Уровень социально-экономического развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении и выявлении современных проблем социально-экономического развития РФ.
Задачи:
1) рассмотрение существующей экономической ситуации в РФ;
2) выявление современных проблем экономической и социальной сфер;
3) анализ современного состояния экономической и социальной сфер США;

Работа содержит 1 файл

Современные проблемы социально2.docx

— 45.44 Кб (Скачать)

  Во-вторых, достижение полной занятости населения - прямой показатель социально-экономического развития страны. Целью в данной случае является достижение максимально возможного в долгосрочном плане стабильного использования трудоспособного населения. Более конкретно это означает борьбу с безработицей, создание новых рабочих мест. Однако, не стоит забывать и о реалиях: избавиться от определенных форм безработицы (фрикционной, сезонной) общество не в состоянии. Определенная доля лиц, не имеющих работу, всегда существует в рыночной экономике. Принято считать, что состояние полой занятости достигается уже тогда, когда степень безработицы (соотношение численности не имеющих работы и численности трудоспособного населения) составляет от 1,5 до 4%. Совершенно очевидно, что превышение данной нормы является опасным социальным явлением. Конкретный допустимый уровень безработицы в немалой степени зависит от социально-политической обстановки в той или иной стране.

В-третьих, стабильность цен  также является показателем социально-экономического развития. Цель стабильности уровня цен  и устойчивости национальной валюты считается достигнутой в том  случае, если норма инфляции составляет 1-2% в год. Такой уровень получил в западной печати образное обозначение - «ползучая инфляция». Полностью застывший уровень цен экономика обеспечить не может: постоянно меняются объемы спроса, предложения, соотношение между ними.

Уровень роста цен, превышающий  указанную норму, ведет к потере устойчивости национальной валюты. Это в конечном счете ставит под вопрос и существование всей системы рынка. Устойчивый процесс денежного обращения играет роль кровеносной системы для экономики. Поэтому данный конкретный показатель социально-экономического развития государства является важнейшим ориентиром в действиях государства.

В процессе трансформации  России и в условиях перехода к  экономике рыночного типа за последние  годы в российской экономике произошло  много изменений как положительных, так и отрицательных. В связи  с этим появилось множество проблем как в экономической сфере, так и в социальной. В данной работе будет рассмотрено несколько наиболее важных, на мой взгляд, и острых проблем.*

  Во-первых, это проблема безработицы. Вообще, безработица - социально-экономическая ситуация, обусловленная превышением количества людей, желающих найти работу (предложением рабочей силы), над числом имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов, а эти рабочие места (спрос на рабочую силу). Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

  Во-вторых, это демографическая ситуация - проблема убыли и старения населения, миграция.

* Монографии, брошюра, статьи, выступления

 

  В-третьих, бедность является одной из острейших на данное время социальных и экономических проблем в Российской Федерации. Бедность нужно рассматривать не только как чисто экономический фактор.

Это еще социальное явление, характеризуемое глубиной, остротой и продолжительностью бедности. Бедность характеризуется длительным отсутствием  ресурсов, не компенсируемых предыдущими  сбережениями и отказом от приобретения дорогостоящих товаров и услуг. Наряду с проблемой бедности, существует иная проблема - неэффективные меры по социальному обеспечению, которые  проводит наше правительство.

  В-четвертых, «проблема жилья» становится все более насущной для большинства населения.

  В-пятых, российская система налогообложения имеет множество недостатков, которые если не устранять, приведут к достаточно серьезным экономическим последствиям. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Вообще, налоговая система - это совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

  В-шестых, в Российской Федерации существует и проблема экономического роста, а, если быть точнее, его недостаточно эффективное развитие.

  В-седьмых, инфляция сегодня - одна из острейших проблем, которая существует в РФ уже на протяжении десятков лет.

  В-восьмых, в течение последних десяти лет активно проводятся разнообразные исследования в области коррупции. Эта проблема изучается не только на международном уровне, ею также обеспокоены многие региональные и национальные организации и институты. В России же коррупция в последнее время принимает гипертрофированную форму.

