Уровень жизни и его региональные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных задач государства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценки уровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит в том, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какие существуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегда означают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Междунapoднaя статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. была предпринята первая попытка создания системы показателей. Последний вариант Системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных показателей. В каждой отдельной стране существует своя система показателей уровня жизни населения. В России действует система, принятая в 1992 г. Она состоит из 7 разделов, охватывающих 40 показателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы определения уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………..5
Содержание понятия «уровень жизни» и «качество жизни» в экономической литературе……………………………………………………….5
Методики оценки уровня и качества жизни населения…………...9
Роль понятия «уровень жизни» в разработке и реализации социальных проблем…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Анализ и оценка основных показателей уровня жизни населения в регионах России………………………………………………………………….19
2.1. Анализ уровня жизни в регионах РФ……………………………….19
2.2. Уровень жизни населения Тюменской области……………………26
2.3. Основные направления политики повышения уровня жизни в Российской Федерации.........................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 665.50 Кб (Скачать)
="DISC">
  • В соответствии с постановлением администрации Тюменской области от 15. 12. 2004 № 184-пк «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области» (в редакции от 08. 02. 2010 г.):
  •       - приняты решения об оказании  единовременной материальной помощи  за счет средств областного  бюджета более чем 18 тыс. гражданам на общую сумму около 220 млн. руб.

          - из средств муниципальных образований  на эти цели выплачена помощь  более 4 тыс. семей на сумму  свыше 24 млн. руб;

          - в рамках наказов избирателей  депутатам Тюменской областной  Думы приняты решения о предоставлении материальной помощи в трудной жизненной ситуации свыше 1, 3 тыс. граждан и организаций на сумму более 31 млн. руб.

          - в рамках межведомственных мероприятий  адресную социальную помощь по  выходу на самообеспечение получили  более 820 малоимущих семей на сумму около 30 млн. руб.

    • В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 09. 02. 2009 г. №34-п «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан по содействию самозанятости в 2009-2010 годах»:

          - единовременная выплата по содействию  самозанятости произведена более  чем 1, 7 тыс. граждан, создано  около 290 дополнительных рабочих  мест, общая сумма расходов –  более 121 млн. руб.

    • В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14. 12. 2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

          - субсидия на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг  предоставлена более чем 26 тыс.  семей на общую сумму около  176 млн. руб.

         Приоритеты  государственной политики:

    1)инвестиции в человеческий капитал

    2)подъем образования, науки, здравоохранения

    3) построение  национальной инновационной системы

    4) развитие  наших естественных преимуществ  и модернизация экономики

    5) развитие  ее новых конкурентоспособных  секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний

    6) реконструкция  и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

         В какой степени данные цели будут  достигнуты, а проблемы решены, пока рано судить. На сегодняшний день страна продолжает продавать энергоресурсы, нет внедрения инноваций, а граждане не получают необходимой им социальной поддержки государства. Пока был принят законопроект о коммерциализации бюджетной сферы, который может привести к резкому сокращению остатков бесплатного образования, медицины, культуры и замене их платными услугами, к росту социальной напряженности, к снижению человеческого потенциала, деградации социальной сферы и к ухудшению качества жизни населения.

          В Тюменской области проводится активная социальная политика.

    В сфере  повышения уровня жизни населения:

         1. Усиление межведомственного взаимодействия  в решении проблемы преодоления  бедности, переход от оказания  помощи отдельным категориям  населения к адресной социальной  поддержке конкретной малоимущей  семьи. 

         2. Преодоление бедности среди сельского населения и стимулирование его самозанятости.

         3. Снижение уровня преступности.

         Благодаря правильным направлениям политики государства  уровень жизни будет расти, и  страна выйдет на новый уровень развития.

