Управление экономикой России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые.

Содержание

Введение
Цели и основные направления экономического развития в РФ
Органы управления экономическим развитием в РФ
Антикризисные меры Правительства РФ на 2009 год
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Управление экономикой страны.docx

— 35.44 Кб (Скачать)

Управление экономикой России

План курсовой работы

 

Введение

Цели и основные направления  экономического развития в РФ

Органы управления экономическим  развитием в РФ

Антикризисные меры Правительства  РФ на 2009 год

Заключение

Список используемой литературы

 

1. Введение

 

После десяти лет динамичного  экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический  кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов  населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано  с накопленными деформациями структуры  экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые.

Именно поэтому в настоящее  время перед государством и обществом  остро встает вопрос о выявлении, разработке и развитии наиболее перспективных  и эффективных направлений развития экономики Российской Федерации, ее регионов, различных областей, отраслей и комплексов. Для решения особо  приоритетных задач разрабатываются  отраслевые стратегии, включая федеральные  целевые программы и комплекс мероприятий нормативного правового  характера. Управление экономическим  развитием в Российской Федерации  осуществляется рядом уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти, центральное место среди  которых занимает Министерство экономического развития РФ. От деятельности Министерства и подведомственных ему органов  зависит благосостояние и уровень  жизни граждан, а так же процветание  всей страны и будущих поколений.

Россия, имея колоссальные запасы природных ресурсов, обширные территории и большой потенциал развития не только может, но и должна стать  ведущей мировой державой, на которую  будут равняться все остальные  государства. А уж как скоро это  случится, зависит от правильно расставленных  приоритетов, грамотного распределения  средств из федерального бюджета  и дальновидности государства, при  решении вопроса, какому направлению  развития экономики отдать предпочтение.

2. Цели и основные  направления экономического развития  в РФ

 

Определяя дальнейшие пути развития России, Правительство Российской Федерации приняло распоряжение № 1662-р от 17.11.2008 (ред. от 08.08.2009) г. "О  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", целью которого является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения  благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Основные целевые ориентиры  Российской Федерации:

1) Высокие стандарты благосостояния человека. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.

2) Социальное благополучие и согласие. В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

3) Экономика лидерства и инноваций. Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг.

4) Сбалансированное пространственное развитие. Сформируются новые территориальные центры роста, как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

5) Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне. Россия укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

6) Институты экономической свободы и справедливости. Будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.

7) Безопасность граждан и общества. Будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции  и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию  в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени  реализовать национальные конкурентные преимущества.

Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан с формированием  нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям:

Развитие человеческого  потенциала России.

Развитие человеческого  потенциала включает системные преобразования двух типов:

направленные на повышение  конкурентоспособности кадрового  потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;

улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Они охватывают среднесрочные  и долгосрочные цели, приоритеты и  основные направления демографической  политики, политики модернизации здравоохранения  и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных  рынков труда и жилья.

Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей  предпринимательскую активность и  привлечение капитала в экономику.

Формирование современной, то есть адекватной вызовам постиндустриальной эпохи, системы институтов является важнейшей предпосылкой достижения стратегических целей Концепции. Необходимо обеспечить согласованное и эффективное  развитие институтов, регулирующих политические, социальные и экономические аспекты развития страны.

Институциональная среда, необходимая  для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе  будет формироваться в рамках следующих направлений:

политико-правовые институты, нацеленные на обеспечение гражданских  и политических прав граждан, а также  на исполнение законодательства;

институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала;

экономические институты, то есть законодательство, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие национальной экономики;

институты развития, нацеленные на решение конкретных системных  проблем экономического роста;

система стратегического  управления, позволяющая обеспечить гармоничность формирования и развития указанных типов институтов и  направленная на согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и  социальной политики при решении  системных внутренних проблем развития и ответа на внешние вызовы.

Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.

Перспективы структурной  перестройки экономики и ее диверсификации определяются возможностью решения  следующих задач:

обеспечение поступательного  развития нефтегазового комплекса, переход к новым технологиям  добычи и переработки топлива, увеличение спроса на российские машины и оборудование;

модернизация сырьевого  и перерабатывающего производства, увеличение глубины переработки  сырья, снижение энергоемкости производства и повышение его экологичности, расширение присутствия на мировых  рынках сырьевых товаров;

ускорение роста высоко- и среднетехнологичного производства, экономики интеллектуально емких  услуг, выход предприятий на внешние  и внутренние рынки с новой  конкурентоспособной продукцией с  высокой долей добавленной стоимости.

Переход экономики государства  на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной  в глобальном масштабе национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных  организаций (структур), занятых производством  и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального  характера.

Целью создания национальной системы поддержки инноваций  и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических  разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, а так же поддержка  процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики. Это позволит обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность.

В настоящее время сформировались высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая  промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), в которых Россия обладает серьезными конкурентными преимуществами или  претендует на их создание в среднесрочной  перспективе.

Закрепление и  расширение глобальных конкурентных преимуществ  России в традиционных сферах.

Целью государственной политики в области развития базовых отраслей промышленности является повышение  глобальной конкурентоспособности  российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического  комплекса.

Приоритетными направлениями  развития базовых отраслей промышленности являются выравнивание условий конкуренции  российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка  экспорта российской промышленной продукции.

Правительство находит важным развитие не только энергетической инфраструктуры и нефтегазового комплекса, но и  аграрного, рыбохозяйственного комплексов, а так же развитие конкурентных преимуществ  в сфере природопользования и  сокращение негативного воздействия  на окружающую среду.

Расширение и  укрепление внешнеэкономических позиций  России.

Усиление влияния мировой  экономики на социально-экономическое  развитие России будет происходить  на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в государствах-лидерах  и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно  возрастет роль внешнеэкономической  политики России как одного из важнейших  факторов ее социально-экономического развития, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности  экономики, а также решения ключевых социальных задач.

Целью внешнеэкономической  политики в долгосрочной перспективе  является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой  экономике на основе эффективного участия  в мировом разделении труда и  повышения глобальной конкурентоспособности  ее национального хозяйства.

Приоритетные направления  внешнеэкономической политики:

обеспечение ведущих позиций  России на мировых рынках высокотехнологичных  товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;

содействие экспорту и  достижению глобальной конкурентоспособности  обрабатывающих отраслей и сферы  услуг;

интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики;

повышение роли России в  обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций  на рынке углеводородов;

формирование интегрированного евразийского экономического пространства;

создание в России международного финансового центра, превращение  рубля в региональную резервную  валюту и расширение использования  рубля во внешнеторговом обороте;

усиление роли России в  решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка.

Информация о работе Управление экономикой России