Уровень и качество жизни, их показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение показателей уровня и качества жизни, взаимосвязь между этими понятиями, анализ и оценка изучаемых показателей в современных условиях, исследование развития социальной политики в Республике Беларусь и пути повышения ее уровня.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1.Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения………….7

2.Показатели уровня и качества жизни в современных условиях……………18

3.Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованных источников…………………………………………...35

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсач по уровню жизни 1111.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

     Так как механизм осуществления социальной политики требует реализации блока  законодательных, организационных  и экономических мер, государство  выполняет свои социальные функции  через органы законодательной и исполнительной власти всех уровней управления. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными властями. Республиканские же органы определяют направление государственной политики, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы. Они определяют государственные стандарты в области оказания социальных услуг, создают объекты социальной индустрии, управляют объектами социальной защиты.

     Для непосредственного оказания социальных услуг функционируют учреждения социального обслуживания. Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация, и государство покрывает необходимые расходы. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.

     Работа  предприятий, учреждений и организаций  социальной инфраструктуры должна отвечать требованиям и правилам, основанным на следующих принципах:

  • обеспечение доступности услуг всем потребителям;
  • учет особенностей спроса населения на отдельные виды услуг;
  • разумное сочетание платных и бесплатных услуг, дифференцированный подход к потребителям при оказании платных услуг;
  • обеспечение комплексного обслуживания населения (один вид услуг не может быть заменен другим);
  • эффективное использование всех видов ресурсов, предоставленных в распоряжение социальной сферы;
  • обеспечение комплексного характера развития ее отраслей в пределах территории.

     В Республике Беларусь социальные статьи занимают львиную долю бюджетных расходов и рассматриваются как источник снижения налогового бремени на предприятия в интересах экономического роста, который предоставляет реальные возможности для решения социальных задач. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.

     Согласно  Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Республика Беларусь пока не подписала Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда. Однако Межпарламентская ассамблея стран СНГ одобрила Хартию социальных прав граждан.

     О динамике уровня жизни — важнейшего показателя развития общества — можно судить в первую очередь по производству и потреблению материальных благ, средней продолжительности жизни и времени труда.[6, с.53]

     Тенденция снижения уровня жизни населения, проявившаяся в ходе экономических преобразований, становится одной из главных проблем обеспечения социальной и экономической стабильности в республике. В настоящее время это особенно актуально, так как почти 70% населения находится в состоянии бедности или приближается к ней. Резкое снижение ВВП с 1991г. повлияло на реальные доходы: по сравнению с 1990 г. количество бедных увеличилось более чем в 20 раз, причем доходы на уровне или ниже черты бедности имеют не только одинокие пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, но и часть трудоспособного населения. Основная причина бедности обусловлена ограниченной возможностью трудоспособного населения в получении дохода, обеспечивающего удовлетворение основных потребностей (Приложение М).

     Социальная  политика на период выхода экономики из кризиса ставит своей целью стабилизацию уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа Республики Беларусь. На заседании Президиума Совета Министров была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. В документе изложены модель социально-экономического развития нашей страны, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика (последнюю не следует путать с рыночным социализмом), и механизмы осуществления стратегии устойчивого развития. Приоритетным направлением социальной политики в 2000–2010 гг. стал переход от социальной поддержки малообеспеченных слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения республики. Программа содержит ряд мер:

  • политику доходов населения, которая направлена на создание условий, позволяющих активной части населения зарабатывать необходимые средства. Она предусматривает повышение значения заработной платы в составе доходов населения; восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего социального норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от средней заработной платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год; доведение доли заработной платы в составе валового национального продукта до 36-40% и др.;
  • социальную политику граждан, которая предусматривает государственную поддержку социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, безработные); развитие негосударственных пенсионных фондов; разработку программ оказания помощи беднейшим группам населения; проведение активной социальной политики в области защиты от риска (болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и безработицы) через систему гибких социальных программ, увязанных с доходами и продолжительностью работы;
  • обеспечение занятости населения. Реформирование народного хозяйства, структурная перестройка экономики обуславливают необходимость перераспределения рабочей силы. Высвобождению работников будут предшествовать разработка и реализация мер, обеспечивающих жизнеспособность производств; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; организация общественных работ и др. Дальнейшее развитие получит система здравоохранения и образования.

