………………………….



2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………………..

2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………………..

2.3. Анализ потребления………………………………………………………………………...



Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России…………………….



3.1. Программа повышения уровня жизни населения…………………………………………

3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения………………….

3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населени

Заключение…………………………………………………………………………………….



Список используемой литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

уровень жизни населения.doc

— 634.00 Кб (Скачать)

ежемесячного пособия детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих (по призыву) и проведению их оздоровления;

единовременного пособия потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства.

по погашению задолженности по судебным решениям, вступившим в законную силу.

Результатом реализации данной задачи будет полный охват этими выплатами всех граждан, имеющих право на их получение.

5. Цель - содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) предусмотрено принять конкретные меры для того, чтобы:

- создать условия для более эффективного регулирования использования рабочей силы;

- развивать эффективную занятость населения, создать условия для снижения безработицы и обеспечения социальной  поддержки безработных граждан;

- повысить мобильность рабочей силы и обеспечить регулирование миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда.

- обеспечивать доступность и качество услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, урегулирования коллективных трудовых споров;

- модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала;

- создать условия для привлечения квалифицированных, легальных трудовых иммигрантов.

 В рамках реализации указанной цели решаются следующие тактические задачи:

- содействие эффективной занятости населения; 

- сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда;

- обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда;

- содействие развитию социального партнерства;

- обеспечение реализации права граждан на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

5.1. Содействие эффективной занятости населения.

В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, по регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан, оказанию в соответствии с законодательством о занятости населения ряда государственных услуг, по реализации территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Министерство с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет реализовывать следующие мероприятия:

- мониторинг ситуации на рынке труда, разработка прогноза потребности в трудовых ресурсах;

- регулирование распределения трудовых ресурсов, разработка и реализация программ повышения территориальной мобильности рабочей силы, регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;

- разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда, профессиональной ориентации молодежи, проектов, направленных на популяризацию рабочих профессий;

- разработка и реализация адресных программ содействия занятости работников, высвобождаемых при реструктуризации градообразующих предприятий, включающих меры по опережающему профессиональному обучению и содействию в переезде в другую местность в целях трудоустройства.

5.2. Сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда.

Реализация данной задачи направлена на обеспечение гарантий Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации в области трудовых прав граждан, в том числе:

- права граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции Российской Федерации);

- права работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации);

- права граждан на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Решение указанной задачи предполагает предупреждение, выявление и устранение нарушенных трудовых прав работников, включая сокращение задолженности по выплате заработной плате.

5.3. Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда.

Данная задача направлена на обеспечение реализации права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

В рамках данной задачи Министерство устанавливает правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Предполагается проведение следующих мероприятий:

- совершенствование механизмов экономического стимулирования работодателей по созданию безопасных условий труда;

- создание эффективного механизма проведения государственной экспертизы условий труда;

- осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и государственных нормативных требований охраны труда. 

 Реализация данной задачи, которая является одной из основных в деятельности  Федеральной службы по труду и занятости, способствует профилактике профессиональных отравлений и заболеваний, улучшению гигиены труда.

5.4. Содействие развитию социального партнерства.

Данная задача реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В рамках данной задачи реализуются следующие мероприятия:

- содействие развитию принципов социального партнерства и формированию института досудебного разрешения трудовых конфликтов;

- формирование эффективного механизма разрешения коллективных трудовых споров, оказание консультативной и правовой помощи и информирование работников и работодателей.

5.5. Обеспечение реализации права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

осуществление проверок исполнения законодательства об альтернативной гражданской службе работодателями и гражданами.

Данная задача является одним из направлений деятельности Федеральной службы по труду и занятости, которая:

- осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

- принимает решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;

- осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу.

Реализуемые мероприятия направлены на:

- совершенствование системы контроля за соблюдением законодательства об альтернативной гражданской службе, включая:

- организацию контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнения с нее;

- организацию учета граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;

 

 

 

3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населения.

Министерство планирует в 2007-2008 годах улучшить систему прогнозирования, оценки и учета показателей работы отрасли.

Министерством решается задача улучшения показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, включение в них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качество жизни населения. На среднесрочную перспективу предлагается прогнозировать показатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы, размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплаты труда, соотношения заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума.


Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются:[10]

Показатель

Год

Значение

Цель 1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Число родившихся, чел. на 1000 человек населения

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

10,4

10,2

10,3

10,5-10,6

10,8 -11,0

11,0 -11,4

 

17,0

Число умерших, чел. на 1000 человек населения

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

16,0

16,1

16,3-16,0

16,3 -15,8

16,3 -15,6

16,4 -15,4

 

10,0

Цель 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения

Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения)

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

17,6%

18,4%

15,8%

14,3%

12,4%

11,2%

8-10%

Цель 3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

65,3

65,3

66,0

66,1

66,2

66,3

70

Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, лет

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

8,5

10

11,5

12,5

13,5

14

15

Цель 4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов

Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов, %

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

67,2%

70,6%

75,9%

81%

85%

88%

100%

Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда

Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

целевое значение

8,3%

7,7%

7,6%

7,4%

7,3%

7,0%

6-7%


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

     Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется.

              На основании изложенного сделаем ряд выводов:

              Во-первых, доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.

              Во-вторых, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

              В-последних, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения.             


Список используемой литературы.

1.       И.Трунин, С.Четвериков. Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России.// Вопросы экономики. – 2004. – №10 – с.77.

2.       Экономическая теория. Учебник./Под ред. В.Д.Камаева. – 8-е изд. – М., 2002.

3.       Р.Капелюшников. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности.// Вопросы экономики. – 2005. - №4 – с.66.

4.       А.Емельянов. Продовольственная бедность населения России: истоки и пути преодоления.// Экономист. – 2005. - №10 – с.78.

5.       З.Биктимирова. Качество жизни: продовольственная безопасность.// Экономист. – 2005. - №2 – с.78.

6.       А.Колганов, Г.Ю.Дубянская. Экономико-статистический анализ заработной платы в России.// Российский экономический журнал. – 2005. - №11-12 – с.76.

Информация о работе Уровень жизни населения России