Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 01:22, реферат

Описание работы

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 622.50 Кб (Скачать)

      3. для повышения своего имиджа  на внутреннем рынке;

      4. компании, руководство которых хочет  навести порядок в управлении, освоить его современные методы  и таким образом повысить эффективность  своей деятельности;

      5. компании, внедряющие у себя системы  менеджмента качества и проходящие  сертификацию этих систем, преследуя  цель повышения качества своей  продукции и услуг;

      6. филиалы зарубежных компаний, получившие  указание или рекомендацию получить  сертификаты ISO 9000.

      Нельзя  сказать, что какие-то из перечисленных  мотивов хороши, а другие нет. Каждый из них присущ организациям определенного  типа и приносит свою пользу. Но в  большинстве случаев компании, относящиеся  к 1 и 2 группам, попросту не готовы к  серьезной работе по постановке эффективной системы менеджмента качества. Тем не менее, получение сертификатов ISO 9000 может принести им реальную пользу, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

      Руководство компаний, относящихся к 3 группе, обычно слабо знакомы с содержанием  и подоплекой требований стандартов ISO 9000, но четко знают, что, получив  сертификат, они продемонстрируют свое благополучие, прогрессивность и  квалификацию менеджмента. Как правило, подход таких компаний изменяется в подготовке к сертификации в пользу стремления добиться реальной пользы - повышения качества, снижения издержек и т. д. Если этого не происходит, проект внедрения чаще всего проваливается или не приводит к ожидавшимся положительным результатам.

      Компании 4 и 5 группы больше всех имеют шансы  повысить качество своей продукции  и эффективность менеджмента, если разработка и внедрение системы  качества оказывается им и их консультантам "по зубам".

      Шестая  группа - достаточно неоднородна. Их объединяет преимущественно экзогенный повод  для начала подготовки к сертификации. Успех сертификации и эффективность  самого внедрения системы качества зависят от объективных и субъективных факторов, связанных с состоянием, структурой, историей и менеджментом предприятия.

      На  сегодняшний день сертификаты ISO 9000 получили и намерены получить десятки, если не сотни, петербургских предприятий, относящихся к самым разным отраслям. В таблице ниже представлены отрасли, лидирующие по уровню распространения  стандартов ISO 9000 в Санкт-Петербурге.

          Таблица 1

Отрасль       Комментарии причины
Производство  электронных компонентов и оборудования;       Большинство предприятий, проходящих сертификацию, либо активно работают по заказам  западных компаний, либо имеют соответствующие  амбиции.
Производство  программного обеспечения и услуги оффшорного программирования;       С одной стороны, серьезные производители  ПО характеризуются сравнительно высокой  квалификацией менеджеров, и сама их деятельность способствует успешному  внедрению стандартов. С другой стороны, большинство из них работают или хотят работать по зарубежным корпоративным заказам.
Фармацевтическая  промышленность, производство медицинской  техники;       Сравнительно  хорошо развитая и благополучная  в Санкт-Петербурге отрасль. Многие фармацевтические предприятия либо принадлежат западным корпорациям, либо являются поставщиками таковых. Кроме того, эта отрасль подлежит жесткому государственному контролю и регулированию в области качества, причем не только в России, но и во всех странах, в которые ее продукция может экспортироваться. Это делает сертификацию систем качества по ISO 9000 и дополнительным отраслевым схемам особенно актуальной задачей.
Пищевая промышленность;       Главная причина в относительном благополучии производителей. Некоторые из предприятий  отрасли осуществляют также экспорт  своей продукции в европейские  страны – Швецию, Финляндию, Германию и др. Там сертификация по ISO 9000 является не только преимуществом, но и зачастую обязательным требованием
Полиграфия  и упаковка       Эта отрасль в Санкт-Петербурге в  настоящее время бурно развивается. Создаются новые предприятия. И  не случайно одна из ключевых групп  клиентов типографий – отечественные  и зарубежные производители упакованных  продуктов питания и потребительских товаров. В этом смысле они следуют за своими потребителями.
Тяжелое машиностроение;       Одна  из первых отраслей в Санкт-Петербурге, в которую проникли стандарты ISO 9000. Первоначальный мотив прохождения  сертификации – стремление работать на экспорт.
Кораблестроение и обслуживание судов;       Эта отрасль в Санкт-Петербурге обладает естественными преимуществами и  на сегодняшний день работает преимущественно  по экспортным заказам. Кроме того, в кораблестроении, так или иначе, очень хорошо развита система  стандартизации, что в определенной степени способствует быстрому восприятию подходов ISO 9000.
Производство  комплектующих для автомобилестроения;       Причина интереса к ISO 9000 и смежным стандартам (например, QS 9000 или TS 16949) кроется в  активном развитии автомобилестроительной промышленности в России – как  отечественной, так и зарубежной. Так ВАЗ, КАМАЗ и другие отечественные автозаводы проходят или уже прошли сертификацию и рекомендуют сделать то же самое своим поставщикам. Помимо этого с 1997-98 гг. западные производители автомобилей (FORD, Fiat, Renault, Opel и др.) заинтересовались Россией как местом для размещения своих производств.
Производство  строительных материалов;       Сравнительно  благополучная отрасль. К стандартам ISO 9000 обращаются экспортеры и поставщики российских строителей. Строительная отрасль в городе в последнее  время переживает относительный  подъем. Как правило, это успешные и интенсивно развивающиеся предприятия. Причиной интереса к внедрению систем качества у многих из них явилось достижение "предела управляемости" по численности персонала и потребность в пересмотре подхода к управлению. Такие предприятия часто в первую очередь интересует повышение эффективности менеджмента и лишь во вторую – получение сертификата.
 