         Из  выше сказанного следует сделать вывод: уровень жизни по регионам России остаётся низким, но в ожиданиях людей есть позитивные направления. Что касается Тюменской области, то показатели высокие. Социальная политика государства направлена на финансирование различных аспектов жизни населения, так как государство осознает, что между слоями населения существует значительный разрыв. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     

          Анализ  изменений в уровне жизни населения  в России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Общий объем розничного товарооборота и конечного потребления домохозяйств в физическом объеме сократился относительно незначительно, а средняя обеспеченность населения предметами длительного пользования и общей площадью жилищного фонда возросла. Одно это перечисление противоречивых тенденций показывает необходимость построения целостной картины измерения уровня жизни населения как базы последующих прогнозных разработок.

          Методология оценки уровня и качества жизни населения  является важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической  политики, который позволяет:

          1. устанавливать ориентиры социально-экономической  политики государства на перспективу;

          2. осуществлять анализ текущего  уровня социально-экономического  развития страны;

          3. оценивать уровень бедности;

          4. проводить межрегиональные сопоставления  уровня и качества жизни населения.

          По  производственным показателям и  по уровню жизни Тюменская область заслуженно занимает одну из лидирующих позиций в стране.

          По  уровню жизни Тюменская область (включая ХМАО и ЯМАО) находится на третьем месте по уровню жизни в России.

          Снижение  жизненного уровня населения - неизбежное следствие столь масштабных преобразований, глубина падения - процесс регулируемый. Более эффективное государственное управление и регулирование на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - и воздействие общества на государственную политику могли бы предотвратить широкое распространение бедности и возникновение негативных тенденций, неблагоприятно влияющих как на возможности экономического роста, так и на развитие общества. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Доходы Расходы
    1. Оплата  труда

    2. Доходы  рабочих и служащих от предприятий  и организаций, кроме оплаты труда:

     выплаты  социального характера;

     прочие  выплаты, не относящиеся к фонду  заработной платы и выплатам  социального характера (командировочные  расходы, авторские вознаграждения, полевое довольствие, стоимость  бесплатно выдаваемой форменной одежды и т.п.)

    3. Дивиденды 

    4. Поступления  от продажи продуктов сельского  хозяйства 

    5. Пенсии  и пособия 

    6. Стипендии 

    7. Поступления  из финансовой системы: 

     страховые  возмещения;

     ссуды;

     проценты  по вкладам;

     выигрыши  и погашения по займам;

     выигрыши  по лотереям;

     изменение  задолженности населения по покупке  товаров в кредит;

     возмещение  расходов инвалидам (на горючее,  ремонт автомашин);

     возмещение  ущерба репрессированным гражданам. 

    8. Доходы  от продажи иностранной валюты 

    9. Прочие поступления

     от  продажи вещей через комиссионные  магазины и скупочным пунктам;

     от  продажи утильсырья, металлолома;

     другие  доходы.

    10. Деньги, полученные  по переводам

    1. Покупка товаров  и оплата услуг: покупка товаров  во всех каналах реализации;

     оплата услуг и другие расходы:

     оплата  жилья и коммунальных услуг;

     оплата  бытовых услуг;

     услуги  системы образования;

     расходы  на путевки в санатории и  дома отдыха, туризм и медицинские  услуги;

     расходы  на кино, театры и другие зрелища;

     расходы  на все виды транспорта;

     оплата  услуг связи;

     прочие  расходы. 

    2. Обязательные  платежи и добровольные взносы:

     налоги  и сборы;

     платежи  по страхованию;

     взносы  в общественные и кооперативные  организации;

     возврат  ссуд;

     приобретение  лотерейных билетов;

     проценты  за товарный кредит.

    3. Прирост  сбережений во вкладах и ценных  бумагах

    4. Покупка  жилых помещений 

    5. Расходы  на приобретение иностранной  валюты 

    6. Деньги, отосланные  по переводам

    Всего денежных доходов Всего денежных расходов и сбережений
    Превышение  расходов над доходами Превышение  доходов над расходами

    Информация о работе Уровень жизни и его региональные особенности