Уровень и качество жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации.

В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения

1.1 Понятие уровня и качества жизни населения

1.2 Индикаторы измерения уровня и качества жизни

Глава 2. Основные показатели уровня и качества жизни населения

2.1 Показатели уровня и качества жизни населения России

2.2 Основные направления повышения уровня жизни населения России

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Уровень и кач-во жизни6.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

 

Среднедушевые денежные доходы исчисляются  делением общей суммы денежных доходов  на численность населения. Как видно  из данных приложения 1 среднедушевые  доходы населения ежегодно возрастали и в 2004 г. составили 6457 рублей, что на 24,6% больше, чем в 2003 году. Реальные располагаемые денежные доходы в период с 2005 г. по 2006 г. возросли на 1,1%, с 2007 г. по 2008 г. - увеличились до 14939,2руб.

 

По данным Госкомстата денежные доходы населения в 2008 году сложились в сумме 25561,2 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2007 годом на 19%.

 

В 2007 г. в России рост потребительских  цен, опережавший динамику денежных доходов населения, привел к падению  покупательной способности доходов и увеличению численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Такое изменение социальной и экономической ситуации сопровождается резким усилением дифференциации населения по основным социально-экономическим характеристикам: оплате труда, жилищной обеспеченности, располагаемому имуществу, денежным сбережениям.

 

Статистика представляет два вида распределения доходов среди  населения: распределение населения  по размеру среднедушевых денежных доходов и распределение общего объема денежных доходов населения, что в совокупности дает относительно полное представление о распределении доходов.

 

Данные  таблицы "Распределение населения  по величине среднедушевых денежных доходов" приложения 2 позволяют  судить о численности различных  доходных групп населения и дают возможность произвести разбивку на более крупные группы, лучше всего по их соотношению с прожиточным минимумом.

 

Величина  прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человеческого обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы [1, с.34].

 

Величина  прожиточного минимума определяется ежеквартально  и устанавливается правительством РФ - в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ - в субъектах  РФ.

 

Начиная с квартала 2004 г. расчеты  величины прожиточного минимума производятся на основе данных Госкомстата России на уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ.

 

В приложении 3 приведены данные величины прожиточного минимума за 1-4 кварталы 2000-2008 годов, установленные Правительством РФ [9, с.185].

 

В 2007 г. средний прожиточный минимум  составлял 4005 рублей. Численность населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной  в целом по РФ, в квартале 2007г. составила 18,7 млн. человек (13,3% от общей численности населения). В 2008 году Правительство установило официальный прожиточный минимум в стране, рассчитанный по итогам четвертого квартала 2008 года он оказался весьма небольшим - 4693 руб. на душу населения в месяц. По категориям населения прожиточный минимум дифференцируется так: для трудоспособного населения - 4971 руб., для пенсионеров - 3644 руб., для детей - 4389 руб. По сравнению с третьим кварталом 2007 года прожиточный минимум вырос на 814 руб. - примерно на 10%, хотя потребительские цены за четвертый квартал 2007 года, по официальным данным, выросли на 11,1%.

 

Рассмотрим на основании таблицы  приложения 3 расчетные сопоставления  по уровню жизни между работающими, пенсионерами и детьми по данным за 2000-2008г., используя показатель соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума по каждой из названных категорий граждан. Учитывая приведенный выше анализ, что в 2007 г. Среднедушевой денежный доход по всему населению составил 12602,7 рублей и прожиточный минимум - 3847 рублей, то усредненный уровень жизни может быть оценен в процентах как отношение12602,7: 3847 или приблизительно 327%. В 2008 г. - 14939,2: 4593, что приблизительно равно 325%.

 

Детский прожиточный минимум был  равен в 2008 году 4389 рублей, а значит уровень жизни ребенка равен 181,5%. В 2007 году - 253,5%. Наконец, уровень жизни пенсионера в 2007 году равнялся среднему размеру пенсии, деленному на его прожиточный минимум, или 76,3%. В 2008 году этот показатель составлял 117%.

 

В приложения 4 приводятся данные о  распределении общего объема денежных доходов населения по 20% -м группам, где наблюдается усиление неравномерности. Так, наиболее обеспеченная группа населения  сконцентрирована в 2006 г. 47,3% против 47,9% в 2007 г., а доля наименее обеспеченной группы в общем доходе уменьшалась на протяжении с 2006 по 2008 года, и составила 5,1%.

 

В структуре использования денежных доходов в 2005 г. по сравнению с 2003 г. отмечался некоторый прирост  финансовых активов. В период с 2006 по 2008 г. - рост финансовых активов. Изменения в структуре использования денежных доходов с 2003 г. по 2008 г. прослеживаются в таблице приложения 5.

 

Из общей суммы денежных доходов  в 2007 г. было израсходовано на потребительские  цели (покупка товаров и оплата услуг) 14831,4 млрд. рублей (на 21,7% больше чем в 2006 г), на оплату налогов и взносов - 3331,8 млрд. рублей (на 60,9%), на накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах - 2731,9 млрд. рублей (на 43,5%), на покупку валюты - 4534,5 млрд. рублей (на 11,8%). Наличие денег на руках у населения в 2007 г. составило 819,0 млрд. рублей, превысив уровень 2006 г. на 29% [9, с.117-118].

 

Для граждан, занятых на предприятиях и в организациях, основную часть  объема денежных доходов составляет оплата труда. В 2007 г. номинальная начисленная заработная плата одного работающего составила 13593,4 рублей, о чем свидетельствуют данные таблицы приложения 6. Реальный уровень оплаты труда по сравнению с 2006 г. вырос на 24%.

 

По-прежнему сохраняется значительная дифференциация уровня среднемесячной заработной платы в различных отраслях экономики. Так в 2008г. наиболее высокая заработная плата сложилась у работников кредитования, финансов, страхования, транспорта, промышленности, строительства и управления. Наименьшую заработную плату имели работники образования, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, общественного питания.

 

Еще одним показателем уровня жизни  населения является уровень бедности. В 2007 г. бедность основной части населения, по-прежнему оставалась главной социальной проблемой страны [24, c. 19-21].

 

Бедность - это социально-экономическое  положение части населения и  домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей. Основу официально публикуемых данных об уровне бедности составляет индекс численности бедного населения, определяемый в российских условиях как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. На рисунке 1 приложения 8 приведена динамика этого показателя за годы реформ, из которого следует, что в течение прошедших 12 лет наблюдались заметные колебания индекса. До 1995 года показатели бедности устойчиво снижались. В 1994 году произошло особенно сильное снижение. Главный фактор радикального уменьшения численности бедных в тот период - изменение методики построения ряда распределения по доходам.

 

В 1995 году наблюдался некоторый рост масштабов бедности, что связывают с банковским кризисом, после чего отмечалась тенденция снижения бедности, вплоть до августовского кризиса 1998 года. После этого нового кризиса, последствия которого наиболее ярко проявились в 1999 году, наблюдается устойчивое сокращение бедности, которое объективно произошло еще в 2000 году. Однако, именно в 2005 году, Россия перешла к более дорогому прожиточному минимуму, поэтому рост реальных доходов населения не нашел своего отражения в динамике численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Начиная с 2001 года, наблюдается устойчивая тенденция снижения численности бедного населения, что свидетельствует о позитивном влиянии экономического роста на уровень доходной обеспеченности населения [19, c.132-138].

 

Теперь обратимся к показателю дефицита доходов, измеряемому в процентах от величины прожиточного минимума и указывающему на то, сколько нужно доплатить бедным для того, чтобы подтянуть их доход к величине прожиточного минимума, то есть, чтобы они перестали быть бедными. В среднем по всем бедным дефицит дохода составил 28,7%. Данный результат дает основания утверждать, что российская бедность неглубокая. Представленные на рисунке 2 приложения 8 данные иллюстрируют тот факт, что для большинства бедных семей дефицит дохода не превышает 20% от величины прожиточного минимума, и только у 8,5% он выше 60% прожиточного минимума.