      Сравнительно  недавно интерес к стандартам ISO 9000 начал развиваться в сфере  производства промышленного оборудования. В этом секторе к стандартам ISO 9000 в Санкт-Петербурге преимущественно  обращаются малые и средние предприятия. Этот интерес, очевидно, связан с улучшением хозяйственного состояния предприятий и появлением у них амбиций в отношении работы на экспорт и по заказам крупных потребителей.

      В последнее время наблюдается  интересная тенденция к повышению  интереса к стандартам сертификации систем качества со стороны предприятий  из сферы услуг и, в частности, оптовой и розничной торговли. Их основная мотивация в большинстве  случаев связана с желанием повысить свой имидж на рынке и продемонстрировать свое благополучие. Однако само намерение внедрить систему качества показывает, что сектор торговли отошел от ценовой конкуренции к конкуренции на основе качественных преимуществ. Торговые компании стремятся совершенствовать качество обслуживания своих потребителей.

      Сегодняшнюю ситуацию характеризует еще одна общая тенденция – увеличение доли предприятий, обращающихся к стандартам ISO 9000 сознательно – в целях  совершенствования качества и повышения  эффективности управления, а не для  решения сиюминутных задач. Это  свидетельствует о проникновении идей современного менеджмента качества в умы большого числа менеджеров петербургских компаний и, соответственно, о благоприятных перспективах внедрения эффективных систем менеджмента качества на многих предприятиях города.

      В целом рост внимания петербургских  компаний к сертификации систем менеджмента  качества ясно прослеживается.

3.3 Опыт внедрения  стандартов качества  на Российских  предприятиях

3.3.1. Заволжский моторный  завод

      Руководство Заволжского моторного завода пришло к решению сертифицироваться по ISO 9000 поэтапно. Сначала они начали работать в литейном производстве и внедрили там систему качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9000. Это было вызвано тем, что когда они вышли на рынок Германии, немецкие партнеры сказали, что без внедрения стандартов ISO 9000 и без сертификации в уважаемом немецком органе доступ на немецкий рынок закрыт. С этого все и началось.

      При содействии консультантов они стали  работать с этими стандартами  в литейном производстве. Сначала  изучили, потом консультанты провели  обследование, увидели что и где  у не так. В итоге поняли, что  раньше предприятие работало почти  вслепую, а стандарты - очень полезное дело. Затем на заводе внедрили систему качества в производстве подшипников скольжения по требованию Волжского автомобильного завода, так как он является их поставщиком.

      Убедившись  в том, что начинание было очень  полезным для завода и позволило навести порядок, внедрили систему качества на всем производстве.

