Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа
Управление - сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта - всегда существовало в каких-то формах там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды, пирамиды майя и многие другие исторические памятники требовали четкости в планировании, организации работы множества людей и контроля за их деятельностью.
I. Управление на предприятии_______________________________________ 3
I.1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных
условиях_______________________________________________________ 3
I.1.1. Необходимость управления_______________________________3
I.1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание____5
I.1.3. Механизм осуществления функции «организация труда»____ 11
I.2. Эффективность управления предприятием в современных условиях развития рынка_________________________________________________15
II. Управление коммерческими рисками______________________________ 19
III. Реорганизация структуры управления ОАО «ГМЗ»_________________ 21
III.1. Расчет экономической эффективности цеха предприятия
ОАО «ГМЗ»___________________________________________________26
III.2. Оценка конкурентоспособности цехов предприятия ОАО «ГМЗ»_ 28
Список использованной литературы_________________________________ 30
Содержание
I.
Управление на предприятии___________________
I.1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных
условиях______________________
I.1.1. Необходимость управления____________________
I.1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание____5
I.1.3. Механизм осуществления функции «организация труда»____ 11
I.2. Эффективность управления предприятием
в современных условиях развития рынка_________________________
II. Управление коммерческими рисками_______________________
III. Реорганизация структуры управления ОАО «ГМЗ»_________________ 21
III.1. Расчет экономической эффективности цеха предприятия
ОАО «ГМЗ»_________________________
III.2. Оценка конкурентоспособности цехов предприятия ОАО «ГМЗ»_ 28
Список
использованной литературы____________________
I. Управление на предприятии
I.1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях
I.1.1. Необходимость управления
Управление - сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта - всегда существовало в каких-то формах там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды, пирамиды майя и многие другие исторические памятники требовали четкости в планировании, организации работы множества людей и контроля за их деятельностью.
Развитие управления прошло следующие основные этапы:
I-й исторический период (до XVIII века) - накопление опыта управления.
II-й исторический период (1776-1890) - индустриальный период. Работы А.Смита (государственное управление), Р.Оуэна (гуманизация производства) и другие.
Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей. Индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех рабочих. Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.
III-й исторический период - период систематизации. Формирование науки об управлении.
Управление возникло из кооперации для координирования деятельности людей. Одна из сфер применения - экономическая - изыскание, производство и распределение ресурсов. Очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда, ведь предприятие - это искусственная система, созданная человеком ради его собственных интересов, прежде всего совместной работы. Поскольку работа на предприятии распределена между подразделами и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной. Итак, необходимость управления связанна с процессами разделения труда на предприятии.
Управление, которое (в широком понимании) есть деятельность, направленная на координацию работы других людей (трудовых коллективов), опирается на теорию и практику управления, но является больше искусством, чем знанием, так как представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.
Осуществление эффективного руководства предприятием должно базироваться на применении нормативных методов управления. Недопустимо ориентироваться на сопоставление полученных результатов только с фактическими затратами в отчетном периоде или базироваться на оценке возникших отклонений от соответствующих данных, полученных в предыдущем отчетном периоде. Необходимо, кроме того, все время сравнивать фактические затраты с экономически обоснованными, т.е. вычисленными на основе технических, технико-экономических и экономических норм и нормативов: с нормами расхода материальных ресурсов на выпуск единицы готовой продукции, нормами выработки, нормативами численности, нормами и нормативами использования производственных мощностей и т.д. Западные предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы более экономичны.
Многие зарубежные авторы обязательно отмечают необходимость такого нормирования. Основой для действенного анализа, оценки и контроля за полученными результатами может являться только нормативная база по всем элементам, созданная и действующая на предприятии.
Формирование необходимой
нормативной базы для управления
производством, материальными и
финансовыми потоками является обязательным,
сегодня без этого нельзя повысить
эффективность хозяйственной
I.1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание Предприятия различаются между собой размерами, сферами деятельности, технологическими процессами и т.п. Тем не менее, все они имеют определенные общие характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать функции управления — объективно обусловленные общие сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование общей работы.
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.
Функции классической (традиционной) системы управления предприятием:
Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят:
Однако, несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.
В 1916 г. А. Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в 4 основных функции управления: планирования, организации, руководства и контроля.
1.Функция планирования,
состоящая в выборе целей и
плана действий по их
2.Функция организации,
посредством которой
3.Функция руководства,
состоящая в мотивировании
4.Функция контроля, заключающаяся
в соотнесении реально
Общие, или универсальные функции:
Присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата. Общие функции: целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование), стимулирование, контроль (учет, анализ деятельности).
Все эти основные функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Неудовлетворительное планирование или несовершенная организация, равно как и слабое стимулирование работы или плохой контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности фирмы в целом.
Таблица 1.
Функции управления и используемые ими ресурсы
Функции |
Основной используемый ресурс |
Планирование |
Время |
Маркетинг |
Потребитель |
Предпринимательство |
Бизнес |
Финансы |
Деньги |
Организация |
Люди |
Производство |
Технология |
Инновация |
Идеи |
Информация |
Данные |
Социальное развитие |
Культура |
Усложнение взаимодействий с внешним окружением привело к большому количеству функций современного предприятия (см. таб.1). В условиях рыночной экономики целесообразно:
В условиях рыночной экономики и
сильной конкуренции
Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Реализация этого принципа при построении (улучшении) структур управления позволяет разгружать верхние уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных задач либо сфер деятельности. В то же время нижестоящие уровни получают возможность более успешно реализовывать возлагаемые на них задачи. Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления. Полномочия – ограниченное право распоряжаться определенными ресурсами и работниками в организации. Полномочия передаются должности, а не лицу. Соотношение власти и полномочий: власть – право принимать окончательное решение или действовать на ситуацию. Властью обладает собственник.
Среди многих трудностей функционирования предприятий необходимо выделить проблемы самостоятельного осуществления всех функций управления производством в условиях новых экономических отношений, отсутствия достаточного опыта, разрозненности производственных структур, необходимости обновления ассортимента и повышения качества продукции, ограниченности финансовых ресурсов и другие.
В этих условиях одним из
путей повышения эффективности
функционирования предприятий является
совершенствование