Уровень социально-экономического развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении и выявлении современных проблем социально-экономического развития РФ.
Задачи:
1) рассмотрение существующей экономической ситуации в РФ;
2) выявление современных проблем экономической и социальной сфер;
3) анализ современного состояния экономической и социальной сфер США;

Работа содержит 1 файл

Современные проблемы социально2.docx

— 45.44 Кб (Скачать)

           Введение

В условиях интенсивной и  тотальной глобализации России предстоит  решить многие задачи, которые раньше не были столь насущными. Семьдесят  лет Советского режима, пятнадцать лет «перестройки» - сегодня нашей  стране приходится заново строить экономику, а вместе с ней и налаживать состояние в социальной сфере. Россия - страна самобытная, не относящаяся ни к западным, ни к восточным странам, а потому, нельзя скопировать какой-либо путь развития страны, ее экономики, политической сферы, а приходится искать новые выходы из существующего кризиса. В данной работе отражены наиболее важные на сегодняшний день проблемы социально-экономического развития Российской Федерации. Актуальность данной проблемы имеет практическое значение.

Рыночная экономика, которая  развивается в нашей стране, неизбежно  связана с дифференциацией доходов  населения, усилением неравенства, бедностью и другими социальными  трудностями. А, следовательно, от состояния  рыночной экономики напрямую зависит  уровень жизни основного населения  России.

Трудность решения экономических  и социальных проблем заключается  в том, что для успешного решения  данных проблем требуется рациональная и эффективная политика государства. В данном случае прошлые неудачи  решения проблем и «провалы»  государственной политики обусловлены как раз таки не достаточно эффективной проводимой политикой.

Цель данной работы заключается  в рассмотрении и выявлении современных  проблем социально-экономического развития РФ.

Задачи:

1) рассмотрение существующей  экономической ситуации в РФ;

2) выявление современных  проблем экономической и социальной  сфер;

3) анализ современного  состояния экономической и социальной  сфер США;

4) формулирование выводов  по данной теме.

 Уже было упомянуто,  что Россия не сможет полностью  перенять вариант экономического  развития США или Франции, но  в виду того, что Соединенные  Штаты Америки и Франция являются  странами с передовой экономикой  и успешной социальной политикой,  Россия в первую очередь должна  равняться на данные страны  как на лидирующие мировые  державы. Стоит сказать о том,  что в реальности существуют  и другие проблемы экономической  и социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическое  развитие Российской Федерации 

1.1 Характеристика социально-экономического развития Российской Федерации

Социально-экономическое  развитие - это структурная перестройка  экономики, сопровождающаяся экономическими, социальными, политическими и духовными  процессами, развертывающимися в  обществе.

Сущность и значение социально-экономического развития заключается в постоянном разрешении и повторении уже на новом  уровне основной проблемы любой хозяйственной  системы - противоречия между ограниченностью  производственных ресурсов и безграничностью  людских потребностей.

Ряд экономистов считают  целесообразным выделить следующие  направления социально-экономического развития, которые актуальны как  для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:

· Конъюнктурная политика

· Политика экономического роста 

· Структурная политика

· Региональная политика

· Политика занятости 

· Антиинфляционная политика

· Инвестиционная политика

· Социальная политика

Конъюнктурная политика представляет собой совокупность мер государства  по обеспечению динамичного и  одновременно равновесного состояния  рыночной экономики. Как и все  процессы в экономике, динамическая неустойчивость имеет свои плюсы  и минусы. Положительный момент связан с тем, что благодаря перепадам  конъюнктуры быстрее выявляются и устраняются сравнительно слабые, малоэффективные звенья экономики. Минусы же прежде всего в том, что быстрое закрытие неэффективных производств создает дополнительные проблемы с занятостью. Методы конъюнктурной политики можно разделить на финансовые и кредитно-денежные. А целям конъюнктурного регулирования соответствует вообще вся направленность социально-экономической политики, включая обеспечение полной занятости, стабильности цен, соразмерного и постоянного экономического роста, внешнеэкономического равновесия, справедливого распределения ВВП и высокого благосостояния граждан.

Также, социально-экономическое  развитие заключается в обеспечении  сглаженного от циклических колебаний  экономического роста. Экономический  рост представляет такое развитие национального  хозяйства, при котором увеличиваются  валовой национальный доход и  реальный валовой внутренний продукт  как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные  взлеты реального объема общенационального  производства, а долговременные тенденции  увеличения и качественного совершенствования  общенационального продукта и факторов его производства.

Экономическое развитие как  понятие более полно по сравнению  с экономическим ростом отражает хозяйственный прогресс. Он означает не только умножение результатов  производства, но и становление в  национальном хозяйстве новых прогрессивных  пропорций.

Для многих развитых стран  задача негосударственного стимулирования экономического роста отошла на второй план. Перед ними в большей степени  стоят проблемы достижения качества экономического роста при его  умеренном уровне. Следовательно, речь идет о стимулировании научно-технического прогресса и о структурной  политике, которые должны обеспечить наполняемость процентов роста  прогрессивными и качественными  товарами и услугами.

Экономическая политика в  области структурных изменений  представляет собой совокупность мер, оказывающих воздействие на изменение  меж - и внутриотраслевых пропорций в экономике. Цель данного направления политики - повышение конкурентоспособности национальной экономики, решение ряда социальных проблем, стимулирование научно-технического прогресса.

 Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому необходима социально ориентированная экономика, ставящая на лидирующие позиции не только темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.

