Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ механизма управления прибылью в реальном секторе экономики, анализ эффективности ее формирования, распределения и использования на примере конкретного предприятия. Для достижения поставленной цели в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
раскрыты основные понятия сферы управления прибылью;
рассмотрены функции и объекты управления прибылью;
описаны современные методы управления прибылью;
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью
1.1 Основные понятия сферы управления прибылью
1.2 Функции и объекты управления прибылью
1.3 Современные методы управления прибылью
Глава 2. Анализ управления прибылью в ТД «Олимп» филиале ОАО «Липецкоблгаз»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ТД «Олимп» филиала ОАО «Липецкоблгаз»
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
2.3 Анализ выручки от реализации продукции и чистой прибыли предприятия
Глава 3. Рекомендации по управлению прибылью
3.1 Пути повышения рентабельности деятельности предприятия
3.2 Использование финансового и операционного рычагов для максимизации прибыли
3.3 Рекомендации по факторному анализу и формированию прибыли от продаж и оценке финансовой прочности
Заключение
Список использованных источников
С помощью анализа прибыли изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатываются экономическая стратегия его развития, выявляются резервы повышения эффективности деятельности. Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач для предприятия, а для того, чтобы осуществлять их поиск целесообразно в начале проанализировать прибыль предприятия и на основе анализа осуществлять работу [20, с.184].
Для анализа прибыли предприятия воспользуемся данными таблицы 2.
Таблица 2 Данные для анализа прибыли от реализации
Показатели | Годы | ||
2005 | 2006 | 2007 | |
Выручка от реализации, руб. | 45103138 | 61230025 | 72008914 |
Себестоимость реализованной продукции, руб. | 35101776 | 47927986 | 56545690 |
Прибыль от реализации (убыток), руб. | 10001362 | 13302039 | 15463224 |
На изменение суммы прибыли, как уже отмечалось ранее, влияют в основном три фактора: изменение объема реализации продукции, изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции, а также изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции.
Таким образом:
∆П=∆П1+∆П2+∆П3, (19)
где ∆П1 - изменение прибыли от реализации за счет изменения объема реализованной продукции;
∆П2 - изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;
∆П3 - изменение прибыли от реализации за счет изменения уровня затрат на один рубль реализованной продукции.
∆П1=По(k1-1) (20)
где По - прибыль 2005, 2006 гг.;
k1 - коэффициент роста реализации продукции, исчисленный по полной себестоимости.
k1=C1/Cо, (21)
где, C1,Со - полная себестоимость реализованной продукции за 2006 г., 2007 г.
∆П1(2006)=10001362*(47927986/3
∆П1(2007)= 13302039*(56545690/47927986-1)
∆П2=По (k2-k1), (22)
где k2-коэффициент роста реализованной продукции, исчисленной в оптовых ценах.
k2=В1/Во, (23)
где В1, Во - выручка от реализации продукции за 2006, 2007 гг.
∆П2(2006)=10001362(61230025/4
∆П2(2007)=13302039(72008914/6
∆П3=В1(Со/Во-С1/В1),
∆П3(2006)=6130025(35101776/45
∆П3(2007)= 72008914(47927986/61230025-56
Результаты факторного анализа обобщим в таблице 3.
Таблица 3 Обобщение результатов анализа прибыли
Факторы | Сумма прибыли, (руб.) | Удельный вес, (%) | ||
2006 г. | 2007 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Изменение объема реализации продукции, руб. | 3675613 | 2197597 | 111 | 102 |
Изменение структуры и ассортимента, руб. | -10013 | -50094 | -0.3 | -2.3 |
Изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции, руб. | -274923 | 13682 | -10.7 | 0.3 |
ИТОГО: | 3300677 | 2161185 | 100,0 | 100,0 |
В результате изменения объема реализации продукции сумма прибыли увеличилась в 2006 г. на 3675613 рублей, ситуация не изменилась при изменении изменения структуры и ассортимента реализованной продукции, прибыль уменьшилась на 10013 рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции прибыль предприятия снизилась на 274923 рублей. В целом, под влиянием этих факторов прибыль от реализации продукции увеличилась в 2006г. на 3300677 рублей.
В 2007 году ситуация немного изменилась в лучшую сторону. В результате изменения объема реализованной продукции сумма прибыли увеличилась на 2197597 рублей, за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль от реализации снизилась на 50094 рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль товарной продукции – увеличилась на 13682 рубля. Но, несмотря на всю положительную прибыль, в итоге она увеличилась уже на 2161185 руб.
Таким образом, анализируя таблицу можно сделать вывод, что в 2007 г. по сравнению с 2006 г. изменилось влияние всех трех факторов на прибыль от реализации продукции:
объем реализации на 102%;
структура и ассортимент реализованной продукции на (-2.3)%;
затраты на 1 рубль реализованной продукции на – 0,3%.
Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.
Состав системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.
Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.
Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур (рис. 6) [35, c. 70].
Рис. 6. Основные показатели рентабельности торговых предприятий
Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли.
Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют «белых пятен»; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.
Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота [26, c. 10].
В таблице 4 представлена информация для анализа показателей рентабельности предприятия.
Таблица 4 Расчет и оценка рентабельности объема продаж
Показатели | Годы | Отклонение, (+;-) | Темп роста, (%) | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 06/05 | 07/06 | 06/05 | 07/06 | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб. | 45103138 | 61230025 | 72008914 | 16126887 | 10778889 | 135,8 | 117,6 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб. | 35101776 | 47927986 | 56545690 | 12626210 | 8617704 | 136,5 | 118,0 |
Прибыль от реализации, руб. | 10001362 | 13302039 | 15463224 | 3300677 | 2161185 | 133 | 116,2 |
Рентабельность объема продаж, руб. | 22,17 | 21,72 | 21,47 | -0,45 | -0,25 | 98 | 98,8 |
Как видно из таблицы 4, рентабельность объема продаж за 2005-2006 гг. и 2006 –2007 гг. сократилась на 0,45 или на 98% и 0,25 пунктов или 98% соответственно. Снижение этого показателя свидетельствует о падении конкурентоспособности предприятия, так как позволяет предположить сокращение спроса на его продукцию.
Изменение рентабельности объема продаж за счет изменения цены реализации (∆Рvn (∆цены)):
∆Pvn(2006)(∆цены)=(Vp1-So)/
∆Рvn(2007)(∆цены)=(72008914-47
Изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации (∆Рvn(∆S)):
∆Pvn(2006)(∆S)=(Vp1-S1)/Vp1-(
∆Pvn(2007)(∆S)=(72008914-56545
Проверим соответствие общего применения рентабельности продаж и совокупность влияния факторов:
∆Pvn(2006)= ∆Pvn(∆цены)+ ∆Pvn(∆S);
-0.45= 20.5-20.95
-0.45= -0.45.
∆Pvn(2007)= ∆Pvn(∆цены)+ ∆Pvn(∆S);
-0.25=11.72-11.97
-0.25=-0.25
При использовании метода цепных подстановок для расчета рентабельности объема продаж в 2007 г. выявлено, что рентабельность продаж уменьшилась на 0.25 пункта при совокупном влиянии факторов:
изменение рентабельности объема продаж за счет изменения цены реализации составило +11.72%;
изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации составило - 11.97%.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и объема реализации предприятия. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.