      В результате все затраты, которые  завод понес при подготовке к  сертификации, включая оплаты услуг  консультантов и аудиторов, были полностью покрыты в первый же год после сертификации за счет снижения потерь от брака. Эффективным также  оказалось изменение системы расчетов убытков от брака. То есть качество в том объеме, который полностью зависит от предприятия, завод гарантирует. А в последующие годы планируется перейти на версию 2000 года.

3.3.2. Солнечногорский  завод металлических  сеток Лепсе

      Прошел  сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001. Сертификация проводилась  немецким TUV. Подготовку к сертификации руководство начало в 1995 году, в конце 1996 года завод получил сертификат, а в 1999 году прошел ресертификацию.

      После внедрения системы качества по стандарту ISO 9000 у всех, во-первых, появилось  понимание, что за клиента надо бороться. Раньше главной задачей любого завода было выполнение плана, и тогда не болела голова о том, где взять  сырье и куда пойдет продукция. Сейчас стало понятно, что без привлечения клиента, без предоставления ему определенных гарантий, ожидать его появления не приходится. Во-вторых, поняли, что с потребителями и поставщиками работу следует вести постоянно. Для этого необходимо развивать по новым принципам маркетинг, снабжение и другие важные направления. Продукция должна производиться в соответствии с требованиями клиента, а не плана.

      Кроме того, после внедрения ISO 9000 на предприятии  произошли и качественные изменения. Качество продукции стало намного  выше, что обусловлено как наличием системы качества, так и традициями. Постоянно контролируются затраты  на обеспечение качества и потери, которые несет завод. Потери составляют менее одного процента. Также, заметно поднялась культура управления. Каждый стал понимать, что все работают в одной упряжке, и полномочия, переданные каждому, направлены на общий результат работы.

      Сейчас  завод контролирует рынок, на котором  работает и пытается его расширить. Делается все возможное для дальнейшего  укрепления позиций на рынке. При  этом необходимое качество достигается  не за счет увеличения затрат, а при  минимуме накладных затрат. В результате 10% продукции идет на экспорт.

3.3.3. ОАО "Автодвигательсервис"

      Имеет не международный сертификат, а сертификат ГОСТ Р ИСО-9002. При этом оно стало  первым обладателем данного сертификата  в сфере услуг.

      В результате внедрения системы на предприятии повысилось качество организации  работ. В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО-9000 улучшился порядок  приемки деталей, повысилась эффективность  взаимодействия с изготовителями. Складской  учет организован так, что все детали прослеживаются с начала поступления до установки на автомобиль. В любой момент можно определить, по чьей вине появилась неисправность - то ли это вина изготовителя, то ли была допущена ошибка в процессе установки. В итоге, благодаря этой системе удалось значительно поднять уровень качества оказываемых услуг.

заключение

      До  сих пор основной целью функционирования системы управления качеством в нашей стране было, как правило, выполнение задания по увеличению выпуска продукции с государственным Знаком качества. В условиях свободного рынка цель совершенно другая: нужно, например, заработать определенную сумму в валюте. Для её достижения проводятся маркетинговые исследования, в результате которых устанавливается, что на таком-то рынке можно продать такую-то продукцию по такой-то цене. Но для этого она должна обладать такими-то свойствами и поступить на рынок не позднее такого-то срока. Следовательно, исходя из поставленной экономической цели, формулируется цель предприятия в области качества продукции. Для достижения последней и строится соответствующая система качества, способная обеспечить к определенному сроку создание нужной продукции и отладку её стабильного производства.

      По  всеобщему признанию, 90-е годы - решающее десятилетие в области обеспечения  качества продукции. Поэтому сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот  факт, что из многих рекомендуемых  средств достижения качества продукции  первым следует считать подготовку кадров. Пути обеспечения качества нужно искать в социальной психологии рабочих групп и производственных коллективов. Никакие воздействия извне – тотальный контроль, ужесточение наказаний за брак и т. п. не способны обеспечить высокое качество. Вывод однозначен: ставку надо делать на самих производителей продукции. Здесь уместно привести “заповедь” одного американского бизнесмена, который считает, что для успеха предприятия нужно придерживаться принципа трех “p”: “people-product-profit” (человек-продукция-прибыль). На первом месте, как видно, человек, работник, а, следовательно, его квалификация и положительные личностные качества: общительность, инициативность, чувство ответственности, стремление к сотрудничеству и дух соперничества.

Информация о работе Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000