Уровень и качество жизни, их показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение показателей уровня и качества жизни, взаимосвязь между этими понятиями, анализ и оценка изучаемых показателей в современных условиях, исследование развития социальной политики в Республике Беларусь и пути повышения ее уровня.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1.Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения………….7

2.Показатели уровня и качества жизни в современных условиях……………18

3.Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованных источников…………………………………………...35

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсач по уровню жизни 1111.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

     Важным  результирующим показателем уровня жизни является показатель продолжительности  жизни населения. Уровень жизни  оценивается в целом по стране в целях определения его динамики во времени и для сопоставления с другими странами как интегрального показателя социально-экономического развития, так и по отдельным территориям, регионам, социальным группам.

     Уровень жизни невозможно выразить с помощью  единственного критерия, поскольку в каждом направлении исследования этого явления присутствуют объективные и субъективные начала. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс веществ, субъективен. Вследствие этого количественная оценка потребностей затруднена и характеристика уровня жизни осуществляется с использованием множества показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека. По методам измерения они делятся:

      • на статистические, полученные на основе отчетности;
      • нормативные, разработанные на основе специальных нормативных отчетов;
      • аналитические, получаемые расчетным путем на основе статистических и нормативных показателей;
      • оценки, полученные на основе опросов населения;
      • экспертные оценки специалистов.

     Показатели  уровня жизни могут измеряться в  натуральных единицах (среднедушевое потребление мяса в год, кг), в текущих или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота), в процентах или рангах (по месту расположения в ранжированном ряду однородных показателей).

     Существуют  классификации показателей по отдельным  признакам.

     К общим показателям относятся, например, размеры национального дохода на душу населения, к частным — уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей. Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей.

     Количественные  показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, качественные — качественную сторону благосостояния населения.

     Система показателей уровня жизни населения  различается по странам, но основные ее разделы строятся на основе классификации ООН и используются для международных сопоставлений. Сюда включается 12 групп показателей: демографические; санитарно-гигиенические условия жизни; жилищные условия; образование и культура: условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека.

     Основные  сравнительные социально-экономические  показатели уровня жизни, разработанные в рамках ЕС, выглядят следующим образом.

  1. Население: плотность проживания на 1 км2, рождаемость, смертность, половозрастная структура, период удвоения численности населения.
  2. Занятость: уровень трудовой активности, доля работающих по найму, структура по профессиям и отраслям.
  3. Уровень жизни: душевое производство ВВП, потребительские расходы на душу в день; число легковых машин, телевизоров, телефонных аппаратов на 1000 чел.
  4. Душевое потребление мяса, зерна и риса, энергии, в том числе в домашнем хозяйстве.
  5. Индекс потребительских цен.
  6. Здоровье: детская смертность, общая предстоящая продолжительность жизни.
  7. Образование: доля школьников и студентов от общей численности населения, лиц с начальным, неполным средним, законченным средним и высшим образованием.

     В большинстве стран мира разработаны  аналогичные системы показателей уровня жизни, имеющие некоторые особенности. Способы агрегирования данных в разделах и методика расчета самих показателей существенным образом варьируются, что затрудняет их межстрановую сопоставимость. Вместе с тем общей тенденцией в исследовании уровня жизни на современном этапе является перенесение акцентов с показателей, характеризующих рост доходов и материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.

     В Беларуси оценка уровня жизни осуществляется по трем направлениям.

     1. Распределение и дифференциация населения по уровню доходов (ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, индекс Джинни, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации).

     Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов различных групп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов «кривая Лоренца» представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства.

     В соответствии с современной экономической  теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует производительный труд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей.

     Но  если же на долю 40 % населения приходится менее 12-13 % общей суммы доходов  страны, то такой перекос вызывает резкое недовольство малоимущих граждан  и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями. Основными инструментами, с помощью которых государство регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение, налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат.

  1. Уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности).

