Уровень социально-экономического развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении и выявлении современных проблем социально-экономического развития РФ.
Задачи:
1) рассмотрение существующей экономической ситуации в РФ;
2) выявление современных проблем экономической и социальной сфер;
3) анализ современного состояния экономической и социальной сфер США;

Работа содержит 1 файл

Современные проблемы социально2.docx

— 45.44 Кб (Скачать)

* http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0b65635b3bd78a5d43a88421316d27_0.html

 

В результате часть средств, предусмотренных на эти цели в  федеральном бюджете, оказались  невостребованными, и ихпришлось перераспределять между другими регионами, участвующими в программе. Всего на улучшение жилищных условий молодых семей в федеральном бюджете 2006 года предусматривалось 2,1 миллиарда рублей. А фактически был перечислен один миллиард 865,7 миллиона рублей (88,8% от планового показателя).

Одним из регуляторов социальной и экономической политики государства  является система налогообложения. В нашей стране предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов. И этот перечень можно продолжать еще долго. С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Но все это не приносит, как видим, положительных результатов.

Многие современные экономисты относят проблему отсутствия экономического роста в РФ к наиболее важным на данный момент. В нашей стране экономический рост пока не удалось достигнуть вследствие отказа от сокращения государственного вмешательства в экономику и либерализации ведения бизнеса. Рост экономики не основан на повышении производительности труда и на увеличении доходов населения - и, соответственно, на росте инвестиционного и потребительского спроса.

Более всего недофинансированы  расходы по разделам: “Промышленность, энергетика и строительство” - 11,9 трлн. руб. (исполнение - 35%); “Государственные инвестиции” - 6,5 трлн. руб. (21,5% от утвержденного годового бюджета); По остаточному принципу финансировались расходы на закупки вооружения и военной техники, оплату НИОКР и капитальное строительство; они составили соответственно: 13,5%; 16,6%; 10,6%. Не выделялись средства на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности на возвратной основе для финансирования фонда конверсии, инвестиции на программу “Свой дом”, и др. По разделу “Сельское хозяйство и рыболовство” - 6,34 трлн. руб. (51,2%). Финансирование по разделу “Социальная политика” составило 20,36 трлн. руб., или 141,4%. Размеры бюджетной задолженности по оплате труда составили на 1 октября т.г. 10,198 трлн. руб. (практически на уровне прошлого месяца). Из них в отраслях социальной сферы сумма задолженности возросла на 76 млрд. руб., в производственных отраслях - снижение на 64 млрд. руб.

Дефицит федерального бюджета  составил за 9 месяцев в объеме 75,3 трлн. руб., что ниже предусмотренного в законе о бюджете на 1,7 трлн. руб. (2,2%). Однако по нормам международной  статистики (с учетом процентов по государственным ценным бумагам) дефицит  составил 8,1% к ВВП.*

Говоря о социальных и  экономических проблемах современной  России, нельзя и не упомянуть о  коррупции - явлении, которое уже  давно волнует не только экономистов, но и граждан РФ. Несмотря на некоторые  успехи в экономическом развитии последних лет, России не удается  справиться с коррупцией. Все количественные индикаторы, построенные как отечественными, так и иностранными исследователями, свидетельствуют либо о ее росте, либо о стабилизации.

История пока не знает примеров богатых стран с таким высоким  уровнем коррупции, как в России. Для того чтобы в нашей стране через 10-15 лет ВВП на душу населения  достиг 20 тыс. долл. США, необходимо ее резко снизить.

*"О внесении изменений  и дополнений в статью 4 Федерального  закона "О государственных пособиях  гражданам, имеющим детей" Федеральный  закон от 30 мая 2001 г. № 67-ФЗ.

Все остальные показатели - образованность населения, разрыв в  доходах различных социальных групп, даже степень политических и гражданских  свобод (пусть и недостаточная) - в принципе, согласуются с возможностью экономического роста. Но по уровню коррупции  Россия сегодня сопоставима с  африканскими странами, где показатели душевого ВВП в 4-5 раз ниже.

В целом ряде исследований, в первую очередь в работе сотрудника МВФ П. Мауро, было показано, что коррупция действительно влияет на экономический рост (а не является его следствием). Поэтому коррупция вполне может стать главным ограничивающим фактором экономического роста в России уже в ближайшее десятилетие.

Согласно данным двух опросов  Фонда ИНДЕМ, в России с начала 2000-х годов наблюдается огромный рост коррупции. Как ни удивительно, но пока отсутствуют убедительные свидетельства  того, что повышение зарплат чиновников приводит к уменьшению коррупции. Это  объясняется тем, что у чиновников есть много других, не денежных форм компенсации, которые вообще трудно измерить.

Уровни образования населения  и развития страны также влияют на коррупцию. Более образованные и  богатые страны коррумпированы в  меньшей степени. Для своего уровня дохода Россия - слишком коррумпированная страна. Коррупция в России выше не только, чем в аналогичных по уровню дохода Бразилии и Мексике, но и в более бедных Индии и Китае. Россия так же коррумпирована, как Сенегал или Гаити - страны, где ВВП на душу населения в пять раз ниже, чем у нас. Российскому ВВП на душу населения должна бы соответствовать коррупция на уровне таких стран, как Малайзия, Корея или Чехия.

 

 

 

 

Заключение

Экономическое и социальное развитие взаимосвязаны так, что  изменения в одной сфере - ведут  к изменениям в другой сфере. Следовательно, политика государства по улучшению  социальных и экономических условий  должна быть последовательной. К несчастью, в виду некомпетентности существующего  правительства, многие реформы потерпели  неудачи и планируемые результаты не были достигнуты.

Так, в ситуации острой социальной нестабильности, правительством должны быть проведены меры по предоставлению мест, в первую очередь, в бюджетной  сфере, чтобы обеспечить достаточное  количество рабочих мест и тем  самым вести безработицу к  минимуму. Более того, на сегодняшний  момент пособия по безработице не могут обеспечить полноценного существования  безработным гражданам. К примеру, минимальное пособие, равное 720 рублям, составляет сумму, ниже прожиточного минимума. Такие условия могут привести к непредвиденным социальным последствиям.

Также, настоящей «язвой»  экономики Российской Федерации  на данный момент является демографическая  ситуация, а точнее, убыль и старение населения. Данная проблема имеет далеко идущие последствия. С точки зрения экономики, в двадцать первом веке труд может стать самым дефицитным ресурсом.

Сегодня, все больше и  больше представителей научной интеллигенции  покидают страну в поисках лучших условий для труда. «Утечка мозгов», в свою очередь, чревата отставанием  в научной и исследовательской  деятельности, а в условиях международной  глобализации и усилении военной  и другой мощи стран, такое отставание может негативно сказаться на положении Российской Федерации.

С другой стороны, социальная сфера на данный момент неразвита  настолько, что наша страна лидирует по показателю бедности населения. Социальное неравенство приобретает все  более гипертрофированную форму. Возможным  выходом из подобной ситуации может быть проведение реформ по предоставлению социальных пособий населению. Однако, и в этом вопросе существует множество противоречий. Так, одним из них является проблема адресности пособий, которая стоит сегодня так остро. Следует изначально отрегулировать механизмы проверки нуждающихся домохозяйств и соответственно с этим распределять имеющиеся ресурсы.

Проблема обеспечения  жильем населения является одной  из наиболее насущных проблем. Правительство  делает шаги в сторону улучшения  быта граждан, внедряя различные  проекты, в том числе национальный проект «Доступное жилье». Как мы знаем, реализация данного проекта не прошла полностью удачно. Для того, чтобы аналогичные ошибки не были допущены при проведении последующих масштабных реформ, необходимы как качественная разработка проектов реформ, так и их эффективная реализация.

Кроме того, должен быть осуществлен  более жесткий контроль органов  власти над проведением реформ, так  как уже за последнее время  стали учащаться случаи взяточничества и в жилищной сфере.

Нельзя не упомянуть о  проблеме, которую современные экономисты оценивают как наиболее важную - проблему экономического роста. Если быть точнее, в современном экономическом  развитии России экономический рост отсутствует. Рост экономики не основан  на повышении производительности труда  и на увеличении доходов населения - и, соответственно, на росте инвестиционного  и потребительского спроса, что также  имеет прямое воздействие на социальную сферу, ведь вследствие этого происходит недофинансирование социальных программ. На данный момент правительство пытается стимулировать экономический рост разными способами, однако качественных результатов достигнуто не было. Экономический  рост - основа развитой экономики преуспевающих  стран. Хотя многие лидирующие страны уделяют больше внимания не столько  экономическому росту, сколько качеству экономического роста. В нашей стране, как минимум нужно решить первоочередную задачу - достижение положительного экономического роста.

На данный момент, в любой  стране, независимо от уровня ее экономики, коррупция имеет место быть. Однако в нашей стране данная проблема стоит  особенно остро, так как коррупция  является одним из факторов, который  сдерживает экономический рост. Согласно данным двух опросов Фонда ИНДЕМ, в России с начала 2000-х годов  наблюдается огромный рост коррупции. Для своего уровня дохода Россия - слишком  коррумпированная страна. Чтобы ликвидировать, или, как минимум, стабилизировать  уровень коррупции в нашей  стране, должны произойти изменения, включающие в себя ужесточение контроля за исполнением федеральных программ (так как определенный процент коррупции относится к реализации президентских программ «на местах»), ужесточение мер в случае выявления коррупции.

Справедливо полагать, что  данные проблемы не могут быть решены мгновенно. Требуются значительные временные затраты на решение  существующих трудностей социального - экономического развития страны. Однако, чем раньше будут сделаны шаги в направлении решения поставленных задач, тем быстрее многие проекты будут реализованы в жизнь.

В ходе написания данной работы поставленные цели и задачи были достигнуты.

Для дальнейшего расширенного и углубленного изучения темы необходим  последовательный анализ изменяющихся условий современной Российской Федерации, в результате которого возникнут  новые пути решения данных и каких-либо новых проблем.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Нормативно-правовые акты

1. "О внесении изменений  и дополнений в статью 4 Федерального  закона "О государственных пособиях  гражданам, имеющим детей" Федеральный  закон от 30 мая 2001 г. № 67-ФЗ.

2. "О порядке установления  размеров стипендий и социальных  выплат в Российской Федерации". Законодательство РФ. Федеральный  закон от 7 августа 2000 г. # 122-ФЗ

2. Монографии, брошюра, статьи, выступления

3. Грязнова А.Г. «Макроэкономика.  Теория и российская практика»,  М., 2006.

8. «Об основных параметрах  прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации  на 2004 год и на период до 2007 года и основных характеристиках  проекта федерального бюджета  на 2004 год и на период до 2007 года», Заседание Правительства.

9. Сервер Федеральной  Государственной службы статистики  России, 09.04.2007

10. Экспертное обсуждение: «Концепции стратегии социально  fэкономического развития регионов РФ», 23 июля 2005 г., С-Петербург, Центр Стратегических Разработок "Северо-Запад", Стенограмма дискуссии.

 


Информация о работе Уровень социально-экономического развития России