 

Такие оценки позволяют сделать  вывод о том, что значительная часть российских бедных домохозяйств сконцентрирована у черты бедности и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств существования. Для политики это позволяет определить два принципиально разных направления целевой деятельности. Во-первых, за счет программ, направленных на поддержку тех, кто расположен у черты бедности, можно существенно сократить численность бедного населения при минимальных издержках. Во-вторых, порядка 10% бедных семей будут продолжать оставаться таковыми даже в том случае, если к ним перераспределить существенную часть доходов, поэтому для них необходимы специальные программы, направленные на сокращение глубины бедности. Тот факт, что бедность неглубокая, следует рассматривать как позитивный результат с точки зрения динамики уровня жизни, а концентрация бедных преимущественно около черты бедности еще указывает на возможную высокую временную бедность [19, c.140-142].

 

Таким образом, масштабы бедности, несмотря на все экономические успехи и  благоприятные изменения в области  доходов населения в 2005 г., являются по-прежнему одной из наиболее острых социальных и политических проблем.

 

Расходы также являются одним из основных показателей уровня жизни. Денежные расходы населения - это  использование доходов населения  на покупку товаров и оплату услуг  и различного рода платежи: обязательные платежи и профсоюзные взносы (налоги, сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. При этом в Системе Национальных Счетов проводиться различие между расходами на конечное потребление и объемом фактического конечного потребления. В качестве источника информации используется выборочные бюджетные обследования, баланс денежных доходов и расходов населения, торговая статистика.

 

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоит из потребительских  расходов, стоимости натуральных  поступлений продуктов питания  и стоимости представленных в  натуральном выражении дотаций  и льгот.

 

Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.

 

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг: по проживанию в собственном жилище - они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище, и домашние услуги, производимые наемными работниками, их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т.п.).

 

Различают услуги материальные (производственные - ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.), услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные) [3, с.32].

 

Денежные расходы населения  представляют собой форму реализации населением своих денежных доходов. Потребительские расходы населения  в среднем за месяц в расчете на члена обследуемого домохозяйства в 2008 г. составили 8561,8 рубля и возросли на 31,8% по сравнению с 2007 г.

 

Рост денежных доходов населения  приводит к изменениям в структуре  потребительских расходов. Это проявляется  в том, что с увеличением доходов семей снижается доля затрат на питание. Чем ниже эта доля, тем выше уровень благосостояния. Эти изменения прослеживаются приложении 8 [8, с.47 - 48].

 

Наибольший рост расходов на покупку  продуктов питания по данным таблицы  в период с 2003 по 2008 г. отмечался в 2003 г. (на 35,8%), наименьший - в 2007 г. На непродовольственные товары наибольшие расходы составили в 2006 году, наименьшие в 2003 г. Наконец, наибольшие расходы на услуги составили в 2006 г., наименьшие - в 2003 г.

 

Под влиянием доходных организаций и динамики цен усилилась и дифференциация в расходах на отдельные виды товаров между группами населения с различным уровнем благосостояния. Рост дифференциации в расходах для населения с различным уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов был неравномерен по продуктам питания, входящим в состав той или иной группы продовольственных товаров. Среднедушевые денежные расходы на покупку непродовольственных товаров (в среднем за месяц) в 2005 году составили 397,1 рублей и увеличились на 8% по сравнению с 2004 г.

 

Наибольший удельный вес в структуре  расходов на оплату услуг в 2008 г. занимали жилищно-коммунальные услуги (10,4%), услуги пассажирского транспорта (3,1%), услуги связи и услуги в системе образования (по 1,6%).

 

Также одним из наиболее важных показателей уровня жизни является уровень здравоохранения. Анализ таблицы приложения 9 показывает, что в период с 2004 по 2007г. в России значительное число учреждений здравоохранения сократились с 9,8 тыс. в 2004 г. до 6,8 тыс. в 2007 году, число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений в этот период также уменьшилось с 22,1 тыс. до 18,3 тыс. Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий сократилось с 15,2 тыс. до 11,5 тыс. в период с 2004 по 2007г. Число фельдшерских пунктов в период с 2004 по 2007 г. резко уменьшилось с 43,2 тыс. до 39,8 тыс. [8, с.175-177].

Информация о работе Уровень и качество жизни населения