Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
Одной из основных задач государства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценки уровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит в том, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какие существуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегда означают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Междунapoднaя статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. была предпринята первая попытка создания системы показателей. Последний вариант Системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных показателей. В каждой отдельной стране существует своя система показателей уровня жизни населения. В России действует система, принятая в 1992 г. Она состоит из 7 разделов, охватывающих 40 показателей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы определения уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………..5
Содержание понятия «уровень жизни» и «качество жизни» в экономической литературе……………………………………………………….5
Методики оценки уровня и качества жизни населения…………...9
Роль понятия «уровень жизни» в разработке и реализации социальных проблем…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Анализ и оценка основных показателей уровня жизни населения в регионах России………………………………………………………………….19
2.1. Анализ уровня жизни в регионах РФ……………………………….19
2.2. Уровень жизни населения Тюменской области……………………26
2.3. Основные направления политики повышения уровня жизни в Российской Федерации.........................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………
Квартальная часть рассчитывается по мере поступления официальной статистики Федеральной службы государственной статистики РФ по следующему ряду показателей:
1) размер индивидуальных доходов населения;
2) миграционная
3) выживаемость детей до одного года;
4) уровень безопасности жизни;
5) развитость рынков услуг;
6) доступность рабочих мест.
2.2.
Уровень жизни населения
Тюменская область с начала рыночных реформ и по сегодняшний день относится к регионам с высоким уровнем жизни. Так, эксперты Программы развития ООН в докладе «Регионы России: цели, проблемы, достижения» к числу наиболее богатых регионов России отнесли Москву, Санкт-Петербург, Тюменскую область, Татарстан. Эксперты отмечают, что «по уровню жизни их можно сопоставить с такими странами Европы, как Мальта и Чехия. При этом «беднейшие регионы – такие, как, например, Тыва или Ингушетия, имеют уровень жизни, сопоставимый с Таджикистаном или Гватемалой» [6]. Ученые Всероссийского центра уровня жизни по результатам комплексного экономического анализа также относят Тюменскую область к регионам с высоким уровнем жизни, но при этом и высоким уровнем социально-экономического неравенства [4].
Центр стратегических исследований Росгосстраха в ноябре 2009 года опубликовал результаты исследования, согласно которым достойный уровень жизни в среднем по России обеспечивает сумма в 40 тыс. рублей. Для Тюмени эта цифра составляет 36 тыс. рублей. При этом доля семей, добившихся эталонного потребления, в целом по стране составляет 14%, в Тюмени – 12% [5].
Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, денежные доходы на душу населения в 2009 году составили в целом по области 27680 рублей, что больше среднероссийского показателя в 1,64 раза. В целом в России среднедушевые денежные доходы населения в субъектах РФ варьировались в 2009 году от 6410 рублей в месяц в Республике Ингушетии до 44487,8 рубля в Москве. Динамика денежных доходов на душу населения в Тюменской области за рассматриваемый период (1995 – 2009 гг.) положительная, рост за период в целом по области составил 25,57 раза (Рис. 8). Реальные располагаемые доходы населения, по данным официальной статистики, также росли, причем наиболее высокими темпами с 2000 по 2003 год (Рис. 9).
Рис. 8 Динамика денежных доходов на населения в Тюменской области
Рис.9
Динамика реальных доходов населения
в Тюменской области
Долю семей с доходами в желательные 36 тысяч рублей и выше официальная статистика выделить не позволяет, но среднедушевые доходы свыше 25 тысяч рублей в 2009 году в целом по области были у 37,82% населения, в ХМАО – у 47,28%, ЯНАО – у 55,9%, на Юге области – 19,89%. Отметим, что уже по этим данным можно делать выводы относительно внутрирегиональной дифференциации доходов.
Высокий уровень внутрирегиональной дифференциации демонстрируют такие показатели распределения доходов, как коэффициент (индекс) Джини и коэффициент фондов. Так, коэффициент Джини в целом по области в 2009 году составил 0,456, а в среднем за период – 0,453. Наиболее равномерно доходы распределялись на Юге области – среднее значение индекса Джини за рассматриваемый период составило 0,42, хотя и наибольшие колебания значений наблюдались здесь же (Рис. 10). В округах дифференциация чуть выше – в среднем около 0,44. Для сравнения: в России этот показатель за последние десять лет составлял около 0,40 – 0,43, в странах Западной Европы около 0,3, а в скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии), наиболее приближенных к модели «социальных государств», в 2008 году – 0,259. Самое низкое значение индекса в 2008 году было в Японии – 0,249, а самое высокое в Намибии – 0,743 [8].
Рис.10Динамика
коэффициента (индекса) Джини в Тюменской
области
Если сравнить значения среднедушевых доходов с показателями дифференциации доходов по Уральскому федеральному округу (УрФО), куда входит и Тюменская область, то получаются те же результаты: чем выше уровень доходов, тем выше степень дифференциации. Например, в 2007 году самый высокий показатель среднедушевого дохода в УрФО наблюдался в ЯНАО – 32046,5 руб., коэффициент Джини – 0,445. Далее ХМАО, соответственно: 27289,6 руб., 0,437 и 18,7 раза. Свердловская область: 14342,4 руб., 0,434; 18,3 раза. Тюменская область без автономных округов (юг): 13648,9 руб., 0,416; 16,1 раза. Челябинская область: 10647 рублей, 0,396; 13,9 раза. Курганская область: 8438,9 руб., 0,404; 14,7 раза. Рассматривая эти показатели в динамике с 2001 года, видно, что эта зависимость в субъектах Федерации, входящих в УрФО, тоже, как правило, сохраняется. Это означает, что рост среднедушевых доходов происходит неравномерно по различным доходным группам населения. Основываясь на этом, можно предположить, что чем выше у индивида был уровень дохода, тем выше были и темпы его прироста.
Выявленную
тенденцию можно объяснить тем,
что, во-первых, темпы роста заработной
платы за период превышали темпы роста
среднедушевых доходов населения, а, во-вторых,
в структуре доходов населения повышался
удельный вес заработной платы. Так, в
целом по Тюменской области среднемесячная
начисленная заработная плата в 2009 году
в 30,65 раза превышала значение 1995 года,
а среднедушевые денежные доходы населения
– в 25,57 раза. Удельный вес заработной
платы в доходах населения вырос с 51,21%
в 1995 году до 70,26% в 2008 году и чуть снизился
(до 67,45%) в 2009 году (рис. 11).
Рис.11 Динамика
доли заработной платы в денежных доходах
населения Тюменской области
Таким образом, можно сформулировать следующий вывод: наиболее высокие темпы роста доходов были у работающего населения.
Одним из важнейших показателей при измерении уровня жизни населения региона является уровень бедности. Традиционно в России измеряют показатель абсолютной бедности, т.е. долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Однако в странах Западной Европы применяют и другой показатель – уровень относительной бедности, который показывает, насколько человек беден по сравнению с другими членами общества. Как правило, для измерения уровня относительной бедности определяют долю населения с доходами ниже 50 — 60% медианного денежного дохода за рассматриваемый период. Так, в США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, в большинстве стран Европы – 50%, в Скандинавии – 60% [3]. Сравним показатели абсолютной и относительной бедности для Тюменской области.
Показатель абсолютной бедности в Тюменской области в 1995 – 2009 гг. снижался: если в 1995 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла в целом по области 19,3%, то в 2008 году – 10,3%, а в 2009 – 12,2% (рис. 12). В среднем по РФ доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла в январе — марте 2009 года 17,4%.
Рис.12 Динамика
абсолютной бедности в Тюменской области
Помимо доходов, для
Интересно отметить, что номинальные доходы в этот период выросли везде, кроме ХМАО, но и там падение было незначительным. Кризис 2008 — 2009 гг., безусловно, ухудшил потребительские ожидания населения, что и проявилось в изменении структуры потребительских расходов в эти годы.
Уровень
жизни в Тюменской области
повышается связи с модернизацией социальных
аспектов жизни населения.
2.3.Основные направления политики повышения уровня жизни в РФ
В начале третьего тысячелетия для России остро встал вопрос о выборе стратегических приоритетов страны. В самом общем плане стало очевидно, что ключевым направлением долгосрочной социально-экономической политики государства является последовательное улучшение качества и уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее выхода на траекторию устойчивого развития с последующим восстановлением экономической и политической роли России в мировом сообществе.
На
данный момент существует стратегия
и концепция социально-
Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.
Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федерации. В статье 7, пункт 1 отмечается: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В пункте 2 говорится: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В статье 37, пункте 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Правом законодательной инициативы в области социальной защиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие законопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Социальная защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и экономически активной части населения. Для поддержания благосостояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых категорий населения используется система гарантированных преимуществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются социальные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат. Социальная защита экономически активной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска.
Что касается социальной политики Тюменской области, то следует отметить, что социально-экономическая ситуация в Тюменской области стабильная. В течение 2010 года проводились мероприятия, направленные на обеспечение социально-экономической стабильности в муниципальных районах и городских округах.
Гражданам, проживающим в
- пособие на ребенка выплачено более чем на 87 тыс. детей, израсходовано около 480 млн. руб.
- единовременное пособие при
рождении и (или) усыновлении
третьего или каждого
- адресное социальное пособие, с 2005 г. это пособие является единовременным, выплата пособия за 2010 год осуществлена в апреле, июле, октябре или декабре в зависимости от даты обращения. Расходы областного бюджета на выплату социального пособия за 2010 г. составили свыше 77 млн. рублей, социальное пособие предоставлено 40 тыс. получателей.
- пособие родителям военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву при исполнении обязанностей военной службы, получателей – более 400 чел. , расходы областного бюджета – свыше 25 млн. руб.
Информация о работе Уровень жизни и его региональные особенности