  Одно из направлений социально-экономического развития связано с решением региональных проблем. Любая страна представляет собой совокупность территорий, отличающихся между собой, как правило, по многим параметрам. Прежде всего речь идет о территориально неравномерном распределении ресурсов: комплекса природных ресурсов, труда и капитала. Таким образом, в развитии экономики страны складывается территориальная неравномерности. Задачей региональной политики государства является применение мер по достижению определенного пространственно-производственного равновесия в национальной экономике. Осуществляется, как правило, экономической поддержкой ослабленных территорий.

  Политика занятости - одно из важнейших направлений социально-экономического развития - рассчитана на экономически активное население, которое получает трудовое вознаграждение в виде заработной платы. Данная политика в этом случае способствует созданию нормальных условий для оптимального использования труда на производстве, предотвращению вырождения и деградации работников.

  Этот аспект социально-экономической политики проявляется в установлении минимальной заработной платы во всей экономике и определении основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы). Исходя из этого, социально-экономическое развитие осуществляется тогда, когда в экономике государство поддерживает уровень и структуру занятости (политика занятости), законодательное определение условий труда на производстве и его охраны и т.п.

  Антиинфляционная политика является составной частью социально-экономического развития. Поскольку инфляция стала одним из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика направлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий.

  Как свидетельствует мировой опыт, набор основных антиинфляционных мер типичен для большинства государств. Их специфика в отдельных странах определяется темпом инфляции, состоянием экономики, экономической политикой государства, теоретической концепцией, на которой она основана.

  В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что дает возможность создавать накопления и больше потреблять в будущем. Важным показателем развитости социально-экономической политики страны является соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте. Следовательно, чтобы обеспечить эффективное социально-экономическое развитие в стране, следует обеспечить положительные тенденции в инвестиционной сфере. Что касается России, в экономике нашей страны в последнее время сложился ряд предпосылок для роста инвестиций.

Конечной целью функционирования национальной экономики является создание условий для нормальной жизнедеятельности  человека или достижение определенного уровня жизни, и, следовательно, иным, не менее важным, элементом социально-экономического развития является уровень жизни населения. Уровень жизни населения - это обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами или степень удовлетворения потребности в этих благах. Для нормальной жизнедеятельности необходимы приемлемые условия труда, полноценное образование, доступное здравоохранение, качество питания, жилья и т.д.

Современная экономическая  теория рассматривает уровень жизни  как на глобальном макроуровне - в масштабах всего населения страны в целом, так и на дифференцированном макроуровне - в рамках отдельных групп населения. В первом случае можно сделать сравнительный анализ уровня жизни населения в разных страна по показателю ВВП на душу населения. Наиболее высок этот показатель в развитых странах, а именно: в США, Скандинавских странах, Германии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Японии. А самая бедная страна Эфиопия имеет 300 долларов в год а одного человека. Такие различия доходов вызваны как уровнем научно-технического прогресса и производительности труда в отдельных странах, так и степенью организации общественного производства, степенью государственного регулирования. Интересен факт зависимости продолжительности жизни от уровня жизни и производства реального ВВП на душу населения, о чем свидетельствуют данные таблицы ниже.

Зависимость продолжительности  жизни от уровня жизни и производства реального ВВП на душу населения (данные за 2005год).*

 

* Грязнова А.Г. «Макроэкономика.  Теория и российская практика»,  М., 2006.

 

 

 

 

Страна Ожидаемая продолжительность жизни Реальный годовой ВВП на             

                                                                                          душу населения

Япония                    80                                           24,07 тыс. дол.  

США                   76,4                                          2,01 тыс. дол.  

Швеция                  78,5                                           19,79 тыс. дол. 

Мексика                    72,7                                           8,37 тыс. дол.  

Колумбия         70,4                                          6,80 тыс. дол.  

Россия                 66,6                                         4,37 тыс. дол.  

Нигерия                 50,1                                              920 дол.

  В период с 2005 года и до настоящего времени тенденции отношения ожидаемой продолжительности жизни к реальному годовому ВВП на душу населения изменялись незначительно. Дополнить анализ уровня жизни позволяют такие показатели, как выработка конечного продукта на одного занятого (в промышленности и сельском хозяйстве), национальный доход на одного занятого в материальном производстве. По этим показателям также лидируют США, ФРГ, Япония.

   В мировой практике используют показатели благосостояния: показатели дохода, комбинированные индексы, обобщающие показатели дохода, недоходные показатели (грамотность, здоровье, санитарные условия), индексы социального участия (следование традициям в питании, участие в национальных праздниках), субъективные индексы (оценка индивидом собственного уровня жизни).

   ООН предложил комбинированный показатель индекса качества жизни, определяемый такими параметрами, как состояние здравоохранения, уровень образования, средняя продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособность населения, доступ к политической жизни. С учетом возросших социальных требований вводится показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно - индекс человеческого развития (ИЧР). Ведущие показатели, определяющие ИЧР, - это ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный валовой внутренний продукт на душу населения. Если определять ИЧР по шкале от 0 до 1, то страны с ИЧР ниже 0, 5 характеризуются низким уровнем человеческого развития.

  1.2 Показатели социально-экономического  развития

  Кроме различных направлений социально-экономического развития, о которых шла речь выше, существует ряд показателей социально-экономического развития.

  Во-первых, развитие характеризуется ростом ВВП. Задача государства при этом - проводить такую экономическую политику, чтобы масштабы и пропорции создаваемого валового внутреннего продукта были в наибольшей степени оптимальными.

Информация о работе Уровень социально-экономического развития России