Учет затрат по системе «Директ-Костинг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Система «Директ-костинг» является одной из множества систем калькулирования себестоимости и учета затрат, применяемых в системе управленческого учета.
Вопрос о необходимости освоения западного опыта и адаптации практики, накопленной в области управленческого учета, в том числе использования системы «Директ-костинг», не подвергается сомнению. Более того, уже можно говорить о некотором опыте, накопленном российскими предприятиями в области использования этой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
1 СИСТЕМА «ДИРЕКТ-КОСТИНГ», КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА…………………………..
5
1.1 Сущность системы «Директ-костинг»……………….…………………... 5
1.2 Метод и организация учета затрат в соответствии с системой «Директ-костинг»…………………………………...………………………………………
8
1.3 Особенности системы «Директ-костинг». Преимущества и недостатки... 10
2 УЧЕТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ УСЕЧЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ…….… 14
2.1 Простой «Директ-костинг»…………………………………………………. 14
2.2 Развитой «Директ-костинг»………………………………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..... 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Реферат УЧЕТ ЗАТРАТ.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

   - практическое применение рассматриваемого метода тесно переплетается с применением методов, основанных на исчислении нормативной себестоимости, в частности со «стандарт-костингом».

   Простой «директ-костинг» базируется на следующих  принципах:

   - затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные;

   - себестоимость произведенных и реализованных изделий исчисляется только на основе распределения переменных (операционных) затрат;

   - сравнение полученной таким образом переменной себестоимости с ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржей с переменных затрат;

   - возмещение постоянных затрат за счет различных марж с переменной себестоимости для определения результата деятельности и рентабельности предприятия.

   Таким образом, согласно методу переменных затрат (простой «директ-костинг») определяется маржа с переменной себестоимости, которая представляет собой излишек  выручки от реализации по сравнению с переменными затратами:

   маржа с перемен. себестоим. = объем реализац. - переменные затраты

   Когда маржа с переменных затрат позволяет  возместить сумму постоянных затрат, предприятие достигает «мертвой точки», или порога рентабельности, то есть финансовый результат равен нулю.

   Основы  данного метода – это:

   - постоянная направленность учета на конечный результат, то есть определение маржи по изделиям, в целом по предприятию и производственному результату (прибыли или убытки);

   - учет по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости по изделиям;

   - учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение маржи в целях определения производственного результата;

   - определение маржи по изделиям как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.

   Если  предприятие производит много изделий, то метод переменных затрат позволяет  измерить «вклад» каждого изделия  в возмещение постоянных затрат и  формирование общего уровня рентабельности. Кроме того, этот метод в условиях рыночной экономики дает возможность проводить политику развития торговли в зависимости от заданных ориентиров на основе определения минимального объема реализации, то есть критического объема реализации, или порога рентабельности различных товаров.

   Понятие «вклад продукта» получило широкое  распространение в практике «директ-костинга», оно позволяет определить, что  каждый продукт приносит предприятию. Эта учетная категория позволяет  лучше измерить рентабельность продукта или группы продуктов, индивидуализируя затраты, которые к нему относятся. При таком методе отклоняются от строгого соблюдения переменной себестоимости, так как себестоимость включает не только переменные затраты, но и часть прямых постоянных затрат. Это дает возможность улучшить технику исчисления себестоимости, а сам метод был назван развитым «директ-костингом». 

 

    2.2 Развитой «Директ-костинг» 

   Практическое  применение простого «директ-костинга»  было построено на аксиоме: каждое изделие, центр ответственности вносят особый вклад в результаты деятельности предприятия, но только предприятие как юридическое лицо может получить прибыль или понести убыток. То есть, отказывались от определения чистого результата по изделиям, центрам ответственности, а ограничивались исчислением маржи, за счет которой списывали постоянные расходы.

   По  мере внедрения простого «директ-костинга»  выяснилось, что некоторые специфические  постоянные расходы могут быть отнесены прямо без условного распределения  на соответствующие изделия, их группы, центры ответственности, сегменты деятельности, то есть концепция юридического лица постепенно менялась в бухгалтерском учете и возникло понятие полумаржи как разницы маржи и соответствующей суммы прямых постоянных расходов. Понятие полумаржи экономически приближается к понятию финансового результата, ибо характеризует компенсацию косвенных постоянных расходов и получение прибыли.

   Второе  коренное отличие развитого «директ-костинга»  от простого в том, что модель «затраты – выпуск» стала действовать не только в центрах ответственности на самом предприятии, но и за его пределами, что вызвало необходимость определения финансовых результатов (марж, полумарж) по сегментам деятельности, то есть в маркетинговом аспекте. Развитой «директ-костинг» позволил усилить контроль в общественном производстве, так как обеспечивал получение информации о результатах деятельности каждого подразделения предприятия, а для этого необходимо было точно определить, за что несет ответственность каждое подразделение. Чтобы решить эту проблему, нужно было избегать условного распределения общих расходов, что привело к появлению категории «полумаржа по уровням» (изделие, группа изделий, цех, завод, компания). В связи с этим основой организации учета по методу развитого «директ-костинга» стало выделение сегментов деятельности и определение результатов в управленческом учете по этим сегментам.

