Уровень жизни и его региональные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных задач государства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценки уровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит в том, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какие существуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегда означают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Междунapoднaя статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. была предпринята первая попытка создания системы показателей. Последний вариант Системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных показателей. В каждой отдельной стране существует своя система показателей уровня жизни населения. В России действует система, принятая в 1992 г. Она состоит из 7 разделов, охватывающих 40 показателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы определения уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………..5
Содержание понятия «уровень жизни» и «качество жизни» в экономической литературе……………………………………………………….5
Методики оценки уровня и качества жизни населения…………...9
Роль понятия «уровень жизни» в разработке и реализации социальных проблем…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Анализ и оценка основных показателей уровня жизни населения в регионах России………………………………………………………………….19
2.1. Анализ уровня жизни в регионах РФ……………………………….19
2.2. Уровень жизни населения Тюменской области……………………26
2.3. Основные направления политики повышения уровня жизни в Российской Федерации.........................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 665.50 Кб (Скачать)
 

     Квартальная часть рассчитывается по мере поступления официальной статистики Федеральной службы государственной статистики РФ по следующему ряду показателей:

      1) размер индивидуальных доходов  населения; 

      2) миграционная привлекательность  региона; 

      3) выживаемость детей до одного  года;

      4) уровень безопасности жизни;

      5) развитость рынков услуг; 

      6) доступность рабочих мест. 
 

     2.2. Уровень жизни населения Тюменской  области

     Тюменская область с начала рыночных реформ и по сегодняшний день относится  к регионам с высоким уровнем  жизни. Так, эксперты Программы развития ООН в докладе «Регионы России: цели, проблемы, достижения» к числу наиболее богатых регионов России отнесли Москву, Санкт-Петербург, Тюменскую область, Татарстан. Эксперты отмечают, что «по уровню жизни их можно сопоставить с такими странами Европы, как Мальта и Чехия. При этом «беднейшие регионы – такие, как, например, Тыва или Ингушетия, имеют уровень жизни, сопоставимый с Таджикистаном или Гватемалой» [6]. Ученые Всероссийского центра уровня жизни по результатам комплексного экономического анализа  также относят Тюменскую область к регионам с высоким уровнем жизни, но при этом и высоким уровнем социально-экономического неравенства [4].

     Центр стратегических исследований Росгосстраха в ноябре 2009 года опубликовал результаты исследования, согласно которым достойный уровень жизни в среднем по России обеспечивает сумма в 40 тыс. рублей. Для Тюмени эта цифра составляет 36 тыс. рублей. При этом доля семей, добившихся эталонного потребления, в целом по стране составляет 14%, в Тюмени – 12% [5].

      Согласно  данным территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Тюменской области, денежные доходы на душу населения в 2009 году составили в целом по области 27680 рублей, что больше среднероссийского показателя в 1,64 раза. В целом в России среднедушевые денежные доходы населения в субъектах РФ варьировались в 2009 году от 6410 рублей в месяц в Республике Ингушетии до 44487,8 рубля в Москве. Динамика денежных доходов на душу населения в Тюменской области за рассматриваемый период (1995 – 2009 гг.) положительная, рост за период в целом по области составил 25,57 раза (Рис. 8). Реальные располагаемые доходы населения, по данным официальной статистики, также росли, причем наиболее высокими темпами с 2000 по 2003 год (Рис. 9).

       Рис. 8 Динамика денежных доходов на населения в Тюменской области

        

      Рис.9 Динамика реальных доходов населения в Тюменской области 

      Долю  семей с доходами в желательные 36 тысяч рублей и выше официальная  статистика выделить не позволяет, но среднедушевые доходы свыше 25 тысяч  рублей в 2009 году в целом по области  были у 37,82% населения, в ХМАО – у 47,28%, ЯНАО – у 55,9%, на Юге области – 19,89%. Отметим, что уже по этим данным можно делать выводы относительно внутрирегиональной дифференциации доходов.

