Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 01:22, реферат

Описание работы

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 622.50 Кб (Скачать)

      Однако  всё сходиться в одном –  качество продукции имеет важнейшее  значение для ускорения экономического, социального и научно-технического прогресса и его надо постоянно  улучшать.

      Продукция по своему качеству должна соответствовать  требованиям потребителя, которые  постоянно изменяются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом  уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовления продукции.

      Для этого созданная в 40-е годы Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по управлению качеством продукции, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции.

      Тем самым была заложена основа для приведения систем обеспечения качества в различных  странах к единым требованиям  международных стандартов.

      Реализовать эти требования можно было лишь при  условии выполнения основополагающих постулатов функционирования систем обеспечения  качества продукции:

      цели  и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы;

      достижение  требуемого качества продукции с  минимальными издержками;

      основным  критерием достижения целей в  области качества продукции является удовлетворение потребностей потребителей;

      использование системного подхода при обеспечении  управления качеством продукции;

      непрерывное и систематическое обучение рабочих  и служащих;

      воспитание  у каждого изготовителя продукции  уважительного отношения к потребителю;

      постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по повышению, обеспечению  и улучшению качества продукции.

      Для предприятий и организаций, заинтересованных в развитии внешнеэкономических  связей с зарубежными партнерами, очень важным аспектом деятельности является получение максимально  полной информации о системах сертификации продукции, действующих в зарубежных странах, а также о законодательствах этих стран, устанавливающих обязательные требования к продукции, и о нормативно-технической документации, на соответствие которой проводятся сертификационные испытания за рубежом. Следовательно, необходимо дать ориентиры для поиска информации о деятельности некоторых межправительственных организаций, занимающихся вопросами сертификации продукции и разрабатывающих международные нормативно-технические документы (международные стандарты).

      Одной из таких организаций является ГЕНЕРАЛЬНОЕ  СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ), занимающееся общими вопросами  регулирования международной торговли. В состав ГАТТ входят свыше 100 государств. Основным аспектом ее деятельности стали  разработка и утверждение ряда межправительственных соглашений обязывающего характера для входящих в нее стран.

      Помимо  межправительственных соглашений обязывающего характера, ГАТТ издает также другие материалы, имеющие непосредственное отношение к сертификации продукции. Среди них – материалы и  документы (решения, резолюции, протоколы) руководящего Комитета по техническим барьерам в торговле (Комитет ГАТТ/ТБТ), а также информационные и справочные материалы.

      Другой  межправительственной организацией, в  деятельности которой Россия принимает  активное участие, является МЕЖДУНАРОДНАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ МЕТРОЛОГИИ (МОЗМ). МОЗМ разработала и приняла  Систему выдачи сертификатов для  метрологического оборудования и приборов, имеющих обязательную силу для входящих в состав организации стран.

      На  региональном уровне вопросами организации  сотрудничества между странами в  области сертификации и взаимного  признания результатов испытаний  продукции занимаются региональные межправительственные организации, в  том числе региональные экономические  комиссии ООН. Среди них необходимо в первую очередь отметить ЕВРОПЕЙСКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ ООН (ЕЭК ООН), важным результатом деятельности которой явилось Соглашение о взаимном признании результатов испытаний в данной области, проведенных национальными испытательными центрами стран Европы.

      В целом можно сделать вывод  о быстром росте числа соглашений о взаимном признании, совершенных  в целях ликвидации технических  барьеров в торговле, совершенствование  форм и методов сотрудничества.

      Итак, современное управление качеством  продукции должно прямо ориентироваться  на характер потребностей, их структуру  и динамику; емкость и конъюнктуру  рынка; стимулы, обусловленные экономической  и технической конкуренцией, характерные  для рыночных отношений.

      Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности  и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции  или оказания услуги, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой – разработку новой продукции или услуги, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка.

      Принципиальная  схема механизма управления качеством  органически должна взаимодействовать  с маркетинговыми исследованиями и  включать в свой состав блок разработки политики в области качества.

Список  использованной литературы

  1. Антонов Г. А. Основы стандартизации и управление качеством продукции: Учебник для  студентов вузов: В 3 ч./ Санкт-Петербургский  университет экономики и финансов. -–СПб., 1995.
  2. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001. –212 с.
  3. Васильев А. Л. Стандартизация для всех. – М.: Издательство стандартов, 1992.–112 с.
  4. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/Под ред. О. П. Глудкина. – М.: Радои и связь, 1999. – 599 с.
  5. Галеев В.И., Варгина М.К. Управление качеством: проблемы, перспективы. // Сертификация. - 1994.- №4.- с.38.
  6. Галеев В.И., Дворук Т.Ю. В помощь предприятиям, готовящим продукцию к сертификации. //Сертификация. - 1994.- №2.- с.4.
  7. Галеев В.И. Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000 на примере опыта ряда предприятий. // Сертификация .- 1994.- №3.-с.15.
  8. Государственные стандарты 2000: (по состоянию на 1 января 2000г.): Указатель. Т. 4 / Гос. Ком. РФ по стандартизации и метрологии. – Изд. офиц. – М.: Издательство стандартов, 2000. – 525 с.
  9. Журнал «Эксперт» №9, 2001 г.
  10. Исаев Л. К. Метрология и стандартизация в сертификации: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Л. К. Исаева. – М.: Издательство стандартов, 1996. – 169 с.
  11. Исаенко А. Проблемы сертификации и международных стандартов// Босс. – 1997. - №5-6. – С. 16-18.
  12. Крылов Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998. – 463 с.
  13. Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник для студентов вузов. – М.: Юрайт, 1999. – 283 с.
  14. Огвоздин В. Ю. Управление качеством и менеджмент//Стандарты и качество. – 1993. - №9. – С. 33-34, 39-42.
  15. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000//Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №6. – С. 77-83.
  16. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. Пособие. – М.: Дело и сервис, 1999. – 154 с.
  17. Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством: Учебник для студентов высших учебных заведений. Кн. 1/ Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. – СПб., 1996. – 453с.
  18. Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством: Учебник для студентов высших учебных заведений. Кн. 2: Термины и определения./Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. – СПб., 1996. – 170с.
  19. Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством: Учебник для студентов высших учебных заведений. Кн. 3: Законодательные и нормативные документы./Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. – СПб., 1996. – 211с.
  20. Сабельников Л. В. Растущие требования к качеству продукции на мировом рынке//Юрид. бюл. Предпринимателя. – 1997. - №5. – С. 90-95.
  21. Сертификация: Сборник нормативных актов РФ / Ассоц. авт. и изд. «Тандем»; Под ред. В. Н. Фомина. – М.: ЭКМОС, 2000. – 143 с.
  22. Стандартизация продукции//Закон. – 1994. – №3.  – С. 10-13, 82.

Информация о работе Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000