     Личные  доходы (денежные средства) используются для оплаты расходов. Доходы зависят от того, какими факторами производства владеет человек. Если это трудовые ресурсы, то за свой труд он получает заработную плату, если капитал, то за его вложение собственник капитала получает часть прибыли (дивиденды, проценты), если природные ресурсы (например, земля), то доход собственника составляет рента.

     В данной таблице представлена структура  денежных доходов населения Республики Беларусь за 1995-2008гг. В 1995г. сектор оплаты труда занимал 63,8% от общих доходов, трансферты населению – 22,9%, доходы от собственности – 3,5% и прочие 9,8%. К 2008г. сектор оплаты труда уменьшился до 58,7%, трансферты населению остались практически на том же уровне и составили 20,4%, доходы от собственности снизились до 2%, а прочие доходы увеличились почти вдвое – 18,9 % от общих доходов (Приложение В).

       Доходы обеспечивают текущее потребление, а также откладываются в качестве сбережений. При этом анализ структуры расходов служит источником чрезвычайно важных данных для оценки состояния дел в экономике любой страны.

  1. Исследование Баланса денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами, и наоборот).

     Некоторые ученые предлагают дополнить указанную систему оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера», «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт».[9, с.207]

        В середине 1950-х гг. в мировом обиходе появился термин «качество жизни». Стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.

     В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлений об уровне жизни и ее качестве, а также о месте этих категорий в системе социально-экономических отношений.

     Одними  из первых к изучению качества жизни приступили американские ученые. По их мнению, качество жизни связано с интерпретацией высших потребностей личности — достоинством, самоуважением, свободой и т.д. Исследованием данной проблемы занимались и советские ученые. Интересен тот факт, что, когда в 1991 г. Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) было проведено первое социологическое исследование по проблеме качества жизни, выяснилось, что само это понятие в сознании людей не получило адекватного отражения. На первый план ими выдвигались материальные потребности, которым отдавалось предпочтение по сравнению с потребностями более высокого порядка. Это типично для общества, где высок удельный вес людей с низким уровнем материального достатка, и свидетельствует о том, что при достижении определенного приемлемого уровня жизни человек постепенно все большее внимание уделяет качественной ее составляющей. Категория качества жизни является предметом дискуссии среди ученых.

     -Американский  исследователь О. Тоффлер рассматривает  данную категорию как логическое  и историческое следствие стандарта  жизни, переход от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «утонченных, видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях». В целом его точка зрения на категорию качества жизни сводится к равновесию между человеком и окружающей средой .

     В интерпретации И.О. Потаповой качество жизни является, наряду с уровнем, одной из составляющих образа жизни .

     Вместе  с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни — это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей. Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики.

     Вместе  с тем потребности субъективны. Каждый человек имеет свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Поэтому определить удовлетворенность людей качеством их жизни на данном этапе развития человеческой цивилизации не представляется возможным.[7, с.217]

     И, наконец, качество жизни, объединяя  многие аспекты уровня жизни, делает в них акцент на качественную определенность. Так, говоря о питании как одной из важнейших составляющих в удовлетворении потребностей, нельзя ограничивать анализ количеством килограммов потребляемых продуктов или калорийностью рациона, следует также обратить внимание на такие качества питания, как регулярность, разнообразие и т.п.

        Итак, если исследования уровня жизни предполагают применение объективных показателей, то в исследовании качества жизни упор делается на качественные различия, на удовлетворенность качеством жизни самих людей. В связи с этим пока не существует единой точки зрения на набор составляющих, характеризующих качество жизни. И более того, некоторые ученые считают, что его вообще невозможно измерить: «У нас нет никаких систематических показателей, которые бы давали ответы на вопросы ... стало ли образование эффективней; наблюдаем ли мы расцвет искусства, музыки, литературы» [О. Тоффлер].

     Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:

     ♦ состояние здоровья — физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней;

  • качество питания — его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;
  • состояние образования и культуры — уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, музеев и т.п.;
  • качество жилья — удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;
  • условия и характер труда — его напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, свобода в выборе профессии и специальности и др.;
  • качество свободного времени и условия отдыха — разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев;
  • благополучие семейной жизни — ощущение личного счастья и удовлетворенности.

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели