Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:33, курсовая работа
В последние десятилетия смысл, который ученые придают термину "уровень жизни", и вкладываемое в него содержание претерпели серьезные изменения. До недавнего времени специалисты в области измерения уровня жизни располагали всего двумя давно сложившимися, традиционными подходами к решению этой задачи. Оба подхода, как выяснилось, имеют серьезные недостатки, осмысление которых позволило поставить вопрос об идеальном с теоретической точки зрения показателе уровня жизни, т. е ориентире, к которому следует стремиться в прикладных исследованиях и практических измерениях.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения
1.1 Понятие уровня и качества жизни населения
1.2 Индикаторы измерения уровня и качества жизни
Глава 2. Основные показатели уровня и качества жизни населения
2.1 Показатели уровня и качества жизни населения России
2.2 Основные направления повышения уровня жизни населения России
Заключение
Список литературы
Уровень и качество жизни населения
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения
1.1 Понятие уровня и качества жизни населения
1.2 Индикаторы измерения уровня и качества жизни
Глава 2. Основные показатели уровня и качества жизни населения
2.1 Показатели уровня и качества жизни населения России
2.2 Основные направления повышения уровня жизни населения России
Заключение
Список литературы
Введение
В эпоху глобализации и углубления интеграционных процессов, расширения внешнеэкономических связей и различных форм экономического сотрудничества наличие сопоставимой информации является необходимым условием для оценки экономического и социального положения страны в мире. В настоящее время результаты сопоставлений широко используются международными организациями, национальными государственными органами и неправительственными организациями разных стран, журналистами и учеными для аналитических и практических работ.
Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследствие мирового экономического кризиса показатели уровня и качества жизни значительно снизились. Кризис заставил по новому взглянуть на индикаторы и показатели уровня и качества жизни. Очень важно знать от каких показателей зависит качество и уровень жизни, поэтому необходимость теоретического исследования взаимосвязи уровня экономического развития страны и составляющих качества жизни населения предопределяют актуальность моего исследования и его практической значимости.
Изучению вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли труды К. Маркса. Исследованиями в этой области занимались С.Л. Брю, Дж.М. Кейнс, Ф. Котлер, А. Маслоу, С. Фишер и др. Зарубежными авторами разработаны национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.
В нашей стране развитие систематических оценок уровня жизни населения принадлежит одному из выдающихся ученых - Вайнштейну
Немалый вклад внесли: Бузляков Н.И., Капустин Е.И., Майер В.Ф., Римашевская Н.М. и др. Отдельно следует отметить исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведенные под руководством В.Н. Бобкова. В трудах отечественных авторов нашли отражение проблемы повышения уровня жизни, разработка и классификация индикаторов уровня жизни.
В последние десятилетия смысл, который ученые придают термину "уровень жизни", и вкладываемое в него содержание претерпели серьезные изменения. До недавнего времени специалисты в области измерения уровня жизни располагали всего двумя давно сложившимися, традиционными подходами к решению этой задачи. Оба подхода, как выяснилось, имеют серьезные недостатки, осмысление которых позволило поставить вопрос об идеальном с теоретической точки зрения показателе уровня жизни, т. е ориентире, к которому следует стремиться в прикладных исследованиях и практических измерениях. Существующие разногласия в методологии определения уровня жизни, недостаточно целенаправленный анализ его показателей, высокая социальная цена осуществленных в России экономических реформ обусловливают необходимость тщательного изучения указанных позиций и подтверждают актуальность темы данной курсовой работы.
Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации.
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.
Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни населения. Объектом исследования является уровень жизни населения и влияющие на него условия как определенный срез социально-экономических отношений.
Курсовая работа состоит из 4 глав, введения, заключения, списка литературы и необходимого приложения.
Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения
1.1 Понятие уровня и качества жизни населения
Понятия "уровень жизни" и "качество жизни" являются предметом изучения многих дисциплин. В современной научной литературе эти понятия трактуются по-разному в зависимости от целей и задач исследования.
Подход с точки зрения производства рассматривает уровень жизни в зависимости от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Так, Н.И. Бузляков отмечает: "… в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил" [4, с.72].
Несколько иной подход к пониманию уровня жизни населения определяет И.И. Елисеева: "Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей", "денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни" [3, с.34].
Директор Всероссийского центра уровня жизни В. Бобков рассматривает уровень жизни с точки зрения потребления: "В современной интерпретации понятием "уровень жизни" характеризуются доходы, людей не как таковые, а выраженное в денежной и условно денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплектов" [12, с.58]
А.Г. Крыжановская дает следующее определение: "Качество жизни - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека". [22, c.273]
Представляется достаточно обоснованным определение уровня жизни в узком и широком смысле.
В узком понимании - через характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей (изменение доходов, расходов и потребления населением благ и услуг). Потребность можно определить как непосредственное выражение необходимости, которая требует своего удовлетворения, благодаря чему выступает исходной причиной деятельности. Одной из фундаментальных особенностей развития потребностей является их кумулятивный характер роста, а именно: появление новых потребностей не приводит к исчезновению старых. Привычки, вкусы, наклонности и предпочтения человека влияют на формирование различных потребностей. Это влияние носит субъективный характер. Но на формирование потребностей оказывают влияние не только субъективные факторы. В качестве объективного "раздражителя" потребностей выступают различные внешние рычаги, которые могут быть экономическими, социально-психологическими или организационными. В совокупности они составляют объективные факторы формирования потребностей [7, с.43].
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки "разложить по полочкам" все многообразие потребностей людей. Так, выдающийся экономист А. Маршалл отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и другие. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные) [2, с.32].
При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях.
К материальным, как правило, относят потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь относят потребности в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, духовных потребностей [6, c.23].
Таким образом, в узком смысле слова уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе - как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни.
В широком понимании уровень жизни представляется через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Другими словами, уровень жизни в данном аспекте рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения [3, с.33-34].
Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни и другие.
Прежде всего - это народное благосостояние, наиболее широкое и емкое понятие из этого набора. "Под народным благосостоянием понимается сложный социально-экономический феномен, интегрирующий характеристики уровня, образа и качества жизни населения, каждая из которых представляет лишь некоторый срез единого, но многогранного и объемного общественного организма. В конечном счете, народное благосостояние отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни" [14, с.9].
К настоящему времени "народное благосостояние" стало постепенно утрачивать популярность, будучи, во-первых, термином, относящимся к устаревающему словарю централизованной плановой экономики, во-вторых, под влиянием растущей употребимости понятий уровня и качества жизни и, в-третьих, в связи с определенной несовместимостью термина "благосостояние", имеющего позитивный смысловой оттенок, со значительным падением уровня жизни большинства населения страны.
Качество жизни определяется как субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Российские ученые активно обратились к исследованию проблем качества жизни, прежде всего в связи с обострением системного кризиса и углублением социально-экономических противоречий в обществе, что выражается, главным образом, в снижении реальных доходов населения, углублении имущественной дифференциации, росте заболеваемости населения и постепенном сокращении продолжительности его жизни [17, c.57-58].
Качество жизни, следовательно, следует рассматривать как совокупность определенных характеристик жизненно важных для человека сторон, процессов и явлений, отражающих его современное существование, как в аспекте трудовой деятельности, так и в аспекте жизнедеятельности вообще.
Современный экономический словарь определяет термин "качество жизни" как социально-экономическую категорию, представляющую обобщение понятия "уровень жизни" и включающей в себя "не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, душевный комфорт". На наш взгляд, проблема исследования состоит не в том, чтобы к понятию "уровень жизни" добавить понятие "качество жизни", а в том, чтобы при анализе и оценке уровня жизни отразить качество жизни, для чего необходима соответствующая систематика потребностей людей и надлежащая оценка уровня их развития и степени удовлетворения [3, с.47-50].
Необходимо отметить, что качество жизни как категория экономической науки взаимосвязана с такими, близкими по своему происхождению и содержанию понятиями, как образ жизни, стиль жизни, уровень жизни человека.
Образ жизни есть сплав объективных условий и субъективной стороны деятельности людей, выражение, прежде всего, их социально-экономической активности. Образ жизни "ведут", практикуют, он является как бы общей формулой повседневного бытия личности. Другими словами образ жизни - это типичные, практикуемые нормы, поведения людей, способ их повседневной деятельности в сфере труда и быта, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.