Управление кредитным портфелем банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Банки – центральное звено в системе рыночных отношений. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночной экономики. Современная банковская система это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Банковская деятельность, как и всякая иная деятельность, нуждается в управлении: планировании, организации, регулировании и контроле. При этом ситуация осложняется тем, что речь идет о наиболее сложной деятельности - деятельности субъектов в сфере денежно-кредитн

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы управления кредитным портфелем банка……5
1.1 Сущность кредитной политики и кредитного портфеля банка…………….5
1.2 Оценка качества кредитного портфеля……………………………………....7
Глава 2. Методы управления кредитным портфелем……………………………8
2.1 Классификация ссуд, критерии оценки их качества…………………………8
2.2 Формирование резерва на возможные потери по ссудам………………….10
2.3 Разработка лимитов кредитования, оценка кредитного риска ссуд……..14
2.4 Расчет совокупного риска кредитного портфеля…………………………..18
Глава 3. Управление кредитным портфелем ОАО «АКИБАНК»…………….21
3.1 Краткая характеристика банка……………………………………………....21
Исследование кредитного портфеля ОАО «АКИБАНК»………………….24
3.3 Проблемы и пути совершенствования кредитования в банке…………….29
Заключение…………………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………………34

Введение

Работа содержит 1 файл

Курсовая по кредитному менеджменту в коммерческих организациях на тему Управление кредитным портфелем банка.docx

— 64.52 Кб (Скачать)

     Региональная  структура. С открытием в 2003 – 2004 гг. филиалов в Москве, Воронеже и  Уфе Банк расширил географию своей  деятельности. Примечательно, что при  значительном росте кредитного портфеля, соотношение между головным офисом и филиалами по объему кредитного портфеля остается практически неизменным (50/50), то есть головной офис и филиалы  показывают сопоставимые темпы роста. Доля кредитов за пределами Татарстана относительно невелика, около 20%, но уверенно растет (рис. 1).На начало 2006 г. остатки задолженности по кредитам за пределами Татарстана составили около 900 млн. руб. (31,3 млн. долл. США).

            Отраслевая структура. Приоритетным  направлением вложений является  кредитование "реального сектора"  экономики, доля выданных кредитов  по которому составляет 80% от всех  выданных кредитов Банка. Всего  в течение 2005г. было выдано  кредитов на сумму 18 146 млн.  руб. (630,5 млн. долл. США), на 43,8% больше, чем в 2004г., в том числе в  «реальный сектор экономики» 14 146 млн. руб. (491,5 млн. долл. США). Основные  отрасли кредитования - это предприятия  промышленности, электроэнергетики,  торговли, строительной отрасти,  сельского хозяйства. 

          Наибольшую долю в кредитном портфеле составили кредиты 2-ой группы риска (78,7%), что свидетельствует о том, что основная сумма кредитов выдана заемщикам со средним финансовым положением. Обслуживание долга по данным кредитам удовлетворительное, что свидетельствует о своевременной уплате процентов и основного долга заемщиками банка. Просроченные ссуды на 01.01.2006г. незначительны и составили 0,16% от суммы кредитного портфеля при нормативе не более 1%, на 01.07.2006г. процент просроченных ссуд был равен 0,17% от суммы кредитного портфеля.

     В 2005 г. на увеличение резервов под возможные потери Банком направлены значительные средства - 56 млн. руб. (2.0 млн. долл. США). В первом полугодии 2006 года они составили 30 млн.руб. (при запланированных 58 млн.руб. на 2006 год). С одной стороны, это явилось результатом целенаправленной работы по управлению кредитным риском и следованию политике создания резервов, предписанной ЦБ РФ, с другой - увеличением кредитных вложений.

     Формирование  кредитного портфеля.

     При общем значительном росте кредитного портфеля соотношение между тремя  группами клиентов за год практически  не изменилось. Крупный бизнес по-прежнему преобладает, два других направления  растут сопоставимыми темпами (табл.3).ютам (тыс. руб.) 

