Управление прибылью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических основ механизма управления прибылью в реальном секторе экономики, анализ эффективности ее формирования, распределения и использования на примере конкретного предприятия. Для достижения поставленной цели в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
раскрыты основные понятия сферы управления прибылью;
рассмотрены функции и объекты управления прибылью;
описаны современные методы управления прибылью;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью
1.1 Основные понятия сферы управления прибылью
1.2 Функции и объекты управления прибылью
1.3 Современные методы управления прибылью
Глава 2. Анализ управления прибылью в ТД «Олимп» филиале ОАО «Липецкоблгаз»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ТД «Олимп» филиала ОАО «Липецкоблгаз»
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
2.3 Анализ выручки от реализации продукции и чистой прибыли предприятия
Глава 3. Рекомендации по управлению прибылью
3.1 Пути повышения рентабельности деятельности предприятия
3.2 Использование финансового и операционного рычагов для максимизации прибыли
3.3 Рекомендации по факторному анализу и формированию прибыли от продаж и оценке финансовой прочности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Управление прибылью.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

С помощью анализа прибыли изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатываются экономическая стратегия его развития, выявляются резервы повышения эффективности деятельности. Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач для предприятия, а для того, чтобы осуществлять их поиск целесообразно в начале проанализировать прибыль предприятия и на основе анализа осуществлять работу [20, с.184].

Для анализа прибыли предприятия воспользуемся данными таблицы 2.

 

Таблица 2 Данные для анализа прибыли от реализации

Показатели

Годы

2005

2006

2007

Выручка от реализации, руб.

45103138

61230025

72008914

Себестоимость реализованной продукции, руб.

35101776

47927986

56545690

Прибыль от реализации (убыток), руб.

10001362

13302039

15463224


 

На изменение суммы прибыли, как уже отмечалось ранее, влияют в основном три фактора: изменение объема реализации продукции, изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции, а также изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции.

Таким образом:

 

∆П=∆П1+∆П2+∆П3,              (19)


где ∆П1 - изменение прибыли от реализации за счет изменения объема реализованной продукции;

∆П2 - изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;

∆П3 - изменение прибыли от реализации за счет изменения уровня затрат на один рубль реализованной продукции.

 

∆П1=По(k1-1)              (20)

 

где По - прибыль 2005, 2006 гг.;

k1 - коэффициент роста реализации продукции, исчисленный по полной себестоимости.

 

k1=C1/Cо,              (21)

 

где, C1,Со - полная себестоимость реализованной продукции за 2006 г., 2007 г.

 

∆П1(2006)=10001362*(47927986/35101776-1)= 3675613 руб.

∆П1(2007)= 13302039*(56545690/47927986-1)= 2197597 тыс. руб.

∆П2=По (k2-k1),              (22)

 

где k2-коэффициент роста реализованной продукции, исчисленной в оптовых ценах.

 

k2=В1/Во,              (23)

 

где В1, Во - выручка от реализации продукции за 2006, 2007 гг.

∆П2(2006)=10001362(61230025/45103138-47927986/35101776)=-100013 руб.

∆П2(2007)=13302039(72008914/61230025-56545690/47927986)=-50094 руб.

 

∆П3=В1(Со/Во-С1/В1),              (24)

 

∆П3(2006)=6130025(35101776/45103138-47927986/61230025)= -274923 руб

∆П3(2007)= 72008914(47927986/61230025-56545690/72008914)= 13682 руб.

Результаты факторного анализа обобщим в таблице 3.

 

Таблица 3 Обобщение результатов анализа прибыли

Факторы

Сумма прибыли, (руб.)

Удельный вес, (%)

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

Изменение объема реализации продукции, руб.

3675613

2197597

111

102

Изменение структуры и ассортимента, руб.

-10013

-50094

-0.3

-2.3

Изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции, руб.