   Специалисты, занимающиеся вопросами развитого  «директ-костинга», подразделяют сегменты деятельности на две категории:

   - внутренние – изделия, группы изделий, заказы, центры анализа, прибыли, рентабельности, ответственности;

   - внешние –секторы покупателей, классы клиентов, заказы, графические зоны реализации, каналы реализации.

   Внедрение развитого «директ-костинга» привело  к отражению в учете нескольких видов марж и полумарж, поскольку в нем использовали пирамидальную систему учета общего (совокупного) результата деятельности. В основе пирамидальной системы лежит иерархия сегментов, которые расположены последовательно по нарастающей. Такая система может быть построена по производственному, реализационному или другим признакам.

   Внедрение в практику развитого «директ-костинга»  приводит к тому, что предприятия  в целях повышения эффективности  производства и контроля деятельности центров ответственности все большую часть постоянных расходов прямо относят на себестоимость этих центров.

   Разбивка  предприятия на сегменты реализации может оказаться очень полезной в плане ориентации сотрудников, занимающихся маркетингом. Определение  маржи по уровням дает возможность проведения двойного анализа. С одной стороны, производственную деятельность как бы локализуют и определяют серию марж по сегментам – продуктам. С другой стороны, обособляют распределительную деятельность, определяют и анализируют серию марж по сегментам реализации. В результате, исходя из этих двух критериев, анализируют действие новой экономической модели «продукт – рынок». Каждый продукт (товар) продается на многих рынках. Поэтому целесообразно исчислять маржу по каждому продукту, на каждом рынке.

   Внедрение нормативов в систему «директ-костинга» вызывает меньше проблем, чем исчисление полной себестоимости, так как применение данной системы не требует условного распределения затрат. Кроме того, не нужно оперировать категориями «единица работы» и «нормальная деятельность», использование которых сильно затрудняет учет, но которые тем не менее необходимы при системе учета полной себестоимости.

   В управленческом учете главенствующей становится система нормативов. Определяют не только нормативную себестоимость, но и нормативную выручку, так как это единственное средство соизмерить поступления и расходы и определить нормативную маржу, то есть использовать модель «затраты – выпуск».

   Преимущества  развитого «директ-костинга» очевидны. Особенно эффективно его применение на предприятиях с массовым производством и относительно сложным, технологическим процессом, поскольку в этом случае гораздо легче определить маржу по сегментам деятельности, чем по производственным признакам.

   Основные  новации развитого «директ-костинга»:

   - появление категории специфических прямых постоянных затрат и системы полумарж и регулирование на этой основе объемов производства и реализации, себестоимости, цен;

   - исчисление результатов (марж) по внешним сегментам (находящимся за пределами предприятия), то есть использование маркетинговых принципов в системе управленческого учета;

   - пирамидальная (ступенчатая) система калькулирования на базе данных о переменных затратах и специфических прямых постоянных затратах.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   На  основе выше сказанного можно сделать следующие выводы.

   В настоящее время «директ-костинг» применяется в нескольких вариантах: классический «директ-костинг», предполагающий калькулирование по прямым (основным) затратам (все переменные); система  переменных затрат – калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные расходы; система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей – в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.

   Идея  «директ-костинга» сегодня нашла  отражение и в международных  стандартах по бухгалтерскому учету, касающихся отражения затрат и формирования финансовых результатов.

   Сейчас «директ-костинг» широко распространен в Германии, чаще всего на крупных предприятиях. Данный метод применяют здесь 54% предприятий. Особо популярна данная система в пищевой промышленности – 71,4%, и в строительстве – 67,4% предприятий. Вообще по всему миру от 30% до 50% компаний используют метод «директ-костинг» для внутренних расчетов.

   В России по мере обособления предприятий  с различной формой собственности, включения механизмов свободного ценообразования  и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики появится и постепенно будет возрастать потребность в «директ-костинге», от этого будет зависеть дальнейший рост эффективности учета.

    Наличие математического и программного обеспечения и средств вычислительной техники, расширение сферы их применения являются материальной предпосылкой практического использования системы «директ-костинга» на российских предприятиях.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1 Горемыкина Т.К. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование: учебное пособие / Т.К. Горемыкина, О. Ю. Осипенкова. – М.: Изд-во МГИУ, – 2004. – 124 с.

2 Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов / В.Б. Ивашкевич. – М.: Изд-во Юристъ, –2003. – 624 с.

3 Керимов, В.Э Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: учебник / В.Э. Керимов. – М.: Изд-во Дашков и К, – 2002. – 368 с.

4 Керимов, В.Э Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник / В.Э. Керимов. – М.: Изд-во Дашков и К, – 2005. – 484 с.

5 Никитенко, Н.Н. Учет затрат и калькулирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие / Н.Н. Никитенко.– Хабаровск: Изд-во РИЦ ХГАЭП, – 2003. – 115 с.

Информация о работе Учет затрат по системе «Директ-Костинг»