Управление на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Управление - сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта - всегда существовало в каких-то формах там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды, пирамиды майя и многие другие исторические памятники требовали четкости в планировании, организации работы множества людей и контроля за их деятельностью.

Содержание

I. Управление на предприятии_______________________________________ 3
I.1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных
условиях_______________________________________________________ 3
I.1.1. Необходимость управления_______________________________3
I.1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание____5
I.1.3. Механизм осуществления функции «организация труда»____ 11
I.2. Эффективность управления предприятием в современных условиях развития рынка_________________________________________________15
II. Управление коммерческими рисками______________________________ 19
III. Реорганизация структуры управления ОАО «ГМЗ»_________________ 21
III.1. Расчет экономической эффективности цеха предприятия
ОАО «ГМЗ»___________________________________________________26
III.2. Оценка конкурентоспособности цехов предприятия ОАО «ГМЗ»_ 28
Список использованной литературы_________________________________ 30

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 281.40 Кб (Скачать)

Содержание

I. Управление на предприятии_______________________________________ 3

I.1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных

условиях_______________________________________________________ 3

I.1.1. Необходимость управления_______________________________3

I.1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание____5

I.1.3. Механизм осуществления функции «организация труда»____  11

I.2. Эффективность управления предприятием в современных условиях развития рынка_________________________________________________15

II. Управление коммерческими рисками______________________________ 19

III. Реорганизация структуры управления ОАО «ГМЗ»_________________ 21

III.1. Расчет экономической эффективности цеха предприятия

ОАО «ГМЗ»___________________________________________________26

III.2. Оценка конкурентоспособности цехов предприятия ОАО «ГМЗ»_ 28

Список использованной литературы_________________________________ 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Управление на предприятии

I.1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях

I.1.1. Необходимость управления

Управление - сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта - всегда существовало в каких-то формах  там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды, пирамиды майя и многие другие исторические памятники требовали четкости в планировании, организации работы множества людей и контроля за их деятельностью.

Развитие управления прошло следующие основные этапы:

I-й исторический период (до XVIII века) - накопление опыта управления.

II-й исторический период (1776-1890) - индустриальный период. Работы  А.Смита (государственное управление), Р.Оуэна (гуманизация производства) и другие.

Возникновение фабрик как  первичного типа производства и необходимость  обеспечения работой больших  групп людей. Индивидуальные владельцы  не в состоянии наблюдать за деятельностью  всех рабочих. Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.

III-й исторический период - период систематизации. Формирование науки об управлении.

Управление возникло из кооперации для координирования  деятельности людей. Одна из сфер применения - экономическая - изыскание, производство и  распределение ресурсов. Очевидной  характеристикой любого предприятия  является разделение труда, ведь предприятие - это искусственная система, созданная  человеком ради его собственных  интересов, прежде всего совместной работы.  Поскольку работа  на предприятии распределена между  подразделами и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность  в обособлении управленческой деятельности от исполнительной. Итак, необходимость управления связанна с процессами разделения труда на предприятии.

Управление, которое (в широком  понимании) есть деятельность, направленная на координацию работы других людей (трудовых коллективов), опирается  на  теорию и практику управления, но является  больше искусством, чем  знанием,  так как  представляет собой скорее способ использования  знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к  реальностям ситуации.

Осуществление эффективного руководства предприятием должно базироваться на применении нормативных методов  управления. Недопустимо ориентироваться  на сопоставление полученных результатов  только с фактическими затратами  в отчетном периоде или базироваться на оценке возникших отклонений от соответствующих данных, полученных в предыдущем отчетном периоде. Необходимо, кроме того, все время сравнивать фактические затраты с экономически обоснованными, т.е. вычисленными на основе технических, технико-экономических и экономических норм и нормативов: с нормами расхода материальных ресурсов на выпуск единицы готовой продукции, нормами выработки, нормативами численности, нормами и нормативами использования производственных мощностей и т.д. Западные предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы более экономичны.

Многие зарубежные авторы обязательно отмечают необходимость  такого нормирования. Основой для  действенного анализа, оценки и контроля за полученными результатами может являться только нормативная база по всем элементам, созданная и действующая на предприятии.

Формирование необходимой  нормативной базы для управления производством, материальными и  финансовыми потоками является обязательным, сегодня без этого нельзя повысить эффективность хозяйственной деятельности. Но создание на основе разработанных  методических документов нормативной базы по всем элементам путем расчетов, выполняемых вручную, достаточно трудоемкая и дорогостоящая задача. В значительной степени затраты могут быть сокращены при разработке системы норм с помощью применения автоматизированных программных комплексов, которые дают возможность формировать и периодически обновлять нормативную базу. Кроме того, она позволит в автоматизированном режиме осуществлять контроль за эффективностью производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия.

 

I.1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание Предприятия различаются между собой размерами, сферами деятельности, технологическими процессами  и т.п. Тем не менее, все они имеют определенные общие характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать функции управления — объективно обусловленные общие сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование общей работы.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

 

Функции классической (традиционной) системы  управления предприятием:

Содержание и набор  функций, осуществляемых в процессе управления, зависят:

  • от типа организации (деловая, административная, общественная, армейская и т.д.),
  • от размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг),
  • от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других факторов.