     В условиях распространения бедности, ухудшения состояния здоровья населения необходимо оказывать поддержку семье — важнейшей ячейке общества, выполняющей воспроизводственные, экономические, воспитательные функции:

  • не допускать сокращения государственных расходов на пособия семьям ниже 2,5–3,5% от ВВП;
  • поддерживать определенный уровень пособий семьям с детьми, чтобы сохранить их значимость (уровень пособия на ребенка не должен быть ниже 10–15% средней заработной платы, чтобы обеспечить минимальные расходы на питание ребенка и предметы первой необходимости);
  • восстановить прежнюю посещаемость детских дошкольных учреждений и постепенное повышение качества обслуживания в них за умеренную плату;
  • сохранить доступность услуг здравоохранения высокого качества, что окажет положительное влияние прежде всего на бедных, которые имеют доступ только к государственному здравоохранению;
  • сохранить доступность к системе образования, поскольку его влияние на уровень бедности состоит в том, что люди с более высоким образовательным уровнем, быстрее приспосабливаясь к изменениям на рынке труда, способны обеспечить себе достойный уровень доходов.

     Осуществляемый в  этих целях мониторинг социально-экономического положения основан на изучении данных уровня жизни разных типов семей  с учетом трудоспособности, образования, профессии и т.д., так как важно оказание именно адресной помощи.

     Основой социальной политики на период выхода экономики из кризиса является система  государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания. Государственные минимальные социальные стандарты применяются для формирования и исполнения статей республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных страховых фондов.

     Государственный минимальный  социальный стандарт — минимальный  уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

     Согласно  Закону Республики Беларусь «О государственных  минимальных социальных стандартах» (№ 322-3 от 11.11.1999), в систему государственных минимальных социальных стандартов включаются:

  1. в области оплаты труда: минимальная заработная плата (МЗП) — ее размер определяется исходя из минимального потребительского бюджета; республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по единым коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и тарифной ставки первого разряда;
  2. в области пенсионного обеспечения: минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;
  3. в области образования: перечень бесплатных и общедоступных образовательных услуг;
  4. в области здравоохранения: нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в пересчете на одного жителя страны;
  5. в области культуры: перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, которые устанавливаются государственными учреждениями культуры;
  6. в области жилищно-коммунального обслуживания: нормы общей площади жилого помещения, перечень и объем коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам, а также максимально допущенная доля оплаты платежей за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление бесплатного жилья или жилья по доступным ценам;
  7. в области социальной поддержки и социального обслуживания: государственная помощь в связи с рождением ребенка и воспитанием детей. Для оказания материальной поддержки малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации предусмотрены пособия, единовременные выплаты и иная материальная помощь, а также установлены нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений социального обслуживания.

     Нормы государственных минимальных социальных стандартов устанавливаются Советом  Министров Республики Беларусь совместно  с республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов. Государственные минимальные социальные стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством.

     Важнейшим социальным нормативом, предназначенным  для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий, является бюджет прожиточного минимума (Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» № 239-3 от 06.01.1999). При формировании набора продуктов используются нормы потребления, разработанные учеными и специалистами соответствующих республиканских органов государственного управления. Прожиточный минимум утверждается правительством и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

     Бюджет  прожиточного минимумастоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и в среднем на душу населения, ежеквартально рассчитывается и утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

     Назначение  бюджета прожиточного минимума как  социального норматива проявляется  и в том, что он является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными. Последними признаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Признание граждан (семей) малообеспеченными служит основанием оказания им государственной социальной помощи.

     Бюджет  прожиточного минимума является основой  для установления минимальных государственных  социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Минимальные государственные социальные гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем — до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет — это расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (потребительской корзины). Его величина больше бюджета прожиточного минимума в среднем на 30%. Минимальный потребительский бюджет используется для получения одноразовых безвозмездных пособий и льготных кредитов на строительство жилья, бесплатного питания на детей, первого рожденного ребенка, для аналитических расчетов соотношения заработной платы с минимальным потребительским бюджетом, прогнозирования уровня оплаты труда.[11, с.74]

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели