Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 01:22, реферат

Описание работы

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 622.50 Кб (Скачать)

      Часть 4: Руководство по управлению программой надежности".

      ИСО 9004: "Общее руководство  качеством и элементы системы качества". Этот документ предоставляет пользователю пакет руководств, с помощью которых система качества может быть разработана, осуществлена и установлена, т.к. он предоставляет информацию и предложения по осуществлению Системы Всеобщего Руководства Качеством, которая запускается после установки и (возможно) сертификации Системы Качества.

      Часть 1: "Руководящие указания".

      Часть 2: "Руководящие указания по услугам".

      Часть 3: "Руководящие указания по перерабатываемым материалам".

      Часть 4: "Руководящие указания по улучшению  качества".

      Часть 5: "Руководящие указания по программе  качества".

      Часть 6: "Руководство качеством при  управлении проектированием" (проект стандарта).

      Часть 7: "Руководящие указания по управлению конфигурацией" (проект стандарта).

      Из  вышесказанного следует, что ни ИСО 9000, ни ИСО 9004 не являются моделями Обеспечения  Качества и не должны рассматриваться  как обязательные требования. Таким  образом, бессмысленно говорить о сертификации или регистрации по ИСО 9000 или  ИСО 9004. Могут быть получены только сертификаты на соответствие ИСО 9001, 9002 или 9003.

      К другим вспомогательным стандартам в области качества относятся:

      ИСО 10011: "Руководящие  указания по проверке системы качества". Данная группа является нормативной базой для органов, осуществляющих проверку системы качества предприятия (в том числе и при проведении сертификационного аудита). Однако эти стандарты будут весьма полезны и при построении системы качества, так как позволяют предвидеть сценарий и процедуру ее проверки.

      Часть 1: "Проверка"

      Часть 2: "Квалификационные критерии для  экспертов-аудиторов по проверке систем качества"

      Часть 3: "Руководство программой проверок"

      ИСО 10012: "Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования - часть 1: Система подтверждения метрологической  пригодности измерительного оборудования". Выполнение данных требований не является обязательным для соискателей сертификата  соответствия стандартам ИСО 9001, 9002 или 9003, однако трудно представить себе соблюдение требований ИСО 9001, 9002 или 9003 без выполнения требований ИСО 10012 или отсутствие у предприятия собственной метрологической базы.

      ИСО 10013: "Руководящие  указания по разработке руководств по качеству". Представлены основные рекомендации по составлению головного документа системы качества - Руководства по Качеству. Предприятия могут пойти и своим путем при разработке Руководства по Качеству, поскольку для сертификации системы качества необходимо выполнение всех требований только стандарта ИСО 9001, 9002 или 9003 в зависимости от выбранной модели.

      ИСО 8402: "Управление качеством  и обеспечение  качества - Словарь". Поскольку многие обычные слова, используемые повседневно, применяются в области качества в специфическом или ограниченном значении по сравнению с полным диапазоном определений, приводимым в словарях, то данный стандарт ставит целью пояснить и стандартизировать термины по качеству, как они применяются в области управления качеством.

      Несмотря  на то, что стандарты серии ИСО 9000 создавались как независимые  от отраслей промышленности, ISO/TC 176 работает над расширением и развитием  серии ИСО 9000 , дополняя её документами (руководствами или проектами  стандартов), более чувствительными  к специфике различных секторов промышленности в таких областях как:

      перерабатываемые  материалы;

      услуги;

      разработка  программного обеспечения, интеллектуальной продукции и т.д.

      специфические области управленческой деятельности:

      непрерывное совершенствование;

      аудит;

      обучение  и образование персонала и  т.д.

      Комитет ISO/TC 176, указывая на назначение стандартов - регламентировать деятельность широкого спектра предприятий, признаёт, тем  не менее, что стандарт может быть модернизирован для специфических  нужд: во введении к каждому стандарту  приведена следующая фраза:

      Предполагается, что настоящий стандарт применим в представленной форме, но в случае специфической договорной (контрактной) ситуации он может быть модернизирован.

      Международный комитет ISO/TC 176 предлагает выбрать модель обеспечения качества из трёх возможных (рис.3,4).

      ИСО 9001 "Система Качества: Модель обеспечения  качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании"

      ИСО 9001 является наиболее обширным стандартом; он применим в случае договорной ситуации, когда соответствие специфическим  требованиям должно обеспечиваться в течение нескольких стадий, включающих: проектирование/разработку, производство, монтаж и обслуживание. Это применимо когда:

      необходимо  проектирование продукции и требования к ней определены в виде эксплуатационных характеристик или они должны быть установлены;

      доверие к соответствию продукции может  быть достигнуто путём соответствующей  демонстрации поставщиком его возможностей в проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

      ИСО 9002 "Система Качества: Модель обеспечения  качества при производстве, монтаже  и обслуживании"

      ИСО 9002 применим в договорной ситуации когда:

      специфические требования к продукции установлены  в проекте или в технических  условиях;

      доверие к соответствию продукции может  быть достигнуто путём соответствующей  демонстрации поставщиком его возможностей в производстве, монтаже и обслуживании.

      ИСО 9003 "Система Качества: Модель обеспечения  качества при окончательном контроле и испытаниях"

       ИСО 9003 применим в договорной ситуации, когда доверие  к соответствию продукции установленным  требованиям может быть достигнуто путём соответствующей демонстрации поставщиком его возможностей в  окончательном контроле и испытаниях.

       Взаимосвязь между ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003

      ИСО 9001 является наиболее обширным. В нём описывается система качества, которая распространяется на все возможные виды деятельности предприятия, ИСО 9002 в меньшей степени описывает эту систему, исключив из рассмотрения деятельность по проектированию, ИСО 9003 ещё в меньшей степени, чем ИСО 9002 описывают систему, не затрагивая проектную, производственную и послепродажную деятельность. Общие для стандартов главы следуют одной и той же цели: они являются идентичными или, в случае модификации, они являются совместимыми "снизу-вверх".

глава 2. сравнительная  характеристика ISO и TQM1

      В современном мире управление качеством  обычно упоминается в контексте  двух систем: total quality management (TQM) и "стандартов системы качества" ИСО-9000. Во-первых, стандарты серии ИСО 9000, обеспечив  построение Системы качества на предприятии, не могут обеспечить ее совершенствование, а во-вторых, удовлетворенность конечного потребителя, что является основным для рыночно ориентированной экономики.

        Для того, чтобы разрешить возникающие  противоречия и создать всеобъемлющую  концепцию качества как системы  удовлетворения потребителя и  разрабатываются концепции системы  всеобщего управления качеством  -TQM (Total Quality Management). Предполагается, что все новые стандарты управления качеством будут строиться на основании именно этой концепции.

      Рассмотрим  ее базовые элементы.

      Вовлеченность высшего руководства. Смысл данного требования состоит в том, что весь руководящий состав компании, включая высшее руководство, должен быть вовлечен и участвовать в процессе повышения качества, начиная от начальных этапов создания бизнеса и формирования стратегических целей, до конкретных тактических решений, которые могут существенно повлиять на общее управление качеством. Одна из главных задач вовлеченного руководства – это необходимость учета требований качества на самых ранних этапах создания, модернизации бизнеса, а также необходимость постоянного стимулирования работников к достижению высших стандартов качества продукции.

      Вовлеченность покупателя. Во многих случаях источником информации о нарушении качества является покупатель. Его важнейшая роль в системе управления качеством сказывается как в своевременном доведении до поставщика информации о нарушении качества, так и во включенности в процесс создания высококачественного продукта. Покупатель, как источник потребностей, должен сообщать о своих потребностях производителю. Но и производитель должен интересоваться этими потребностями, что в России часто отсутствует.

      Действительно, у нас продукция производилась  не та, которая была нужна потребителю, а та, которая была включена в  план. И делалась она такой не потому, что нужна покупателю, а  потому что она была удобна заводу. Это противоречит одному из основных требований TQM, которое требует, чтобы продукция была нужна. Это общее здравое требование рынка. Зачем производить не нужную продукцию?

      Большое значение имеет активное участие  покупателя в этом процессе. Ведь отечественный  покупатель исходит из того, что  магазин создан для того, чтобы  он искал там нужный продукт. Покупатель на Западе более активен и всегда стремится получить (в том числе  и создать!) нужный продукт. Потому что он уверен, раз ему это нужно, то обязательно найдется тот, кому выгодно это произвести.

      Разработка  продуктов для  качества. Требование кажется достаточно очевидное. Однако в России и с ним возникают проблемы. Потому что разработка продукции ведется не только без учета требований от покупателей, но и без учета требований качества продукции, исходя из того, какая продукция может быть произведена. В ситуации тотального дефицита о качестве не может быть и речи.

      Обычными  требованиями продукта для достижения высшего качества являются задание  высших параметров производительности, удовлетворения потребностей покупателей  в удобном сервисе продукции, внешнем виде и дизайне упаковки. Кстати, в последнее время дизайн упаковки, сделанной в России значительно улучшился, что можно рассматривать как весьма положительный факт.

      Разработка  производственных процессов  исходя из требований качества. Производственные процессы рассматриваются в стандарте ИСО-9000. Одна из основных задач этих стандартов, как раз установление и разработка производственных процессов для производства качественной продукции. Как основное требование стандартов можно сформулировать то, что должны быть четко разделены неконтролируемые факторы и такие, как возможное неправильное функционирование машин, некачественные материалы, неправильное выполнение рабочими своих обязанностей. Такие контролируемые факторы могут быть устранены в процессе внедрения системы ИСО-9000. Однако могут возникнуть и неконтролируемые факторы, такие как резкое изменение температуры, связанное с резким изменением погоды, вибрация, в том числе внешняя (от проезжающего транспорта) и другие причины связанные с природными и внешними по отношению к предприятию факторами. При размещении, дизайне новых предприятий желательно избежать максимально возможного влияния неконтролируемых факторов на производство. Это одна из задач высшего менеджмента - добиться того, чтобы неконтролируемые факторы не возникали вообще.

      Контроль  производственных процессов  для достижения качества. Требование также достаточно очевидное, т.к. если производственные процессы разработаны таким образом, чтобы достигать высшего качества продукции, необходимо их контролировать, чтобы разработанные параметры выполнялись, работники выполняли должностные инструкции и выполнялись требования документации в соответствии с нормами по правильному производству.

Информация о работе Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000