     Таблица 3. Распределение кредитного портфеля по клиентам (остатки задолженности) ОАО «АКИБАНК». Информационный меморандум, март 2006г

  Тыс. руб. рост Тыс. долл. США (эквивалент)
  01.01.2005 01.01.2006   01.01.2005 01.01.2006
Корпоративные клиенты, в том числе: 2 590 813 3 927 123 52% 93 363 136 453
- крупные  клиенты 1 444 457 2 299 231 59% 52053 79890
- средний  и мелкий бизнес 1 146 356 1 627 892 42% 41 310 56 563
Частные лица 404 521 638 829 58% 14 577 22 197
 

          Далее мы рассмотрим структуру  кредитного портфеля по группам  клиентов (крупные корпоративные  клиенты, малый и средний бизнес  и частные лица) и набор услуг,  предлагаемых АКИБАНКом.

     I. Управление по обслуживанию крупных  корпоративных клиентов (УКК).

     Наибольший  рост выдачи кредитов произошел по крупным клиентам - по сравнению  с 2004г. увеличение почти в 2 раза. В  течение 2005г. Управлением по обслуживанию корпоративных клиентов было выдано кредитов на общую сумму 12,7 млрд. руб. (441 млн. долл. США). Объем кредитного портфеля на 01.01.2006 г. по Управлению составляет около 2,4 млрд. руб. (83.4 млн. долл. США) В  связи с открытием филиала  в г. Уфа расширилась география  оказываемых банком услуг в других регионах России.

     Сумма выданных на территории Республики Башкортостан кредитов составила 800 млн. руб. (27.8 млн. долл. США) или около 5% всей суммы  выданных кредитов.

     В 2005-2006 гг. Банк финансировал как краткосрочные, так и долгосрочные кредитные  проекты. Краткосрочные кредиты  предназначались преимущественно  для финансирования текущей деятельности заемщиков: закупки сырья, комплектующих, топлива, проведение сезонных ремонтных  работ. Долгосрочные - для модернизации, реконструкции, расширения производства, приобретения основных фондов предприятия. Кроме кредитования, банком практиковалось предоставление гарантий предприятиям на участие в тендерах по поставке продукции, а также дилерам ОАО  «КАМАЗ» на получение продукции  с отсрочкой платежа, что положительно сказывалось на финансовых показателях  деятельности предприятий.

     Важнейшей задачей по-прежнему остается формирование постоянного круга надежных и  рентабельных клиентов заемщиков, активно  пользующихся всем спектром услуг, предоставляемых  Банком.

          II. Управление по работе с частными  клиентами.

     Цель - привлечение большего числа частных  клиентов, работа на долгосрочной основе. Для реализации поставленной цели Управление частных лиц ОАО "АКИБАНК" предлагает различные виды накопительных схем, кредитов, в том числе ипотечных, услуг для частных клиентов. В настоящее время в банке обслуживается около 200 тысяч частных клиентов.

     С целью получения дополнительных доходов, а также диверсификации банковских рисков АКИБАНК приступил  к активной реализации программы  розничного кредитования, увеличив к  концу года портфель кредитов населению  на 91 %.

     Если  на начало года сумма потребительских  кредитов составляла 454,5 млн. руб. (16,4 млн. долл. США), в т.ч. кредиты овердрафт  в размере 16 млн. руб. (0,4 млн. долл. США), то на 01.01.2006 сумма потребительских  кредитов выросла до 619,2 млн. руб. (21,5 млн. долл. США), в т.ч. овердрафты - 30,6 млн. руб. (1,06 млн. долл. США) (Ежеквартальный отчет по ценным бумагам ОАО «АКИБАНК»  за 2004 год, за 1,2,3 кварталы 2005 года, за 1, 2 кварталы 2006 года.) В интересах частных  клиентов, имеющих положительную  кредитную историю, были разработаны  программы поддержки лояльности клиентов.

     Физическим  лицам в отчетном году было выдано кредитов в объеме 1 182 млн. руб. (41,1 млн. долл. США) или на 20% больше, чем в  2004 г.

     Банком  также разработан и утвержден  пакет документов по ипотечному кредитованию населения. В 2005г. в Уфе банк начал  финансирование приобретения недвижимости на вторичном рынке в рамках программы  ОАО «Агентство по ипотечному жилищному  кредитованию» (АИЖК). Программа предусматривает  кредитование на срок до 30 лет под  залог приобретаемой квартиры - без  поручителей и дополнительного  обеспечения. АИЖК производит рефинансирование выданных банком кредитов, приобретая закладные по кредитам, выданных банком.