       Высокий уровень  внутрирегиональной дифференциации демонстрируют  такие показатели распределения доходов, как коэффициент (индекс) Джини и коэффициент фондов. Так, коэффициент Джини в целом по области в 2009 году составил 0,456, а в среднем за период – 0,453. Наиболее равномерно доходы распределялись на Юге области – среднее значение индекса Джини за рассматриваемый период составило 0,42, хотя и наибольшие колебания значений наблюдались здесь же (Рис. 10). В округах дифференциация чуть выше – в среднем около 0,44. Для сравнения: в России этот показатель за последние десять лет составлял около 0,40 – 0,43, в странах Западной Европы около 0,3, а в скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии), наиболее приближенных к модели «социальных государств», в 2008 году – 0,259. Самое низкое значение индекса в 2008 году было в Японии – 0,249, а самое высокое в Намибии – 0,743 [8].

      Рис.10Динамика коэффициента (индекса) Джини в Тюменской области 

      Если  сравнить значения среднедушевых доходов  с показателями дифференциации доходов  по Уральскому федеральному округу (УрФО), куда входит и Тюменская область, то получаются те же результаты: чем выше уровень доходов, тем выше степень дифференциации. Например, в 2007 году самый высокий показатель среднедушевого дохода в УрФО наблюдался в ЯНАО – 32046,5 руб., коэффициент Джини – 0,445. Далее ХМАО, соответственно: 27289,6 руб., 0,437 и 18,7 раза. Свердловская область: 14342,4 руб., 0,434; 18,3 раза. Тюменская область без автономных округов (юг): 13648,9 руб., 0,416; 16,1 раза. Челябинская область: 10647 рублей, 0,396; 13,9 раза. Курганская область: 8438,9 руб., 0,404; 14,7 раза. Рассматривая эти показатели в динамике с 2001 года, видно, что эта зависимость в субъектах Федерации, входящих в УрФО, тоже, как правило, сохраняется. Это означает, что рост среднедушевых доходов происходит неравномерно по различным доходным группам населения. Основываясь на этом, можно предположить, что чем выше у индивида был уровень дохода, тем выше были и темпы его прироста.

      Выявленную  тенденцию можно объяснить тем, что, во-первых, темпы роста заработной платы за период превышали темпы роста среднедушевых доходов населения, а, во-вторых, в структуре доходов населения повышался удельный вес заработной платы. Так, в целом по Тюменской области среднемесячная начисленная заработная плата в 2009 году в 30,65 раза превышала значение 1995 года, а среднедушевые денежные доходы населения – в 25,57 раза. Удельный вес заработной платы в доходах населения вырос с 51,21% в 1995 году до 70,26% в 2008 году и чуть снизился (до 67,45%) в 2009 году (рис. 11). 
 
 
 
 

       Рис.11 Динамика доли заработной платы в денежных доходах населения Тюменской области 

     Таким образом, можно сформулировать следующий  вывод: наиболее высокие темпы роста  доходов были у работающего населения.

     Одним из важнейших показателей при  измерении уровня жизни населения  региона является уровень бедности. Традиционно в России измеряют показатель абсолютной бедности, т.е. долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Однако в странах Западной Европы применяют и другой показатель – уровень относительной бедности, который показывает, насколько человек беден по сравнению с другими членами общества. Как правило, для измерения уровня относительной бедности определяют долю населения с доходами ниже 50 — 60% медианного денежного дохода за рассматриваемый период. Так, в США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, в большинстве стран Европы – 50%, в Скандинавии – 60% [3]. Сравним показатели абсолютной и относительной бедности для Тюменской области.

      Показатель  абсолютной бедности в Тюменской  области в 1995 – 2009 гг. снижался: если в 1995 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла в целом по области 19,3%, то в 2008 году – 10,3%, а в 2009 – 12,2% (рис. 12). В среднем по РФ доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла в январе — марте 2009 года 17,4%.

       Рис.12 Динамика абсолютной бедности в Тюменской области 

          Помимо доходов, для характеристики  уровня жизни населения проводят  анализ структуры расходов и  потребления. Структура расходов, безусловно, зависит не только от уровня доходов, но и от традиций потребления в каждой конкретной стране, реализуемых государственных социальных программ (прежде всего условий предоставления образовательных, медицинских услуг), образа жизни (расходы на досуг), территории страны и мобильности граждан (транспортные расходы), соотношения цен на разные товарные группы. Наиболее объективным показателем, позволяющим сравнивать уровень жизни разных стран, является доля расходов на приобретение продуктов питания, так как показатель этот наименее вариабельный по перечисленным выше признакам. Из [Примечания 2] видно, что расходы на коммунальные услуги в Тюменской области и РФ в целом ниже, чем в странах ЕС, что объясняется, вероятнее всего, их сравнительно более низкой ценой. Значение наиболее информативного индикатора – доли расходов на покупку продуктов питания – в Тюменской области, также как и в России в целом, сравнимо с восточноевропейскими странами ЕС. К 2007 году ситуация начала исправляться, но влияние мирового финансового кризиса изменило структуру расходов в худшую сторону, т.е. данные 2008 — 2009 гг. (особенно увеличение доли расходов на продукты питания) говорят о некотором снижении уровня жизни населения в этот период.

          Интересно отметить, что номинальные  доходы в этот период выросли везде, кроме ХМАО, но и там падение было незначительным. Кризис 2008 — 2009 гг., безусловно, ухудшил потребительские ожидания населения, что и проявилось в изменении структуры потребительских расходов в эти годы.

      Уровень жизни в Тюменской области  повышается связи с модернизацией социальных аспектов жизни населения. 
 

2.3.Основные направления политики повышения уровня жизни в РФ

     В начале третьего тысячелетия для  России остро встал вопрос о выборе стратегических приоритетов страны. В самом общем плане стало очевидно, что ключевым направлением долгосрочной социально-экономической политики государства является последовательное улучшение качества и уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее выхода на траекторию устойчивого развития с последующим восстановлением экономической и политической роли России в мировом сообществе.

     На  данный момент существует стратегия  и концепция социально-экономического развития России до 2020 года. В данной концепции отражено понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития.

     Основополагающим  документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.

     Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федерации. В статье 7, пункт 1 отмечается: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В пункте 2 говорится: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В статье 37, пункте 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гаран­тируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Правом законодательной инициативы в области социальной защиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие законопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

     Социальная  защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и экономически активной части населения. Для поддержания благосостояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых категорий населения используется система гарантированных преимуществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются социальные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат. Социальная защита экономически активной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска.

     Что касается социальной политики Тюменской  области, то следует отметить, что  социально-экономическая ситуация в Тюменской области стабильная. В течение 2010 года проводились мероприятия, направленные на обеспечение социально-экономической стабильности в муниципальных районах и городских округах.

       Гражданам, проживающим в Тюменской  области, предоставлялись следующие  меры социальной поддержки в  виде социальных выплат:

  • В соответствии с Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области»:

      - пособие на ребенка выплачено  более чем на 87 тыс. детей, израсходовано  около 480 млн. руб. 

      - единовременное пособие при  рождении и (или) усыновлении  третьего или каждого последующего ребенка в размере 10 тыс. рублей. За 2010 год данное пособие выплачено на 2, 7 тыс. детей, расходы областного бюджета около 27 млн. руб.

      - адресное социальное пособие,  с 2005 г. это пособие является  единовременным, выплата пособия  за 2010 год осуществлена в апреле, июле, октябре или декабре в зависимости от даты обращения. Расходы областного бюджета на выплату социального пособия за 2010 г. составили свыше 77 млн. рублей, социальное пособие предоставлено 40 тыс. получателей.

      - пособие родителям военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву при исполнении обязанностей военной службы, получателей – более 400 чел. , расходы областного бюджета – свыше 25 млн. руб.

Информация о работе Уровень жизни и его региональные особенности