-274923

13682

-10.7

0.3

ИТОГО:

3300677

2161185

100,0

100,0


 

В результате изменения объема реализации продукции сумма прибыли увеличилась в 2006 г. на 3675613 рублей, ситуация не изменилась при изменении изменения структуры и ассортимента реализованной продукции, прибыль уменьшилась на 10013 рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции прибыль предприятия снизилась на 274923 рублей. В целом, под влиянием этих факторов прибыль от реализации продукции увеличилась в 2006г. на 3300677 рублей.

В 2007 году ситуация немного изменилась в лучшую сторону. В результате изменения объема реализованной продукции сумма прибыли увеличилась на 2197597 рублей, за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль от реализации снизилась на 50094 рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль товарной продукции – увеличилась на 13682 рубля. Но, несмотря на всю положительную прибыль, в итоге она увеличилась уже на 2161185 руб.

Таким образом, анализируя таблицу можно сделать вывод, что в 2007 г. по сравнению с 2006 г. изменилось влияние всех трех факторов на прибыль от реализации продукции:

объем реализации на 102%;

структура и ассортимент реализованной продукции на (-2.3)%;

затраты на 1 рубль реализованной продукции на – 0,3%.

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.

Состав системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.

Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур (рис. 6) [35, c. 70].

 

Рис. 6. Основные показатели рентабельности торговых предприятий

 

Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли.

Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют «белых пятен»; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.

Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота [26, c. 10].

В таблице 4 представлена информация для анализа показателей рентабельности предприятия.

 

Таблица 4 Расчет и оценка рентабельности объема продаж

Показатели

Годы

Отклонение, (+;-)

Темп роста, (%)

2005

2006

2007

06/05

07/06

06/05

07/06

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб.

45103138

61230025

72008914

16126887

10778889

135,8

117,6

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб.

35101776

47927986

56545690

12626210

8617704

136,5

118,0

Прибыль от реализации, руб.

10001362

13302039

15463224

3300677

2161185

133

116,2

Рентабельность объема продаж, руб.

22,17

21,72

21,47

-0,45

-0,25

98

98,8


 

Как видно из таблицы 4, рентабельность объема продаж за 2005-2006 гг. и 2006 –2007 гг. сократилась на 0,45 или на 98% и 0,25 пунктов или 98% соответственно. Снижение этого показателя свидетельствует о падении конкурентоспособности предприятия, так как позволяет предположить сокращение спроса на его продукцию.

Изменение рентабельности объема продаж за счет изменения цены реализации (∆Рvn (∆цены)):

 

∆Pvn(2006)(∆цены)=(Vp1-So)/Vp1-(Vpo-So)/Vpo=(61230025-35101776)/61230025 - (45103138 – 35101776)/45103138 = 0,205 или 20,5%.

∆Рvn(2007)(∆цены)=(72008914-47927986)/72008914-(61230025-47927986)/61230025 = 0,1172 или 11,72%.

 

Изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации (∆Рvn(∆S)):

 

∆Pvn(2006)(∆S)=(Vp1-S1)/Vp1-(Vp1-So)/Vp1=(61230025-47927986)/61230025-(61230025-31501776)/61230025= - 0,2095 или -20,95%.

∆Pvn(2007)(∆S)=(72008914-56545690)/72008914-(72008914-47927986)/72008914 =-0,1197 или – 11,97 %.

 

Проверим соответствие общего применения рентабельности продаж и совокупность влияния факторов:

 

∆Pvn(2006)= ∆Pvn(∆цены)+ ∆Pvn(∆S);

-0.45= 20.5-20.95

-0.45= -0.45.

∆Pvn(2007)= ∆Pvn(∆цены)+ ∆Pvn(∆S);

-0.25=11.72-11.97

-0.25=-0.25

 

При использовании метода цепных подстановок для расчета рентабельности объема продаж в 2007 г. выявлено, что рентабельность продаж уменьшилась на 0.25 пункта при совокупном влиянии факторов:

изменение рентабельности объема продаж за счет изменения цены реализации составило +11.72%;

изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации составило - 11.97%.

Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и объема реализации предприятия. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

Информация о работе Управление прибылью предприятия