     Кроме того, в декабре банк подписал соглашение о сотрудничестве с ОАО «КИТ Финанс», которое предлагает свою программу  выдачи и рефинансирования ипотечных  кредитов. В основе программы лежит  концепция привлечения долгосрочных финансовых ресурсов через механизмы  коллективного инвестирования, реализуемые в паевых инвестиционных фондах (ПИФ). По этой программе в 2006 г. начнется работа по ипотечному кредитованию в г. Набережные Челны, а в последствие и в других регионах присутствия банка.

     Таким образом, в 2005-2006 гг. отмечено значительное увеличение кредитного портфеля ОАО  «АКИБАНК», что объясняется следующими факторами:

  • расширение географии своей деятельности;
  • кредитование "реального сектора" экономики;
  • количество просроченных ссуд незначительно и составило 0,16% от суммы кредитного портфеля при нормативе не более 1%;
  • на увеличение резервов под возможные потери Банком направлены значительные средства - 56 млн. руб.;
  • рост выдачи кредитов по крупным клиентам (по сравнению с 2004 г. увеличение почти в 2 раза);
  • кредитование частных лиц увеличилось на 58%;
  • предложение различных видов накопительных схем, кредитов, в том числе ипотечных услуг для частных клиентов;
  • для частных клиентов, имеющих положительную кредитную историю, разработаны программы поддержки лояльности клиентов;
  • разработан и утвержден пакет документов по ипотечному кредитованию населения совместно с такими партнерами, как ОАО «КИТ Финанс», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

     Анализ  кредитного портфеля ОАО «АКИБАНК»  позволяет сделать вывод о  том, что банк успешно реализует  одно из своих одно из своих основных направлений деятельности - кредитование. 
 
 

3.3 Проблемы и пути совершенствования кредитования в ОАО «АКИБАНК» 

     Анализ  кредитной политики ОАО «АКИБАНК»  выявил проблемы, с которыми банку  приходится сталкиваться в процессе кредитования.

     Во-первых, ключевым видом риска для Банка  является риск невозврата или несвоевременного возврата заемщиками кредитов, полученных от Банка. Несмотря на то, что доля просроченной задолженности невелика (0.16%), имеются  отдельные кредиты, выданные крупным  клиентам, задолженность по которым  на начало 2006г. составляла 13-18% собственного капитала банка (см. Ежеквартальный отчет  по ценным бумагам ОАО «АКИБАНК»  за 2004 год, за 1,2,3 кварталы 2005 года, за 1, 2 кварталы 2006 года.)

     В своей деятельности по решению данной проблемы ОАО «АКИБАНК» создает  достаточные резервы под возможные  потери по кредитам, также поддерживает структуру кредитного портфеля согласно нормативам ЦБ РФ и следует принятого  курса на диверсификацию (распределение  риска).

     Во-вторых, в современном мире суперконкуренции и предложения различных кредитных  услуг ОАО «АКИБАНК» может  сдать свои позиции по причине  длительного оформления заявки на кредит (большой пакет документов, продолжительное  время на проверку кредитоспособности заемщика и т.д.).

     Вышеназванные проблемы кредитования дают основу для  разработки предложений по совершенствованию  кредитования в ОАО «АКИБАНК».

     Здесь можно выделить два момента:

  • организация работы с проблемными кредитами;
  • направленность на снижение времени обработки заявки на кредит.

     Рассмотрим  кратко предложенные пути совершенствования  кредитования в ОАО «АКИБАНК».

     Работа  с проблемными кредитами должна включать элементы страхования, которые  банки включают в свои программы  кредитования, некоторые кредиты  неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась.

     Естественно, наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий  кредитного договора, который дает и банку, и его клиенту шанс возобновить нормальную деятельность. Даже при наличии серьезных проблем  с кредитным договором у банка  подобных проблем может не быть у  клиента. Это означает, что в случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают  редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить  финансовые проблемы заемщика и послужить  причиной невыполнения обязательств по кредиту.

     Страхование и привлечение достаточного обеспечения  позволяют вернуть ссуженные  средства и компенсировать убытки банка  по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или  реализации обеспечения. Однако в условиях запутанной и усложненной процедуры  реализации обеспечения более предпочтительным выглядит страхование кредитов в  надежной страховой компании, поскольку  в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности, реализации в случае непогашения кредита  занимается страховая компания, а  не банк, что, в свою очередь, экономит средства банка и рабочее время  сотрудников кредитных подразделений  и служб безопасности.

Информация о работе Управление кредитным портфелем банка