2. Проблемы социально-экономического  развития Российской Федерации

  В процессе глобализации Россия вынуждена развиваться экономически, чтобы быть конкурентно способной на мировой арене. Кроме того, постоянные социальные конфликты в обществе в 90-х годах были своеобразным «уроком» того, к чему может привести непоследовательные шаги правительства в области управления экономикой и социальной сферой. Однако, для того, чтобы предпринимать какие-либо действия сегодня по улучшению состояния российской экономики и улучшению жизни простого народа, следует рассмотреть существующие на данный момент проблемы в этих областях.

    Безработица является одной из острейших в РФ на сегодняшний день. Проводимая социальная политика не в состоянии обеспечить приток рабочих мест. Сегодня доля безработных составляет примерно 7,4 % населения. Министр экономики РФ Г.Греф называет следующие проблемы современной экономики: сокращение численности населения на 2 млн. человек и старение транспортной и энергетической инфраструктур Г. Греф, министр экономики РФ.

   По оценкам правительства, в условиях роста численности экономически активного населения главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в отдельных регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке. При этом механизм реализации данной задачи в первую очередь должен быть сориентирован на развитие процессов межотраслевого и территориального перераспределения рабочей силы с учетом расширяющих возможностей подготовки и переподготовки кадров.

  Иная проблема социально-экономического развития РФ заключается в демографической ситуации в стране, а, если быть точнее, проблема состоит в убыли населения. Естественная убыль стала устойчивой и долговременной тенденцией в большинстве регионов Российской Федерации. Увеличение численности населения попало на конец двадцатого века. Кроме того, процесс убыли населения не затрагивал население трудоспособного возраста до 2006 года. Напротив, на фоне нисходящей тенденции, характерной для общей динамики населения, численность его трудоспособной части росла, причем весьма заметно. Данная ситуация - результат удачного соотношения поколений, входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него. В 2006 году этот рост заканчивается, после чего начинается стремительная убыль трудоспособного населения.

  Сокращение численности российского населения сопровождается его старением. Это приводит к увеличению среднего возраста работающих, к снижению их мобильности. В многих районах центральной и западной частей РФ доля пожилых людей среди работающих превышает 30-40 и будет расти в будущем. В результате возникает сложности не только с наймом работников для вновь создаваемых производств, но и увеличивается нагрузка на работающих. Необходимо все большую часть заработков людей трудоспособного возраста направлять на пополнение пенсионного фонда, т.е. возможности повышения заработной платы уменьшаются. В первую очередь сокращение предложения рабочей силы обусловливается естественной убылью населения. По данным Демографического ежегодника «Население России» доля населения трудоспособного возраста сократится с 63,3-63,5% в 2006-2008гг. до 57,6-57,9% в 2020-2025 гг. Одновременно с 20,3 до 26,15% увеличится доля населения пенсионного возраста. Вырастет не только доля населения старше трудоспособного возраста, но и его абсолютная численность, особенно после 2015г. Так, доля 20-29-летних в население трудоспособного возраста, которая составляет в настоящий момент 25,?% снизится до 25,2% к 2015г., а к 2025г. - до 18,5%.

Кроме того, в современных  условиях выезд населения за границу  из РФ представляет большую проблему, получившей название «утечки мозгов»  в связи с тем, что нашу страну покидают высококвалифицированные  специалисты, ученые, творческая интеллигенция. Процесс «утечки мозгов» продолжается и по настоящее время. Считается, что приток российских научно-технических кадров, например, в Израиль, помог этой стране уменьшить на 10-15 лет сроки решения многих задач НТП. Число россиян, желающих выехать на временную работу за рубеж, составляет от 2 до 5 млн. человек в год. Считается, что экономический рост России, как и ее дальнейшее процветание в будущем, в первую очередь будут обеспечены за счет интеллектуального потенциала страны. Поэтому, проблема демографической ситуации в стране, наряду с «утечкой мозгов», напрямую связана с экономическим ростом в стране и с положительным социально-экономическим развитием России.

Бедность является одной  из острейших на данное время социальных и экономических проблемы в Российской Федерации. Бедными в России официально являются лица, чей ежегодный доход  не превышает "черты бедности". Она определяется исходя из стоимости  товаров и услуг, необходимых  для удовлетворения самых минимальных  жизненных потребностей.

Проблема современной  российской социально-экономической  политики состоит в отсутствии перераспределения  социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных слоев  населения, что могло бы привести к снижению уровня бедности и неравенства. В случае если подобное перераспределение  произойдет, то повысится спрос на продукцию отечественного производства, поскольку на нее ориентируются  низкооплачиваемые слои населения. Провалы попыток правительства  поэтапно повысить минимальные государственные  гарантии по оплате труда, в сочетании  со снижением налоговой нагрузки не сказались положительно на росте  заработной платы и ее доли в ВВП, увеличении ее тарифной части, сокращении объемов скрытой заработной платы. В результате не наблюдается дополнительный спрос населения и рост инвестиций будут способствовать росту всех отраслей экономики.

Государство пытается воздействовать на уровень бедности с помощью  государственных выплат населению. Но возникает проблема в социальной сфере - это проблема адресности социальной поддержки населения. Основной формой адресной социальной поддержки населения являются пособия семьям, имеющим детей, предоставляемые семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума. Размеры пособия на детей в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 7 августа 2000 г. # 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации"  будут определяться ежегодно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. *

На данный момент существует проблема дестабилизированного финансирования пособий семьям, имеющим детей. Кроме  того, размер пособия не достаточен для того, чтобы семья могла  в состоянии прокормить ребенка. Решением проблемы может выступать  повышение размера ежемесячного пособия на детей.

Одним из последствий увеличения бедности в нашей стране является острое социальное неравенство. Так, разница  между 10% самых богатых и 10% самых  бедных в экономическом ракурсе  людей России составляет 24 раза. Кроме  того, за последние 10-15 лет пребывания России в «рыночной экономике» в  России число лиц, живущих в бедности, стало преобладать. Рост слоя бедных произошел в результате массового  обнищания интеллигенции, бывшей ранее  среднеобеспеченной.

Проблема обеспечения  жильем в нашей стране стоит сегодня  наиболее остро. В России, как и  в других странах с переходной экономикой, попытки построить ипотечный  рынок по образцу наиболее эффективных  систем не привели к успеху.

 

. *"О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Законодательство РФ. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. # 122-ФЗ

 Создание массового  рынка планировалось еще к  1999-2000гг., однако российская ипотека  оказалась востребованной лишь  высокодоходными слоями населения.  Стремление расширить узкий рынок вынуждает агентов прибегать к поддержке государства. Правительство РФ пытается осуществлять меры по обеспечению жильем, но на данный момент ситуация не изменяется. Как отметил президент, число ипотечных кредитов выросло, но, тем не менее, пока они доступны лишь 10% населения.*

Рынок жилья обладает рядом  особенностей по сравнению с другими  рынками. Для приобретения жилья, как  правило, необходимо накопление сбережений в течение длительного времени. Этот процесс требует от покупателей  высокой экономической культуры, умения планировать семейный бюджет и оценивать различные ссудосберегательные программы.

Большинству населения, заработная плата которых, по статистике, составляет 6 тысяч рублей Данные Министерства экономики и развития РФ., себестоимость жилья не позволяет приобрести жилье.

Попытки решить данную проблему были сделаны правительством. В частности, был проведен национальный проект «Доступное жилье». Однако, и здесь есть много немаловажных проблем. В рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» в 2006 году смогли улучшить свои жилищные условия 21,4 тысячи молодых семей, хотя плановый показатель составлял 27,8 тысячи семей. Данные замминистра регионального развития, статс-секретаря Минрегиона Виталия Шипова, выступление на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.. Невыполнение планового показателя объясняется, в частности, тем, что два региона (Москва и Приморский край) отказались от участия в программе обеспечения жильем молодых семей, не захотев менять свои собственные процедуры жилищной поддержки молодых семей.

Информация о работе Уровень социально-экономического развития России