Однако, несмотря на все  разнообразие, для всех процессов  управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.

В 1916 г. А. Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в 4 основных функции управления: планирования, организации, руководства и контроля.

1.Функция планирования, состоящая в выборе целей и  плана действий по их достижению;

2.Функция организации,  посредством которой происходит  распределение задач между отдельными  подразделениями или работниками  и установление взаимодействия  между ними;

3.Функция руководства,  состоящая в мотивировании исполнителей  к осуществлению запланированных  действий и достижению поставленных  целей;

4.Функция контроля, заключающаяся  в соотнесении реально достигнутых  результатов с теми, что были  запланированы.

 

Общие, или универсальные функции:

Присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата. Общие функции: целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование), стимулирование, контроль (учет, анализ деятельности).

  • Целеполагание - это выработка основных, текущих и перспективных целей.
  • Планирование - это выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.
  • Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.
  • Координирование - это уточнение характера действия исполнителей.
  • Регулирование - это выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.
  • Стимулирование - это разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и результативному труду.
  • Контроль – это наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.
  • Учет деятельности – это измерение, регистрация, группирование данных объекта.
  • Анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.

Все эти основные функции  тесно связаны между собой  в едином процессе управления. Неудовлетворительное планирование или несовершенная  организация, равно как и слабое стимулирование работы или плохой контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности фирмы в целом.

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Функции управления и используемые ими ресурсы

Функции

Основной используемый

ресурс

Планирование

Время

Маркетинг

Потребитель

Предпринимательство

Бизнес

Финансы

Деньги

Организация

Люди

Производство

Технология

Инновация

Идеи

Информация

Данные

Социальное развитие

Культура




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усложнение взаимодействий с внешним  окружением привело к большому количеству функций современного предприятия (см. таб.1). В условиях рыночной экономики  целесообразно:

  1. усиление стратегического планирования и прогнозирования;
  2. усиление контроля за качеством выпускаемой продукции на всех этапах от разработки до начала серийного выпуска продукции;
  3. придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности на основе ЭВМ; придание большего, чем раньше значения вопросам производства и управления персоналом;
  4. привлечение работников к участию в акционерном капитале;
  5. поощрение работников за новые идеи в области совершенствования технологии, создания и внедрения новой продукции;
  6. усиление внимания к социально-психологическим аспектам управления;
  7. усиление внимания в области маркетинговой деятельности, повышение эффективности затрат на проведение маркетинга.

В условиях рыночной экономики и  сильной конкуренции современная  система управления на предприятии должна обеспечить снижение издержек производства путём рационального использования материальных и финансовых ресурсов, рабочей силы и рабочего времени и усилить мотивацию персонала, используя следующие принципы управления:

  1. Специализация исполнителей (чем уже специализация - тем выше результат).
  2. Ритмичность управленческой деятельности (управленческая деятельность должна осуществляться в установленном режиме функционирования).
  3. Непрерывность управленческой деятельности (должна осуществляться постоянно в выработанном режиме).
  4. Прямоточность (должна осуществляться по кратчайшему и оптимальному маршруту).
  5. Качественная и количественная пропорциональность частей системы управления.
  6. Регламентация деятельности (установление объема и порядка выполнения работ каждым сотрудником).
  7. Четкое распределение функций между сотрудниками аппарата управления.
  8. Единоначалие (руководитель отвечает за результаты работы).
  9. Единство распорядительства (работник получает указание от одного лица).
  10. Сочетание централизации и децентрализации.
  11. Сочетание функций и полномочий.
  12. Сочетание власти и полномочий.
  13. Делегирование - передача полномочий и функций на нижестоящий уровень.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое  принимает на себя ответственность  за их выполнение.

Реализация этого принципа при построении (улучшении) структур управления позволяет разгружать верхние  уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных задач либо сфер деятельности. В то же время  нижестоящие уровни получают возможность  более успешно реализовывать  возлагаемые на них задачи. Делегирование  полномочий создает иерархию уровней  в структуре управления. Полномочия – ограниченное право распоряжаться определенными ресурсами и работниками в организации. Полномочия передаются должности, а не лицу. Соотношение власти и полномочий: власть – право принимать окончательное решение или действовать на ситуацию. Властью обладает собственник.

Среди многих трудностей функционирования предприятий необходимо выделить проблемы самостоятельного осуществления всех функций управления производством  в условиях новых экономических  отношений, отсутствия достаточного опыта, разрозненности производственных структур, необходимости обновления ассортимента и повышения качества продукции, ограниченности финансовых ресурсов и  другие.

В этих условиях одним из путей повышения эффективности  функционирования предприятий является совершенствование организационных  форм управления, основанных на разграничении  и делегировании функций управления, создании качественно новых отношений  между производственными структурами. Если учесть, что процесс управления по своему содержанию, организации  принятия решений, их выполнения и контроля, программного, кадрового, информационного  и технического обеспечения является сложным, дорогостоящим, и может (особенно на небольших предприятиях) чрезмерно  увеличивать издержки производства, то понятно, что создание на каждом предприятии многофункционального аппарата управления экономически не всегда выгодно.

Информация о работе Управление на предприятии